in

Дорого, богато: 11 признаков любительских миксов и способы их устранения

Домашние записи могут звучать качественно. Главное — избавиться от частых проблем.

признаки любительских миксов

Один из авторов блога iZotope Ник Месситт, написал подробную заметку о признаках любительских миксов. В своём материале Ник перечислил частые симптомы треков, созданных начинающими и непрофессиональными музыкантами в домашних условиях, а также посоветовал действенные методики по устранению распространенных проблем.

По мнению Месситта, все миксы можно разделить на два вида: дешёвые и дорогие. Дешёвые миксы откровенно и явно сообщают о том, что их делали любители, в то время как дорогие грамотно скрывают эти моменты. Несмотря на такое разделение, домашние любительские миксы все равно могут звучать дорого, если исправить самые типовые недостатки, заметные слушателю.


Не знаю как вы, но я делаю много материала в домашней студии. Несмотря на то, что многое звучит круто даже в сыром виде, ещё больше записей страдают от «дешёвого» саунда. Причин такой дешевизны предостаточно: не вытягивающий динамический диапазон и гармонический контент интерфейс, неподготовленном комната, плохие микрофоны.

Задача звукорежиссера сделать так, чтобы «дешёвые» звуки зазвучали как «дорогие», утратили любительский налёт и приобрели более профессиональный саунд. Домашняя запись не помеха качеству, созданные в спальне и гостиной треки могут звучать в плейлистах любого стримингового сервиса не хуже сделанных на студии треков.

Под дешёвым звуком я понимаю треки и дорожки, звучание которых выдаёт то, как и где они были записаны. Вместо того, чтобы оценить сам трек, слушатели замечают недостатки и больше думают о неудачах домашней записи нежели о содержании песни. В свою очередь «дорогие» треки — песни, в которых слушатели отмечают запись и то, как все инструменты слаженно создают отличную картину.

Можно долго рассуждать о том, что слушателю все равно на то, как записаны треки, но это не значит, что на общее качество звука нужно забить. Речь здесь идёт скорее о том, чтобы домашний микс ничем не уступал профессиональной работе, и при прослушивании в общем плейлисте выглядел так, будто он сделан точно таким же образом, что и коммерческие записи. В конце концов, реальные и дорогие коммерческие записи могут звучать «дёшево», и наоборот.

Конечно, когда наши дорожки страдают эффектом дешевизны из-за плохой записи, то лучше переписать проблемную часть. Беда в том, что это не всегда возможно: в домашних условиях приходится работать с тем, что есть. Но не нужно отчаиваться: да, мы не можем переписать то, что имеем, но в наших силах исправить большинство проблем. Сделать это можно одним из трех общих сценариев:

  • Редактура. С помощью правок, склеек, чистки и прочей полировки можно превратить откровенно слабые записи во что-то более мощное. Благодаря этому исполнение может найти утраченную энергию, а сам трек инструмента зазвучать лучше.
  • Фазовые отношения между инструментами, записанными несколькими микрофонами. Дешёвые и любительские записи часто страдают от проблем с фазой. Исправив отношения между гитарами, ударными, клавишными и любыми другими инструментами, записанными двумя и более микрофонами, мы сделаем микс чище и качественнее.
  • Правильное панорамирование и баланс по громкости. Прежде чем переходить к правкам отдельных инструментов, нужно навести порядок в статичном общем миксе. Каждый инструмент должен занять свое место в стереопространстве и не залезать во владения других инструментов. Убедитесь, что вы хорошо и чётко слышите вокал перед гитарами, а тома не тонут среди остальной установки.

Звучит слишком обще, но именно эти три сценария лежат в основе дальнейших действий. Каждый из пунктов ниже — типичная проблема любительских и плохо сделанных миксов, а также список советов, устраняющих эти недостатки.

Оверхеды ударных звучат слишком сухо

Итак, партия ударных в полном порядке, все элементы установки отчётливо слышны. Тем не менее кажется, что чего-то не хватает. При внимательном прослушивании снейр звучит картонно и тонко, райд похож на игрушечный колокольчик, крэши расплющены, а томам не хватает мощи.

Перед тем, как хвататься за эквалайзеры, компрессоры и ревербераторы, найдите референс-треки с сочным звучанием оверхеда. Я часто обращаюсь к песне Джеффа Бакли «Everybody Here Wants You» и треку Стивена Уилсона «The Raven Who Refused To Sing» вне зависимости от жанра микса, над которым работаю. Звучание оверхедов в этих песнях объёмное, натуральное и живое. Найдя референс, попробуйте привести свои оверхеды к похожему саунду.

