Прохождение звукового сигнала: объяснение базовых принципов от iZotope — SAMESOUND
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
  • 🗓️ Мероприятия
  • 👫 Сообщество
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🔊 Звуковые волны
  • Генератор диаграмм
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
SAMESOUND
No Result
Все результаты
  • Телеграм
  • 🤘 Сообщество
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🎙 Как выбрать микрофон
  • 🔊 Изучаем звуковые волны
  • 🎛 Выбираем оборудование
  • 🔥 Лучшие VST
in Продакшн
Автор: Егор Ревенга
16.01.2018

Прохождение звукового сигнала: объяснение базовых принципов от iZotope

Какой путь проходит звуковой сигнал при записи звука и сведении музыки.

1
91 872
5 0
прохождение звукового сигнала
920
ПОДЕЛИЛОСЬ
91.9k
ПРОСМОТРЫ
ПоделитьсяТелеграмнутьТвитнуть
SAMESOUND в Телеграме
Подписывайтесь на SAMESOUND в Телеграме

Филипп Николс, участвующий в разработке программных продуктов iZotope, в блоге компании опубликовал заметку о базовых принципах прохождении аудиосигнала внутри любой DAW. В своей публикации Николс рассказал и показал через диаграммы, как движется звук через компоненты программного обеспечения при записи и сведении музыки, в каком порядке сигнал попадает на входы и выходы, а также о том, где на пути сигнала появляются эффекты, шины и посылы. Редакция SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки, а также русские версии диаграмм.


Одним из секретов эффективной студийной работы является знание того, какой путь проходит аудиосигнал в DAW во время записи и сведения музыки. На первый взгляд, путь прохождения аудиосигнала — простая и понятная вещь, но в условиях большого количества программ и оборудования слишком легко запутаться в том, как движется аудиосигнал, куда и в какой последовательности он попадает. Путаница и непонимание движения аудиопотока обязательно приводит к контрпродуктивным действиям, неправильной или неполной настройке маршрутизации и даже к появлению нежелательного фидбэка.

Правильно определить путь прохождения аудиосигнала легко, если мы видим кабели, которые соединяют различные компоненты студии. Но что делать, когда речь идет о работе в DAW, где все провода заменены на виртуальные соединения, невидимые человеческому глазу?

Несмотря на то, что есть множество вариантов движения аудиопотока, все они не имеют смысла, если вы не понимаете основ.

Прохождение звукового сигнала в DAW при записи звука

В своей студийной работе я часто сталкивался с такой ситуацией: люди думают, что если они слышат аудиосигнал с какого-либо устройства, то без проблем запишут его. Нажатие кнопки REC активирует запись звука, но сигнал не записывается. На поверхности сразу же видна очевидная причина проблемы — звук не доходит до записывающего устройства, но если задуматься, то суть проблемы в другом — в незнании того, как движется звуковой сигнал через имеющееся оборудование.

Давайте проанализируем простейшую запись вокала с помощью только самого необходимого — микрофона, аудиоинтерфейса, компьютера и наушников. Путь прохождения аудиосигнала во время записи звука будет выглядеть следующим образом:

Прохождение звукового сигнала при записи звука
Диаграмма пути прохождения аудиосигнала в DAW во время записи звука. Русская версия диаграммы в высоком разрешении — в конце статьи.

Иллюстрация показывает, как движется звук во время записи музыки. При этом нужно запомнить два важнейших факта:

  1. Звуковой сигнал сначала попадает на микрофонный предусилитель, а только затем отправляется на аналого-цифровой конвертер. По этой причине выставлять уровень громкости при записи нужно через настройку микрофонного предусилителя. Если в сигнале появляются искажения из-за перегрузки А/Ц-конвертера, устранить их с помощью фейдера дорожки не получится — сигнал все равно останется некорректным;
  2. Сигнал сначала сохраняется на жесткий диск компьютера в виде аудиофайла, а только затем отправляется на фейдер дорожки. Благодаря этому, положение фейдера не влияет на громкость и уровень записываемого сигнала.

Введение плагинов в цепь прохождения звукового сигнала

Влияние плагинов на цепочку прохождения звукового сигнала
Влияние плагинов на цепочку прохождения звукового сигнала

Каждый из нас пользуется плагинами во время записи звука, поэтому давайте введем два плагина (компрессор и эквалайзер) в путь прохождения сигнала. На диаграмме плагины окажутся между запоминающим устройством компьютера и фейдером, при этом каждый новый плагин будет будет увеличивать разрыв. В результате добавления плагинов путь аудиосигнала увеличится и примет следующий вид:

Запоминающее устройство > Вход №1 на дорожке (компрессор) > Вход №2 на дорожке (эквалайзер) > Фейдер

В остальном путь прохождения звукового сигнала через DAW останется неизменным. Тем не менее, нужно отметить два важных момента:

  1. На жесткий диск сохраняется только необработанный сигнал. Плагины включаются поверх исходного звука и служат только для мониторинга изменений;
  2. Порядок плагинов влияет на то, как обрабатывается звук. Эквалайзер не повлияет на работу компрессора, если будет установлен за компрессором. В противном случае, его настройки повлияют на компрессор (усиление частот приведет к большей компрессии, ослабление — к меньшей). При этом важно отметить, что нет правильного и неправильного порядка плагинов, или самого лучшего порядка эффектов в цепи — у всего есть свои преимущества и недостатки. Все зависит от ваших целей и задач при работе со звуком, поэтому смело экспериментируйте.
прохождение звукового сигнала
Простая цепочка эффектов. Сигнал проходит через различные модули iZotope Ozone 8 слева направо.
прохождение звукового сигнала
Сложная цепочка эффектов. Сигнал также проходит через различные модули iZotope Ozone 8 слева направо.