Допустим, вы хотите улучшить тембральный окрас. В таком случае можно забыть об эквалайзере на какое-то время и воспользоваться процессором, который придаст аналоговый налёт звуку. Сатуратор с эмуляцией плёнки, дополненный низкоуровневым гармоническими улучшениями справится с задачей: первый можно найти в том же iZotope Ozone, второй — в Neutron. Общий принцип тембрального окраса прост: меньше шипения, больше мягкости, винтажная компрессия и выборочная сатурация.

Дополнительно можно слегка компрессировать трек комнаты. Фанатизм здесь не нужен: слегка приберите окружение, чтобы сгладить пики в сигнале. Изменения должны быть минимальными, но заметными на общем фоне. Если из-за такой обработки в ударных проявятся резонансные частоты, то не стоит бежать к эквалайзеру и вырезать все на корню. Если они не критичны и не портят микс в целом, то можно не обращать на них внимания — это адекватная цена более богатому звуку ударных. Главное, чтобы ничего не резало слух и не шипело.

Если крэш звучит резко и противно, и режет слух, небольшое ослабление эквалайзером в районе 3-6 кГц исправит это. Звук снейра, напоминающий удар по картонной коробке, исправляется точечным маленьким вырезом в области 6 кГц. Конкретные частоты зависят от самих ударных и особенностей записи, поэтому искать проблемы томов, рабочего и крэша начинайте отсюда.

признаки любительских миксов

Перейдём к райду. Чтобы райд стал райдом, а не туповатым колокольчиком, добавим немного реверберации, сфокусировав её на частотах, которые хотим выделить. Отправьте оверхеды на AUX, добавьте эквалайзер перед реверберацией — с его помощью мы усилим райд. Эквализация здесь очень похожа на bandpass-фильтрацию: чтобы вернуть тело райду и вернуть звуку мясо, настроим эквалайзер на диапазон в районе 900 Гц. Следом включим на AUX лёгкую (очень лёгкую!) реверберацию и настроим баланс так, чтобы райд стал мягче. В зависимости от задач, райд можно сделать воздушным или, наоборот, более плотным — экспериментируйте с эквалайзером и ревербератором, чтобы избавиться от колокольного звона и подогнать звучание под микс.

Все эти советы не вредят миксу и практически не убивают гейн, потери я обычно компенсирую на 0,5 дБ, не больше. Тем не менее совместное использование этих приёмов значительно улучшает звучание ударных и устраняет дешевизну.

Бас-бочка звучит как баскетбольный мяч

Любительские и дешёвые миксы часто страдают от бас-бочки, чей звук похож на удар баскетбольного мяча о пол. Обычно эта проблема исправляется ослаблением средних частот и усилением низа в районе фундаментальных частот бочки. Тем не менее иногда этот баскетбольный звон живёт выше, а обработка середины и низа не решает проблем.

В такой ситуации лучше отправить бочку на шину для параллельной компрессии. Помимо компрессора, на шине также нужно активировать сатуратор — гармонический дисторшн сатуратор наполнит средний диапазон сигнала. После этого бочка обретёт более приятное и тембрально сбалансированное звучание. Если такой приём не сработает, то скорее всего дело в самом исходнике. В этом случае лучше воспользоваться сэмплером и заменить бочку.

Снейр звучит так, словно кто-то бьёт по картонной коробке

советы по сведению ударных

Ещё один частый симптом любительских дешёвых миксов — картонный звук рабочего (тот самый boxiness). Избавиться от него можно подрезкой в области 6 кГц и усилением в районе 100-200 Гц. Если после такой обработки снейр станет излишне жирным, пройдитесь по нему компрессором со средним значением атаки и средне-быстрым спадом.

Если после этого картонный призвук никуда не денется, солируйте снейр и послушайте как он звучит в отрыве от остальной установки. Часто причина картонного звука кроется не в самом снейре, а в его отношениях с бочкой. При таком развитии событий стоит ослабить бочку эквалайзером в режиме сайдчейна на снейр — в таком случае частоты бочки ослабятся в моменты, когда звучит рабочий.

Рабочему барабану не хватает тела

Бывает так, что микс звучит великолепно, но рабочему барабану не хватает тела. Без этой мощи в звуке, снейр теряется в миксе и звучит жалко. Вне зависимости от стиля музыки, исправить проблему можно простым приёмом.

Отправьте обработанный сигнал снейра на шину параллельной компрессии. Изолируйте рабочий от остальных элементов установки, а затем понизьте сигнал на дорожке на 1-2 полутона. Следом усильте эквалайзером зону 100-200 Гц, добавьте по вкусу сатуратор, чтобы прибить возможный не естественный звук. Наконец, сдобрите все это дело небольшим налётом реверберации и совместите звук шины с оригинальным сигналом рабочего так, чтобы снейр стал мясистее. Цепочка эффектов в таком случае будет выглядеть так:

сведение ударных

Снейру не хватает высоких частот

Если рабочий записывался только одним микрофоном сверху, то ему может не хватать высоких частот. Решить проблему можно искусственной дорожкой нижнего микрофона.

Создайте копию трека снейра. Эквализуйте копию так, чтобы звук был максимально мясистым и сочным, слегка хрустящим — никакого звона и прочих характерных элементов. Диапазоны частот могут разниться в зависимости от исходника и самого барабана, но для придания мясного саунда работайте с диапазоном 100-200 Гц, а для сочного хруста загляните в район 1 кГц.

На копию дорожки рабочего добавьте гейт, чтобы слышать только сами удары. Фильтруйте все эквалайзером ниже 4 кГц, по желанию добавьте усиление в районе 8 кГц. Затем добавьте эксайтер, чтобы улучшить звучание верха (можно воспользоваться Neutron, Ozone или любым другим). Также по вкусу отполируйте копию компрессором или транзиент-шейпером, в зависимости от того, чего не хватает снейру (атаки или сустейна). Совместите оба сигнала рабочего.

признаки любительских миксов

Если звук будет слишком искусственным и неестественным, отправьте дорожки снейра на шину с реверберацией. Это должно немного размыть звучание и устранить эдакую роботизированность и грубость звука.

Басу не хватает высоких частот

Порой бас звучит слишком громоздко, нечетко, перегружено. Возможно, что в этом присутствует какой-то смысл, опирающийся на идею аранжировки, но вписать его в микс будет довольно сложно. Задумайтесь на минуту: должен ли бас постоянно быть накаченным? Какой смысл в том, чтобы безостановочно нагружать микс низкими частотами? Такой ход раздавит слушателя, который попросту выключит трек, даже не добравшись до конца первой минуты. Чтобы не утомить слушателя и чётко провести линию баса через микс, проведите динамическую обработку сигнала. Идея в том, чтобы уравновесить богатый низ другими диапазонами частот и добиться тембрального баланса в звуке баса.

Методика здесь схожа с рабочим барабаном: копируем дорожку, изолируем верхние частоты гейтом, чтобы в сигнале остался только верх и чуть-чуть середины. Следом используем эксайтер, который улучшает звук высоких частот через обработку середины (эксайтер генерирует частоты и обертона выше по спектру), а затем смешиваем копию с оригиналом дорожки.

В то же самое время, можно не городить историю с эксайтером и гейтом, а довериться модуляционным эффектам. Попробуйте обработать копию хорусом или фленджером, возможно высокие частоты сами проявятся в сигнале, хотя многое здесь зависит от характера баса и дизайна микса.

Восстановление мясистости звука к баса или электрогитар

Частая проблема дешёвых миксов заключается в нехватке объёма у гитар или баса: складывается ощущение, что у инструментов есть кости, но на них нет мяса. Исправить этот момент можно параллельной обработкой, применением эквалайзера, гармонического расширителя, модуляторов и ревербераторов (последние два эффекта не обязательно и используются по желанию).

Создадим копию дорожки, которой не хватает мяса. Послушаем, какой диапазон частот просел в общем звуке. Теперь наша задача в том, чтобы изолировать пропавший регион частот и ближайший к нему: к примеру, если инструмент теряет в районе 200 Гц, изолируем сигнал от 100 Гц, если проседает 80 Гц, то сделаем забор от 40 Гц. Усилим выборку гармоническим расширителем (Neutron, Nectar, Ozone, Trash или любым другим). Обработка частот ниже проблемного региона нужна для того, чтобы равномерно насытить гармоники звука и вернуть пропавший диапазон. С помощью последующей обработки ревербератором сигнал станет мягче, правки не будут выглядеть резкими: частоты аккуратно вернутся в сигнал, а в звучании не будет дисбаланса.

Если в параллельной дорожке наблюдается недостаток мощи в нижнем низе (частоты здесь появляются слишком быстро и так же быстро пропадают, не обогащая звук) — аккуратная и короткая реверберация может исправить проблему. Придётся настроить частоту, на которой срабатывает эффект и длительность затухания, но все эти действия оправданы — так вы добьетесь гармоничного звучания двух дорожек, а слушатели будут воспринимать их как единое целое. Главное не перестараться с реверберацией: нужна всего лишь капля.