Разница между Bus и Send (шиной и посылом)

Посылы (англ. Send, AUX Send) и шины (англ. Bus, Bus Send) позволяют отправлять аудиосигнал на другие выходы, а не только на главный выход дорожки. Шины и посылы похожи с точки зрения выполняемых задач (маршрутизация сигнала с одной или нескольких дорожек), но отличаются тем, какой сигнал они используют для своей работы.

Посылы работают с входным звуковым сигналом — они забирают исходный аудиопоток, который пришел на фейдер трека (или вышел с него) и отправляют его дальше по цепи, к заданному месту назначения. При этом важно отметить, что посылы не изменяют выходной сигнал дорожки. В свою очередь, шины работают с выходным сигналом, который прошел через фейдер и ручку панорамирования дорожки. Из-за отличий в принципах работы, на пути прохождения сигнала шины оказываются после ручки панорамирования, а посылы — перед или после фейдера трека.

Посылы перед фейдером называются пре-фейдер посылами (или посыл перед фейдером, от англ. Pre-Fader Send), а их уровень не зависит от положения фейдера дорожки. Пре-фэйдеры, например, удобно использовать при маршрутизации сигнала на наушники, когда нужно отделить микс, который слышит звукорежиссер, от микса, который слышат музыканты. При таком сценарии работы, звукорежиссер может свободно изменять уровни отдельных дорожек в микшере, не боясь, что записываемые музыканты перестанут слышать друг друга.

Посылы после фейдера называются пост-фейдер посылами (или посыл после фейдера, от англ. Post-Fader Send). Сигнал на пост-фейдерах зависит от положения фейдера трека, поэтому любые изменения уровня громкости дорожки отразятся на уровне громкости посыла. Пост-фейдеры пригодятся в тех случаях, когда сигнал маршрутизируется на дорожки с эффектами, так как позволяют настраивать соотношение исходного и обработанного сигнала в миксе.

Плагины в цепочке прохождения звука
Отличие эффектов в режиме пре-фейдера и пост-фейдера

Путь прохождения сигнала при наличии посылов может выглядеть следующим образом:

Запоминающее устройство > Вход №1 на дорожке (компрессор) > Вход №2 на дорожке (эквалайзер) > Посыл перед фейдером > Фейдер > Посыл после фейдера > Регулятор панорамирования

Как и в случае с плагинами, в остальном путь аудиосигнала останется неизменным, хотя и здесь не обошлось без важных моментов:

  1. Плагины (между жестким диском и фейдером) влияют на звуковой сигнал, поступающий на Pre- и Post-Fader посылы. Любые настройки эквалайзера обязательно скажутся на звуковом сигнале, поступающем на оба вида посылов;
  2. Посылы не влияют уровень исходного звукового сигнала. Благодаря этому звукорежиссер может настроить уровни громкости посылов без ущерба уровню исходного звука.

Прохождение звукового сигнала в DAW при сведении музыки

Во время сведении музыки в DAW звуковой сигнал проходит более простой путь. Основные отличия заключаются в том, что отправной точкой для движения аудиосигнала становится жесткий диск компьютера, а в цепочку добавляются плагины и посылы.

Прохождение звукового сигнала при сведении музыки
Диаграмма пути прохождения аудиосигнала в DAW во время сведения музыки. Русская версия диаграммы в высоком разрешении — в конце статьи.

Самой распространенной проблемой при сведении музыки является клиппинг. Чтобы его устранить не нужно ничего переписывать — достаточно знаний того, как движется звуковой сигнал через DAW.

Представьте, что записанный аудиофайл с пиковым значением -2 dBFD пропускается через компрессор, в котором на 9 дБ усилен выходной сигнал, а параметр Gain Reduction выставлен в районе 2 дБ. Сигнал поступает на пре-фэйдер посыл с уровнем 0 дБ, затем приходит на фэйдер дорожки на значении -1 дБ, следом появляется на пост-фэйдер посыле с уровнем 0 дБ и уходит на мастер-фэйдер проекта с 0 дБ.

Где появится клиппинг? Если вы предположите, что между плагином компрессора и мастер-фэйдером, то будете совершенно правы. Каждая точка, через которую звуковой сигнал проходит после компрессора, находится на уровне выше 0 dBFS.

Клиппинг.

Исправить сложившуюся ситуацию понижением фейдеров не получится. Клиппинг появился из-за усиления гейна в компрессоре, поэтому звук нужно ослаблять либо в самом плагине, либо где-то перед ним. При этом к выбору места ослабления сигнала нужно подходить осторожно. Помните, что понижение уровня сигнала перед плагином повлияет на обработку сигнала, а ослабление сигнала в самом плагине скажется на всем выходном звуке дорожки. Такое правило справедливо не только для компрессора, но и для гейта и динамического эквалайзера.

Заключение

Путей прохождения звукового сигнала очень много, особенно если речь идет о работе с аналоговым оборудованием или плагинами в микшерах с DSP-процессором. Так или иначе, знание основ и типовых вариантов движения аудиопотока делает работу в студии эффективнее и позволяет создавать более сложные конфигурации оборудования для себя или своих клиентов.

Диаграммы

Редакция SAMESOUND подготовила адаптированные и переведенные диаграммы Николса в формате PDF. Диаграммы готовы к печати в высоком разрешении, а скачать их можно по нижеприведенным ссылкам.

Скачать “Схема прохождения сигнала при сведении” iz-signal-flow-chart-printRU-mixing.zip – Загружено 10277 раз – 550 КБ

Скачать “Схема прохождения сигнала при записи” samesound-signal-flow-chart-printRU-recording.zip – Загружено 9118 раз – 812 КБ

What's Your Reaction?

  • Огонь!Огонь!
    19
    Огонь!
  • Хм...Хм...
    0
    Хм...
  • Лоооооол!Лоооооол!
    0
    Лоооооол!
  • Чё?Чё?
    2
    Чё?
  • ПечальПечаль
    0
    Печаль
  • Да ё..!Да ё..!
    0
    Да ё..!
Теги: DAWiZotopeзвукозаписьсведениесоветы начинающим звукорежиссерамсоветы начинающим музыкантам
Поделиться47ПоделитьсяТвитнуть230Поделиться
Подписаться
Войти
Уведомлять о
Войдите на сайт, чтобы обсудить материал
1 комментарий
Новые
По порядку Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сейчас читают


Далее
Ibanez 2018

NAMM 2018: Новая линейка электрогитар Ibanez 2018 года

Как выбрать микрофон для записи вокала гид для начинающих музыкантов

Как выбрать микрофон: гид для начинающих музыкантов

21.02.2022
6 504

Ближайшие мероприятия // ещё →

5 Фев
Весь день

Приём заявок на конференцию Game Music Conference 2023 Онлайн

Воскресенье
Условия и регистрация
11 - 12 Фев
Весь день

Game Music Conference 2023 Онлайн

Суббота
Условия и регистрация
1 - 11 Июл
Весь день

Музыкальный форум Леонида Агутина

Суббота, Красная Поляна
Условия и регистрация
Событие не найдено!

Сейчас на главной

Гитарная педаль амп-сим IK Multimedia TONEX Pedal

СЛУХ: IK Multimedia выпустит амп-сим TONEX Pedal в форм-факторе стомпбокса

...

Автор: Егор Ревенга
31.01.2023
Обсудить
0
iZotope Native Instruments Soundwide сократили 8% сотрудников

Материнская компания Native Instruments и iZotope сократила 8% сотрудников

...

Автор: Егор Ревенга
31.01.2023
1
0
Morbid Electronics Ring of Saturn

Бесплатные плагины и фрибисы недели № 44: модулятор «кольца Сатурна», коллекция гитар и ударных Soundprops Jam Pack и удобнейшее веб-приложение в помощь композиторам и продюсерам

...

Автор: Егор Ревенга
30.01.2023
2
0
  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Правила площадки
  • Условия использования
  • Политика конфиденциальности
  • RSS
Сотрудничество: hello@samesound.ru
Реклама: ad@samesound.ru

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2022.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 18+

  • Войти
  • Регистрация
  • Лента
    • В тренде
    • Горячее
    • Лучшее
    • Обсуждаемое
  • Рубрики
    • Написание
    • Исполнение
    • Продакшн
    • Инструменты
    • Софт
    • Оборудование
    • Мир музыки
  • Темы
    • Звуковые волны: интерактивный гид
    • Таблица звуковых частот
    • Телеграм-каналы для музыкантов
    • Гид по выбору
    • Гид по эффектам
    • Обзоры
    • Бесплатные плагины
    • Лучшие VST
    • Уроки гитары
    • Прохождение звукового сигнала
    • Сервисы цифровой дистрибуции музыки
  • Мероприятия
  • Сообщество
    • Лента активности
    • Группы
    • Разместить своё творчество
    • Пользователи
  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Условия использования
  • Правила сообщества
  • RSS

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2022.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 18+

Вход на SAMESOUND

Google ВКонтакте OK Яндекс

или через электронную почту

Забыли пароль? Регистрация

Регистрация

Не займёт и минуты

Все поля обязательны для заполнения. Войти

Напомнить пароль?

Введите имя пользователя или адрес почты — отправим письмо со ссылкой на восстановление пароля.

Войти