Устранение шипения и резкости электрогитар в среднечастотном диапазоне

признаки любительских миксов

Записанные в домашних условиях через усилитель электрогитары часто страдают от доминирующей середины. Из-за этого гитары превращаются в шипящих бестий, портящих общую картину микса. Статичная подрезка эквалайзером в районе верхней середины здесь не поможет: шипение пропадёт, но гитарный саунд станет слишком пустым и туповатым.

Решить проблему можно динамической эквализацией. Сделайте динамическую подрезку в местах появления шипения, а затем добавьте сайдчейном небольшой буст в районе 200-300 Гц. Благодаря этому, в те моменты, когда гитара зашипит, произойдёт усиление низа, балансирующее слишком активный вырез середины.

Лёгкая сатурация низких частот также может исправить проблему. В зависимости от ситуации, устранить шипение можно совсем крошечной щепоткой гармонического дисторшна и спектральной обработкой верхней середины. При таком развитии событий размещать сатуратор нужно в самом начале цепи — сигнал на эквалайзер, компрессор и другие процессоры должен поступить уже в исправленном виде, иначе все манипуляции не имеют смысла.

Акустические гитары звучат слишком пространственно из-за большого количества отзвука комнаты

Плохо записанная акустическая гитара в плотной аранжировке с большим количеством инструментов — не конец света. Уложить её в микс можно типовыми способами: HP-фильтрацией, ослаблением проблемных частот, панорамированием и изменением динамики. Проблемой такая дорожка становится, если акустика — основной элемент аранжировки. В таких ситуациях гитара должна звучать богато, естественно и красиво.

Я перепробовал десятки способов исправления проблемного саунда акустической гитары: параллельное утепление через гармоническое обогащение, создание искусственного стереоэффекта дилэем и правками эквалайзером, реверберацию в роли пространственного «улучшайзера». В итоге пришёл к выводу, что все это лишь пустая трата времени.

Конечно, можно несколько пересмотреть аранжировку и общий настрой композиции и сделать что-то в духе трека Bright Eyes «You Will. You? Will. You? Will. You? Will», где гитара и вокал звучат отдалённо и пространственно. К сожалению, пересмотр трека совершенно не универсальный вариант, далеко не все песни готовы к такому. Поэтому здесь выход только один — нормально переписать акустическую гитару.

Пианино или роялю не хватает мощи

Ситуация с пианино или роялем аналогична акустической гитаре. В плотной и насыщенной аранжировке недостаток мощи не проблема, инструмент все равно можно уложить в микс. Если же клавиши — основной элемент микса, то варианты остаются теми же: пересмотр аранжировки (в духе «Song For Sarah Jane» Хоксли Уоркмена) или полная перезапись инструмента.

Несмотря на это, существует ещё один способ исправления ситуации: замена дорожки настоящего инструмента на виртуальное пианино или рояль. Способ очень затратный по времени, запрограммировать реалистично звучащий рояль очень сложно. Как бы скрупулезно вы не проработали партию, виртуальный инструмент все равно останется виртуальным инструментом. И если некоторые стили музыки спокойно принимают библиотеки, то в творчестве в духе Тори Эймос или близкого к нему виртуальные инструменты вас не спасут.

Вокал страдает от излишней фильтрации

Естественная фильтрация сигнала может возникать в тех случаях, когда запись происходит в неподготовленном помещении с плохим акустическим оформлением. Проблем от нее много: при обработке эквалайзером звучание все равно остаётся странным и скудным. При таком развитии событий звукорежиссер может:

  • Сатурировать сигнал, чтобы скрыть фильтрацию
  • Насытить нижний низ управляемой реверберацией, которая создаст более «живое» ощущение

Несмотря на то, что варианта два, лучше всего использовать их вместе. Если решитесь на такой сценарий, попробуйте плагин iZotope Nectar 3. Наведите плагин на проблемные частоты в районе верхней середины и динамически ослабьте их эквалайзером. Следом за этим, обработайте выбранную частоту в режиме «Follow EQ» — так модуль будет отслеживать проблемное место в сигнале и минимизировать их проявление. Также можно добавить немного дисторшна, который эффективно скроет естественную фильтрацию.

После этих манипуляций можно добавлять реверберацию, чья роль — создать ощущение более живого исполнения в качественном окружении. Сбалансируйте сигнал комбинацией субтрактивной эквализации, буста просевших частот и гармонического дисторшна. Все эти действия наполнят диапазоны, отфильтровавшиеся при записи. Чтобы склеить сигнал в единое целое, пригодится небольшая компрессия.

Теперь отправьте вокал сначала на шину с дилэем и шину с реверберацией. Шину дилэя отправьте на шину ту же шину реверберации и совместите сигнал всех дорожек так, чтобы они звучали гармонично. Результатом всех этих манипуляций станет более живой, легкий и певучий вокальный трек.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии