Микрофон напрямую влияет на качество записи голоса, поэтому к выбору модели нужно подходить основательно. Из этого материала вы узнаете, как выбрать микрофон для записи вокала и использования на сцене, чем отличаются разные микрофоны и о чём говорят их характеристики.
На качество записи влияют множество факторов: исполнение, редактура и сведение, оформление помещения и даже настроение исполнителя. Любой из этих моментов можно прокачать: исполнение — через занятия вокалом или инструментом, акустическое оформление — через улучшение изоляции комнаты, сведение — через повышение собственных навыков или обращение к профессионалу.
Тем не менее всё это не имеет смысла, если для записи выбран неправильный микрофон. Как бы круто не спел вокалист и не сыграл музыкант, неверный выбор приведёт к плачевным результатам — запись попросту не будет звучать так, как должна. Единственный способ исправить ситуацию — переписать материал с правильным микрофоном.
Важное уточнение перед тем, как отправиться дальше: никакой микрофон не поможет, если вы не умеете петь.
Выбор микрофона — задача, которая решается до начала записи. Из этого материала вы узнаете, чем отличаются разные виды микрофонов, на какие характеристики устройств стоит обратить внимание и как выбрать микрофон так, чтобы не потратить время и деньги на неподходящее устройство.
СОДЕРЖАНИЕ
Как выбрать подходящий микрофон?
Самая важная вещь, которую нужно сделать перед тем, как выбрать микрофон — определиться, как и для чего вы будете его использовать. Вы собираетесь петь на сцене или записывать вокал в студии? В ваших планах запись гитар или подзвучка ударных? А может, вам нужно что-то более универсальное?
Микрофон должен решать задачи, которые перед ним ставятся, а заодно подходить под окружение и имеющееся оборудование. Покупать дорогущий Neumann для записи демок в обычной комнате бессмысленно: акустика помещения, скорее всего, будет неидеальной, а оборудование вряд ли «раскачает» устройство так, чтобы оно полностью раскрыло свои достоинства.
Неправильный выбор приведёт к множеству проблем, связанных как с итоговым качеством записи, так и с финансовыми моментами. Тот же Neumann, подключённый напрямую к бюджетному интерфейсу, не даст желаемого качества: для раскрытия микрофона понадобится, как минимум, акустическое оформление помещения, качественный аудиоинтерфейс и хороший предусилитель.
К тому же все микрофоны уникальны по звучанию: одни устройства окрашивают сигнал и делают его ярче, другие, наоборот, прибирают верх, придавая более глухое звучание, третьи — наполняют звук низкими частотами. Многое зависит и от тембра и особенностей голоса, с которым вы собираетесь работать.
Слепая вера отзывам и обзорам в интернете, скорее всего, приведёт к неправильному выбору, поэтому выбирать микрофон нужно не столько глазами, посмотревшими на характеристики, сколько ушами. Перед покупкой обязательно послушайте, как звучит устройство и как оно передаёт ваш голос. Вполне возможно, что после аудиотеста вы купите совершенно другой микрофон.
Как устроен микрофон?
Несмотря на то, что микрофоны отличаются внешним видом, их внутреннее устройство идентично. Любой микрофон состоит из:
- Диафрагмы;
- Индукционной катушки (у динамических микрофонов);
- Магнитного сердечника (у динамических микрофонов);
- Конденсаторных пластин (у конденсаторных микрофонов);
- Капсюля;
- Платы для установки компонентов;
- Корпуса;
- Защитного гриля для капсюля;
- Выходного разъёма.
Диафрагма
Диафрагма — важнейший компонент микрофона, напрямую влияющий на качество звука, чувствительность устройства и другие характеристики. Диафрагма представляет собой тонкую мембрану из пластика, металла или других материалов.
Когда мы говорим с кем-то, звуковые волны, создаваемые голосом собеседника, попадают сначала на барабанные перепонки. Мозг и нервная система считывают их вибрации, после чего преобразуют полученную информацию в звук.
Диафрагма работает так же. Поступающие в микрофон звуковые волны попадают на диафрагму, что приводит её в движение. Вибрации преобразуются микрофоном в электрический сигнал.
Магнитный сердечник
Компонент, свойственный динамическим микрофонам. Сердечник создаёт магнитное поле для катушки, благодаря чему звуковые волны преобразуются в электричество.
Катушка
Катушка — ещё один компонент динамических микрофонов. С её помощью устройство преобразует звук в электричество.
Катушка крепится к диафрагме и двигается вместе с ней. Вибрации катушки в поле магнитного сердечника генерируют электричество, которое в итоге фиксируется на носителе в виде записанного звука.
Конденсаторные пластины
В конденсаторных микрофонах вместо катушки и магнитного сердечника используются две конденсаторные пластины. Пластины выполнены из металла и отличаются толщиной.
Первая пластина всегда тоньше второй. Она принимает на себя вибрации звуковых волн и работает подобно диафрагме.
После попадания сигнала пластина движется вперёд и назад, что изменяет расстояние между ней и задней пластиной. Движение изменяет напряжение в цепи и создаёт электрический ток.
Капсюль
Микрофонный капсюль представляет собой место окончательного преобразования вибраций воздуха в электрический сигнал. Капсюль объединяет основные компоненты микрофона и напрямую влияет на качество звука. В зависимости от типа микрофона, капсюль может работать сам по себе или от источника фантомного питания (48 В) (подробнее об этом ниже).
Капсюль динамического микрофона состоит из:
- Диафрагмы;
- Проводящей катушки (крепится к диафрагме);
- Магнитного сердечника;
- Натяжного кольца;
- Корпуса;
- Проводов.
Капсюль конденсаторного микрофона состоит из:
- Диафрагмы (движущейся передней пластины);
- Недвижимой задней пластины;
- Натяжного кольца, на которое крепятся пластины;
- Корпуса;
- Электродов и проводов.
Производители часто оснащают капсюли дополнительными компонентами, так или иначе влияющими на звучание устройства. Несмотря на это, его суть остаётся неизменной — объединять отвечающие за преобразование звука компоненты.
Гриль
Часть микрофона, в которую мы говорим. Представляет собой круглую или прямоугольную металлическую сетку, защищающую внутренние компоненты микрофона. Под грилем может находиться ветрозащита — очень тонкий слой звукопоглощающего материала, предохраняющий диафрагму от ветра и проникновения окружающих шумов.
Корпус
Металлический корпус, внутри которого расположены остальные компоненты микрофона. Используемые материалы и общее качество сборки не влияют на звучание устройства, но сказываются на сроке службы микрофона.
Выход
Выходной разъём для подключения кабеля. Чаще всего полагается на стандарт XLR, хотя иногда в продаже встречаются модели с привычным джеком 6,3 мм (TRS 1/4″).
Как работает микрофон?
Внешне микрофоны сильно отличаются от привычных динамиков студийных мониторов и колонок, однако внутренних сходств здесь больше, чем кажется.
Внутри динамиков электричество течёт по катушке из металлической проволоки, намотанной вокруг постоянного магнита, сохраняющего магнетизм в течение длительного времени. Изменение напряжения в катушке создаёт магнитное поле вокруг неё, которое сопротивляется полю магнита. Сопротивление приводит катушку в движение.
Сама катушка прикреплена к большому плоскому диску — диафрагме (конусу). Движение катушки заставляет двигаться диафрагму, которая толкает воздух вперёд и назад, тем самым создавая звуковые волны, которые мы слышим (см. Изучаем звуковые волны: интерактивный гид по основам физики звука).
Устройство микрофона во многом идентично динамику — здесь так же установлены диафрагма, катушка и постоянный магнит или конденсаторные пластины. Однако работает система с точностью наоборот.
Как работает динамический микрофон
Создаваемые голосом звуковые волны переносят энергию в микрофон. Любой звук — это энергия, исходящая от вибраций молекул воздуха.
- Звуковые волны попадают на диафрагму микрофона, что заставляет её двигаться вперёд и назад. В отличие от диафрагмы динамиков, диафрагма микрофона намного меньше и тоньше.
- Прикреплённая к диафрагме катушка движется вместе с ней вперёд и назад. В зависимости от микрофона, катушка может находиться как внутри магнита, так и рядом с ним.
- Постоянный магнит создаёт магнитное поле, которое «прорезает» катушку. Когда катушка движется через поле магнита, через неё протекает электрический ток.
- Электричество течёт от микрофона к усилителю или аудиоинтерфейсу. Последние фиксируют напряжение электричества от микрофона, которое и становится слышимым звуком.
Как работает конденсаторный микрофон
В конденсаторных микрофонах нет катушки и магнитного сердечника, вместо них используются две металлические пластины. Пластины накапливают заряд электричества, получаемый от источника фантомного питания или батареек.
Вибрации звуковых волн приводят пластины в движение, что изменяет напряжение в цепи. Показатели изменяющегося напряжения в итоге становятся звуком, который мы слышим.
- Звуковые волны поступают на диафрагму и переднюю пластину микрофона, что приводит их в движение.
- Движение передней пластины относительно недвижимой задней изменяет напряжение в цепи.
- Изменения напряжения конвертируют поступившие звуковые волны в электричество.
Виды микрофонов
Вне зависимости от области применения, глобально все микрофоны делятся на два вида:
- Динамические микрофоны;
- Конденсаторные микрофоны.
Несмотря на единую суть, оба вида отличаются рядом особенностей. Так, например, динамические микрофоны надёжнее конденсаторных, что делает их более подходящими для работы на сцене. К тому же такие устройства способны работать без внешнего источника питания.
В свою очередь, конденсаторные микрофоны намного чувствительнее, благодаря чему точнее передают особенности звучания. По этой причине такие устройства чаще используются в студии. Для их работы также требуется внешний источник энергии — батарея, внешний блок или фантомное питание 48 В.
Помимо динамических и конденсаторных микрофонов на рынке также существуют ленточные устройства, USB-микрофоны, моделирующие микрофоны, шотган-микрофоны и другие виды. Несмотря на выделение некоторых моделей в отдельные самостоятельные категории, в своей основе эти устройства всё так же относятся к конденсаторным или динамическим микрофонам.
Динамические микрофоны
В основе динамического микрофона лежит катушка, соединённая с диафрагмой и находящаяся в поле действия магнитного сердечника. При поступлении сигнала диафрагма приходит в движение, что заставляет двигаться и катушку. Движение изменяет напряжение в катушке, а его сдвиги формируют выходной сигнал, который мы слышим.
Подобные устройства обходятся без внешнего источника энергии: схема работы устроена таким образом, чтобы микрофон «питал сам себя». Для работы динамических микрофонов не нужно фантомное питание, дополнительные блоки или батареи.
Одно из достоинств вида — прочность и надёжность. Большинство динамических устройств оснащаются внутренним антивибрационным креплением, позволяющим без ущерба сигналу держать их в руках при использовании.
Как правило, динамические микрофоны обладают высоким уровнем максимального звукового давления. К тому же их диаграмма направленности настроена так, чтобы отсекать любые окружающие звуки и принимать только то, что поступает напрямую в микрофон.
В сравнении с конденсаторными устройствами, звучание динамических микрофонов менее яркое и детализированное. Тем не менее переживать за качество сигнала не стоит: микрофоны довольно точно передают все особенности сигнала, а уменьшенные детализация и яркость всё равно подходят многим голосам.
Другое важное отличие вида — доступность. Простота конструкции позволяет производителям выпускать недорогие устройства, обеспечивающие отличное качество записи и передачи сигнала по достаточно низкой цене.
Всё это сделало динамические микрофоны исключительно полезными на сцене, хотя ряд устройств уверенно обосновался и в студиях звукозаписи. К примеру, Shure SM58 и Shure SM7B одинаково часто применяются как в студии, так и на концертах.
Конденсаторные микрофоны
Внутри конденсаторных микрофонов используется тонкая электропроводящая диафрагма, расположенная рядом с металлической задней пластиной. Вместе такая схема образует конденсатор.
На диафрагму подаётся небольшой заряд электрического тока. Когда мы говорим в микрофон, поступающие звуковые волны вызывают вибрации диафрагмы, изменяющие напряжение в цепи.
Движение диафрагмы изменяет расстояние между ней и задней пластиной, что, в итоге, приводит к изменению выходного напряжения. Постоянные перемены напряжения, в свою очередь, формируют сигнал, который мы слышим.
Из-за того, что без дополнительного заряда электричества диафрагма не способна вибрировать, конденсаторным микрофонам требуется внешний источник энергии. Это может быть фантомное питание от входа аудиоинтерфейса или микшера, батарейка или полноценный блок питания.
Из-за равномерной амплитудно-частотной характеристики, высокой чувствительности и отсутствия искажений конденсаторные микрофоны чаще всего используются в студийных условиях. Устройства захватывают сигнал с высокой детализацией и улавливают даже едва заметные особенности голоса. К тому же их звучание намного более яркое в сравнении с динамическими микрофонами.
В то же время чувствительность и большой динамический диапазон можно отнести к недостаткам вида. Из-за своей восприимчивости конденсаторные устройства захватывают не только основной сигнал, но и любые посторонние звуки и шумы, отклики помещения и другие окружающие сигналы. Поэтому работать с конденсаторными микрофонами лучше в акустически подготовленных пространствах.
Ряд конденсаторных устройств создан для решения специфических задач в студии и на сцене. К примеру, конденсаторные устройства активно используются для подзвучки хора, оверхедов ударных, перкуссии, роялей и пианино, а также струнных инструментов и оркестров.
Отсутствие антивибрационных и противоударных элементов внутри корпуса делает конденсаторные устройства более чувствительными к внешним воздействиям. По этой причине использовать их нужно аккуратно — падения и удары могут повредить диафрагму, заднюю пластину и другие компоненты. Учитывая более высокую стоимость в сравнении с динамическими моделями, ремонт конденсаторного микрофона, скорее всего, по цене будет сопоставим с покупкой нового устройства.
Конденсаторные микрофоны могут быть очень дорогими — стоимость некоторых моделей достигает 300 000 рублей. В последнее время на рынке появилось много более доступных устройств, которые повторяют дизайн дорогих микрофонов, но используют более простые компоненты для значительного снижения конечной стоимости.
Конденсаторные микрофоны — достаточно большой пласт разнообразных устройств, отличающихся используемыми компонентами, сценариями использования и стоимостью. Условно такие микрофоны можно разделить на несколько групп:
- Микрофоны с большой диафрагмой. Крупные устройства с диаметром диафрагмы от 3/4 дюйма до дюйма. Отличаются повышенной чувствительностью к сигналу, используются вместе с антивибрационным крепежом типа «паук», изолирующим микрофон от внешних вибраций, вызывающих неравномерность сигнала. Считаются универсальными студийными инструментами для записи вокала и широкого спектра инструментов. Вместе с тем крупный размер делает их неприменимыми для таких задач, как подзвучка ударных.
- Микрофоны с малой диафрагмой. Относительно небольшие устройства с диаметром диафрагмы до 1/2 дюйма. Отлично справляются с передачей высокочастотных сигналов и источников звука с сильно изменяющейся громкостью или особенно резкой атакой. Частый вариант использования — запись оверхедов барабанов, для чего микрофоны устанавливаются над тарелками ударной установки.
- Микрофоны боковой адресации. Устройства с большим конденсатором и широким плоским грилем над внутренними компонентами. Диафрагма и задняя пластина расположены перпендикулярно оси устройства: если микрофон стоит вертикально, человек говорит в него как будто бы сбоку.
- Микрофоны с двойной диафрагмой. Модели с двумя или четырьмя диафрагмами, направленными в разные стороны. Эффективны для записи дуэтов или коллективов, отлично снимают звучание помещения. Упрощают балансировку уровней громкости нескольких одновременно звучащих источников сигнала: вместо того, что настраивать звучание двух-четырёх микрофонов по отдельности, достаточно корректно настроить один микрофон.
- Ламповые конденсаторные микрофоны. Винтажные модели с лампой внутри или в выносном блоке. Как и ламповые гитарные усилители, приятно окрашивают сигнал, придавая ему дополнительную теплоту и округлость. Ценятся в профессиональных студиях звукозаписи. Для работы необходим внешний источник питания, поддерживающий правильное напряжение во всей цепи.
- Электретные микрофоны. Позиционируются как более доступная замена конденсаторным микрофонам с крупной диафрагмой. Электретные устройства оснащаются менее крупной, но более толстой диафрагмой, что делает их менее чувствительными к поступающему сигналу. В сравнении с полноценными конденсаторными устройствами обладают меньшей детализацией и худшим качеством звука, однако взамен предлагают невысокую стоимость и нетребовательность к условиям использования.
Ленточные микрофоны
Ленточные микрофоны работают так же, как и динамические модели. Однако вместо диафрагмы внутри микрофона используется тонкая плёнка, вибрирующая при изменении напряжения.
Из-за своей тонкости лента требует особо бережного отношения: слишком активное воздействие или падение микрофона зачастую приводит к повреждению или разрыву ленты. По этой причине ленточные модели используются в основном в студии.
«Ленточники» прекрасно справляются с записью голоса и музыкальных инструментов. Плёнка смягчает звучание и придаёт сигналу дополнительное тепло и даже некоторую мрачность.
USB-микрофоны
Возросшая популярность компьютерной домашней записи звука привела к появлению USB-микрофонов, объединяющих простой аудиоинтерфейс и микрофон в одном устройстве. USB-микрофоны значительно упрощают коммутацию и настройку оборудования: достаточно подключить устройство USB-кабелем к компьютеру, чтобы начать запись.
Большинство USB-микрофонов представляют собой электретные устройства с несколькими диафрагмами, а производители позиционируют такие модели как универсальные решения для записи речи и голоса. Электретная основа делает USB-микрофоны доступными решениями, стоимость которых сопоставимо ниже в сравнении с покупкой отдельного аудиоинтерфейса и микрофона.
Другие виды микрофонов
Помимо вышеперечисленных видов производители также выпускают и другие типы микрофонов. В большинстве случаев, такие устройства представляют узкоспециализированные версии конденсаторных и динамических микрофонов, подходящие для решение конкретных задач.
- Моделирующие микрофоны. Конденсаторные или динамические устройства, работающие в паре с компьютером или аудиоинтерфейсом, и способные имитировать звучание других микрофонов.
- Шотган-микрофоны. Обладают очень узкой направленностью. Подобные микрофоны чаще всего используются для записи звука в кинематографе и на телевидении. Основной плюс подобных микрофонов — возможность улавливать конкретные источники звука на достаточно большом расстоянии.
- Пограничные микрофоны. Такие микрофоны полезны для сценариев звукоусиления, требующих охвата большой площади. Обычно пограничные микрофоны размещаются на плоских поверхностях — на столе, полу, стенах или потолке. Подобные устройства прекрасно собирают звук от множества источников, расположенных в рамках большого пространства, из-за чего и используются на сценах концертных залов, во время политических заседаний или конференций.
- Ударные и перкуссионные микрофоны. Из-за того, что каждый барабан и каждая тарелка производят собственный уникальный звук, производители микрофонов создали устройства для записи бочки, снейра, томов и тарелок. Барабанные микрофоны спроектированы так, чтобы лучшим образом захватывать и раскрывать звучание барабана, для записи которого они предназначены. Чаще всего такие устройства продаются комплектом из четырёх, пяти и более микрофонов.
- Микрофоны для духовых и струнных. Небольшие и лёгкие устройства, чей частотный диапазон сфокусирован на области конкретного духового инструмента. Дополняются системой установки для крепления на одежде и корпусе инструмента. Позволяют подзвучить духовые, струнные и прочие музыкальные инструменты без звукоснимателей на концертах и в студии.
О чём говорят характеристики микрофона?
Первая и главная ошибка при выборе микрофона — сравнение технических характеристик разных моделей без их понимания. Прямое сравнение цифр и показателей по принципу «где больше, там и лучше» ведёт к покупке неподходящей модели.
Характеристики микрофонов представляют собой десятки различных параметров, описывающих возможности устройства. Стоит отметить, что далеко не каждый параметр играет важную роль при выборе. Среди по-настоящему важных характеристик, на которые нужно обратить внимание перед тем, как выбрать микрофон, можно выделить несколько параметров.
Диаграмма направленности
Диаграмма направленности микрофона (англ. Polar Pattern) описывает поле чувствительности микрофона. Диаграмма показывает направления, в рамках которых микрофон принимает или игнорирует поступающие сигналы.
Существуют три основных вида этого параметра:
- Однонаправленная диаграмма, к которой относятся кардиоида, суперкардиоида и гиперкардиоида. Кардиоидные микрофоны улавливают сигнал перед микрофоном и отсекают всё, что происходит сзади и по бокам.
- Двунаправленная диаграмма или «восьмёрка» (англ. Figure-8). Двунаправленные микрофоны забирают звук перед устройством и за ним, но игнорируют всё, что поступает по бокам.
- Всенаправленная диаграмма, также называющаяся круговой (англ. Omnidirectional). Всенаправленные микрофоны забирают звук со всех сторон.
Однонаправленные микрофоны — самая популярная разновидность устройств на рынке. Для большей универсальности производители оснащают такие модели переключаемой диаграммой, позволяющей выбрать один из нескольких паттернов. Чаще всего речь идёт о кардиоиде, суперкардиоиде и гиперкардиоиде, хотя в продаже также встречаются модели, предлагающие выбор из кардиоиды, восьмёрки и круговой диаграммы.
Диаграмма направленности подсказывает, для каких задач подходит микрофон и как именно он будет «ловить» поступающий сигнал. К примеру, всенаправленные микрофоны можно использовать для записи репетиций или звучания помещений, а двунаправленные — для записи двух источников сигнала с разных сторон. Наконец, однонаправленные устройства полезны в ситуациях, когда нужно сфокусироваться на каком-то одном источнике сигнала — голосе, усилителе или музыкальном инструменте.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МИКРОФОНОВ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Микрофоны с всенаправленной диаграммой направленности:
- Зависят от акустики помещения;
- Записывают естественную реверберацию и эхо помещения;
- Не имеют акустической изоляции;
- Обладают низкой чувствительностью к звукам человеческого дыхания;
- Обладают расширенным диапазоном низких частот, что подойдет при записи инструментов с низким звучанием.
Однонаправленные кардиоидные и суперкардиоидные микрофоны:
- Изолируют нежелательные звуки и сигналы, поступающие сбоку и с тыла микрофона;
- Менее чувствительны к акустическим свойствам помещения;
- Обладают максимальной разницей в звучании сигналов, поступающих с фронта и тыла.
Однонаправленные гиперкардиоидные:
- Практически полностью не чувствительны к звукам, поступающим сбоку;
- Обладают максимально возможной изоляцией от неблагоприятных эффектов помещения, постороннего шума и эффекта обратной связи;
- Препятствуют утечке звукового сигнала.
Двунаправленные:
- Используются во время записи речи;
- Изолированы от любых неблагоприятных звуков, что пригодится при записи ударной установки.
Размер диафрагмы
Диафрагма представляет собой маленькую мембрану внутри микрофона, на которую первоначально попадают звуковые волны. Диафрагмы бывают большими, малыми и средними.
- Микрофоны с большой диафрагмой способны выдержать сигналы с высоким уровнем громкости и достаточно долго воздерживаться от искажений. Крупные диафрагмы очень чувствительны, благодаря чему микрофон захватывает множество нюансов исполнения. Вместе с тем, крупная диафрагма забирает и больше посторонних шумов и нежелательных звуков, из-за чего использовать их лучше в акустически подготовленных помещениях.
- Микрофоны с малой диафрагмой, наоборот, менее чувствительны, благодаря чему могут работать с источниками сигнала, чьё звучание отличается резкостью, сильными перепадами по громкости и невероятно мощной атакой. Зачастую небольшой размер диафрагмы сказывается на восприимчивости к частотам — такие микрофоны лучше справляются с одним диапазоном, например, верхом. Последнее делает малую диафрагму отличным выбором для записи ударных, перкуссии или медных духовых, но малоприменимой для голоса.
- Микрофоны со средней диафрагмой появились на рынке относительно недавно. Такие устройства сочетают в себе особенности как малых, так и больших диафрагм. Средние диафрагмы вполне чувствительны, чтобы работать с вокалом и передавать нюансы исполнения, и достаточно сфокусированы на всём частотном диапазоне, чтобы делать звучание более полным по спектру в сравнении с малой диафрагмой.
Размер диафрагмы — важный, хотя и достаточно общий фактор при выборе вокального микрофона. Параметр сообщает, с каким уровнем сигнала справится микрофон до того, как поступающий звук будет искажен.
Большая диафрагма | Малая диафрагма | Средняя диафрагма |
---|---|---|
Более низкий показатель собственного шума | Более высокий показатель собственного шума | Показатель собственного шума находится между показателями большой и малой диафрагмы |
Более полное и ровное звучание по всему частотному спектру | Расширенный отклик в области высоких частот | Достаточно полное и ровное звучание по всему спектру, но с расширенным верхом |
Более широкие диаграмма направленности | Более узкие диаграмма направленности | Возможны варианты как с широкими, так и с более узкими диаграммами |
Более медленный отклик на сигнал | Более быстрый отклик на сигнал | Среднее время отклика на сигнал |
Частотная характеристика
Частотная характеристика микрофона сообщает, какой диапазон частот может захватить микрофон. Диапазон показывает самую низкую и самую высокую частоту, доступную для записи.
Так, например, микрофоны с частотным диапазоном от 80 до 15 000 Гц подойдут для записи вокала — такого разброса хватит, чтобы покрыть все нюансы большинства голосов. Для записи инструментов лучше искать микрофоны, чей диапазон начинается ниже: к примеру, для записи бас-бочки нижний предел должен составлять 30-40 Гц, а для записи рабочего барабана — как минимум, 50 Гц.
Стоит отметить, что частотная характеристика показывает только общий диапазон частот для записи. Цифры ничего не говорят о характере звучания, то есть о том, как именно микрофон обрабатывает разные частоты.
Характер микрофона описывается графиком амплитудно-частотной характеристики микрофона (АЧХ), демонстрирующим, насколько точно устройство обрабатывает частоты по всему спектру. Кривая графика показывает пики и провалы, придающие микрофону определённый характер и делающие его более или менее подходящим для разных задач.
Скажем, вокальный микрофон может иметь всплеск в верхней части среднего диапазона, благодаря чему голос будет звучать более плавно и разборчиво. Вместе с тем инструментальный микрофон может отличаться провалом в нижнем или верхнем частотном диапазоне, что сделает звучание более или менее ярким или басовитым.
Чувствительность и максимальное звуковое давление
Чувствительность микрофона (англ. Sensitivity) показывает, насколько тихий звук улавливает микрофон. Параметр выражается в децибелах на 1 Ватт (дБВ): чем ниже цифра, тем чувствительнее микрофон.
Максимальное звуковое давление (англ. Sound Pressure Level, SPL), в каком-то смысле, является противоположностью чувствительности. Параметр выражается в децибелах (дБ) и показывает, насколько громким может быть поступающий сигнал.
В самом начале материала мы говорили, что перед тем, как выбрать микрофон, нужно определиться с вариантами его применения. Чувствительность и звуковое давление — это те характеристики, на которые нужно обратить внимание сразу после появления понимания, для чего будет использоваться устройств.
Если основное применение микрофона предполагает только запись вокала, то лучше искать модели с минимальной чувствительностью (более низким значением параметра). Так микрофон сможет записать больше нюансов: всевозможных предыханий, индивидуальных особенностей голоса и исполнения. Для большинства голосов будет вполне достаточно максимального уровня в пределах 100 дБ.
Если микрофон будет записывать ударные или громкие источники сигнала, лучше искать модель с более высоким уровнем звукового давления (чем больше, тем лучше). Так микрофон сможет «выдержать» громкие сигналы и не убить запись перегрузками. В свою очередь для ударных и прочих инструментов лучше смотреть на модели с уровнем давления в районе 130 дБ и выше.
Динамический диапазон и хедрум
Динамический диапазон микрофона показывает разницу между минимальным и максимальным уровнем сигнала, с которым может работать устройство. Внутри диапазона микрофон записывает полный спектр частот, за его пределами — пропускает некоторые из них.
Хедрум отражает динамический запас микрофона, в котором устройство записывает сигнал без перегрузки. За его пределами появляется клиппинг и другие артефакты, разрушающие сигнал.
Для большей универсальности лучше выбирать модели с усреднёнными значениями динамического диапазона и хедрума.
Перед тем, как выбрать микрофон, определитесь, с какими источниками сигнала вы будете работать. Если речь идёт о записи особо громких инструментов, выбирайте модели с большим хедрумом. Для тихих сигналов подойдут модели с малым динамическим запасом.
Эффект близости
Эффект близости нельзя назвать полноценной технической характеристикой микрофона, однако некоторые производители выносят его отдельной строкой в описании моделей. Эффект усиливает низкие частоты по мере приближения источника звука: чем ближе источник, тем сильнее проявляется нижний диапазон.
Конденсаторные микрофоны обладают более выраженным эффектом близости в сравнении с динамическими моделями.
Обычно значение этого параметра указывается в сантиметрах, тем самым показывая, на каком расстоянии от источника сигнала эффект проявится в полной мере. Некоторые производители также дополняют эти сведения данными об интенсивности усиления низких частот.
Параметр будет полезен для вокалистов, желающих искусственно подчеркнуть низкие частоты в голосе. Также он пригодится инженерам: с помощью этой характеристики можно понять, на каком расстоянии стоит установить микрофон от источника сигнала для получения сбалансированного звука.
О чём точно не скажут характеристики микрофона?
Простынь параметров и значений никогда не расскажет, как именно звучит микрофон с каждым конкретным вокалистом. Параметры также ничего не расскажут о качестве материалов и компонентов, качестве пайки и сборки и точности изготовления.
Стоит отметить, что стоимость сама по себе является важной характеристикой устройства. Речь не столько о бюджете, сколько о качестве компонентов и изготовления. Более дорогие устройства способны похвастаться лучшим подбором компонентов, а следовательно и более высоким качеством работы и записи.
Вместе с тем не стоит сразу отдавать тысячи рублей за самый дорогой микрофон. Помните, что прослушивание — всё ещё лучший, если не единственный способ понять разницу между хорошим и плохим микрофоном, а заодно определиться, насколько вам подходит та или иная модель.
На что обратить внимание при тестировании и выборе микрофона
Перед тем, как выбрать микрофон, его нужно послушать. Возьмите ноутбук и аудиоинтерфейс, отправляйтесь в магазин и попросите продавца показать заинтересовавшие вас модели.
При тестировании используйте разные уровни сигнала: проверьте работу микрофона при низком и высоком уровне усиления, шепчите, говорите нормально и кричите в микрофон, спойте что-нибудь. В общем, постарайтесь сымитировать как можно больше различных ситуаций, с которыми вы можете столкнуться при записи.
Обращайте внимание на искажения, детализацию, общий характер звучания, а также возникновение сибилянтов и проявление взрывных согласных. Зачастую поведение микрофона подскажет, насколько удобной и комфортной будет работа с ним в студии.
Не торопитесь с выбором. Лучше послушать десять моделей по десять раз и выбрать ту, которая подходит вам по звуку, чем не послушать микрофон вообще и сделать неудачный выбор.
Искажения, перегрузки и сатурация
Искажённый сигнал — прямой путь к ужасным итогам записи. Перегруженный сигнал в большинстве случаев звучит слишком резко, плоско и непрофессионально.
В цепи прохождения сигнала присутствует множество узлов, которые легко перегрузить, особенно при работе с таким динамичным инструментом, как голос. При тестировании убедитесь, что микрофон не станет основной причиной возникновения перегрузок.
Помните:
- Некоторые голоса сами по себе настолько мощные, что могут перегрузить диафрагму и капсюль.
- Слишком большое количество гейна на микрофонном предусилителе приведёт к излишней сатурации сигнала.
- Слишком высокий уровень гейна на конвертерах интерфейса добавляет нежелательный клиппинг.
- Компрессоры и лимитеры добавляют искажения при неаккуратном использовании.
Детализация
Детализация сигнала — это всевозможные мелочи, раскрывающие эмоции, глубину и индивидуальные тембральные особенности источника сигнала. Одни микрофоны хорошо улавливают едва заметные изменения в голосе, придыхания, расщепления и прочие штуки, в то время как другие упускают их из вида.
Перед тем, как выбрать микрофон, определитесь, насколько подробно устройство должно передавать исполнение. Детализация напрямую зависит от чувствительности, что, в свою очередь, так или иначе влияет на выбор устройства.
Помните: недостаток деталей невозможно исправить после записи.
Если вы собираетесь записывать панк-рок, где важна энергия, а не красота исполнения, лучше отдать предпочтение менее чувствительным динамическим микрофонам. Напротив, если к записи планируется мягкий глубокий вокал с большим количеством нюансов исполнения, то выбор лучше делать в пользу конденсаторных устройств.
Характер звучания
Характер микрофона говорит о тональной окраске сигнала во время записи. Каждый микрофон по-своему окрашивает сигнал, выделяя одни частотные диапазоны и ослабляя другие.
Главное правило относительно характера звучания гласит: выбирать микрофон нужно под конкретный голос. В идеале, микрофон должен подчеркнуть частотные достоинства голоса вокалиста и скрыть возможные недостатки.
Выбирая устройство для себя, слушайте, как именно разные модели микрофонов передают ваш голос. Скорее всего, с одними устройствами он будет звучать лучше, чем с другими.
В то же время лучше избегать моделей, которые слишком активно окрашивают сигнал. Как вы вам не нравились вносимые улучшения, «перекрашенный» сигнал зачастую довольно сложно уложить в микс.
Взрывные согласные
Взрывные согласные — это звуки «П» и «Б». Во время их произнесения человек выпускает сильный поток воздуха изо рта, резко врезающийся в капсюль микрофона.
В обычной речи мы практически не замечаем такие звуки. Собеседник находится далеко от нас, а окружающая среда смягчает взрывные согласные, из-за чего для нас они звучат… вполне обычно.
Однако представьте, насколько неприятно зазвучат «П» и «Б», если собеседник будет достаточно громко нам прямо в ухо. Каждое произнесение букв станет подобно ударам по барабанной перепонке.
При выборе микрофона обратите внимание, как именно устройство отрабатывает взрывные согласные. Если «П» и «Б» выражены слишком сильно, то обязательно дополните микрофон поп-фильтром для ослабления этих звуков.
Сибилянты
Сибилянты — согласные шипящие и свистящие звуки. В русском языке проявляются на звуках «С», «З», «Т», «Ф», «Х», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» и сочетаниях «ТС» и «КС», в английском — на звуках «F», «S», «T», «Z» и сочетаниях «CH», «SH», «ZH».
Сибилянты индивидуальны: у одних людей они выражены сильнее, у других — слабее. В зависимости от частотной характеристики и чувствительности микрофона, одни модели сильно выделяют сибилянты, в то время как другие воспринимают их не так активно.
Микрофонов, не выделяющих сибилянты, не существует, поэтому цель проверки состоит в том, чтобы узнать, насколько сильно устройство подчёркивает шипящие и свистящие звуки. В дальнейшем это подскажет степень обработки записанного голоса де-эссером.
Варианты микрофонов
Качество микрофона напрямую зависит от стоимости устройства: чем дороже микрофон, тем лучше он пишет. Тем не менее зависимость качества от стоимости не стоит возводить в абсолют. Смотрите на вещи трезво: ориентируйтесь на имеющийся бюджет и задачи, которые собираетесь решать в студии.
Выбирая первый микрофон, лучше придерживаться консерватизма и отдавать предпочтение известным брендам, выпускающим микрофоны не один десяток лет. У большинства производителей найдутся недорогие, но отлично звучащие модели — покупка приличной динамической модели для сцены обойдётся в $80-100.
С конденсаторными микрофонами ситуация обстоит несколько иначе. Здесь стоимость напрямую сказывается на итоговом качестве, поэтому конденсаторный микрофон не может быть совсем дешёвым. При выборе лучше отсечь всё, что находится ниже порога в $100. Выше этой стоимости можно найти достойную модель (конденсаторную или электретную), способную решить большинство задач домашней студии.
Бюджетные модели
Бюджетные модели — прекрасный выбор для домашней записи и работе над своими демо-треками. Ждать невероятного качества здесь не стоит: звучать всё будет достойно, но не более того.
Audio-Technica AT2035
Недорогой конденсаторный электретный микрофон, способный закрыть большинство вопросов на начальном этапе пути музыканта. Устройство достойно отрабатывает как вокал, так и обычную речь, и может быть использовано для записи гитар или других инструментов.
Shure SM58
Пожалуй, самый популярный динамический микрофон в мире. Используется для всего: от президентских речей и телеэфиров, до ревущих гитарных кабинетов и записи вокала. Кажется, что такой девайс должен стоить баснословных денег, но на деле он более, чем доступен. В общем, практически беспроигрышный вариант вне зависимости от бюджета.
Средний ценовой сегмент
Средний ценовой сегмент представлен более дорогими и качественными устройствами, подходящими для полупрофессиональных и профессиональных студий. При должном оформлении помещения такие устройства подойдут и для дома.
sE Electronics SE2300
Достаточно универсальная модель средней цены. Три диаграммы направленности для записи разных источников звука, прочный корпус, честное и чистое звучание. SE2300 можно использовать как в домашних, так и в профессиональных студийных условиях.
Shure SM7B
Shure SM7B обрёл популярность благодаря тёплому звучанию с богатым средним диапазоном. Это не самый дешёвый динамический микрофон, однако качество записи оправдывает каждый вложенный в него рубль — модель звучит не хуже многих конденсаторных устройств. Пожалуй, беспроигрышный вариант для дома и студии, который не теряется и на сцене.
Верхний ценовой сегмент
Верхний ценовой диапазон в мире микрофонов начинается от $400 и не имеет границ. Устройства этого сегмента предназначены для работы в подготовленных помещениях профессиональных студий, поэтому покупать их для дома не рекомендуется.
AKG C414 XLII
Пять базовых диаграмм направленности, встроенные фильтр и аттенюатор, и возможность записывать практически любой источник сигнала. C414 XLII прекрасен на вокале, пианино и клавишных, струнных и духовых — это универсальное устройство, незаменимое в полупрофессиональных и профессиональных студиях звукозаписи.
Sennheiser MD 421-II
Динамическая классика от Sennheiser. Модель начала свою историю как устройство для радиовещания и записи вокала, но позднее стала популярным микрофоном для записи и подзвучки ударных. Благодаря качественной передачи сигнала, микрофон также часто используется для записи басовых и гитарных кабинетов, вокала и других источников.
Заключение
Самое полезное, что можно сделать перед тем, как выбрать микрофон, — самостоятельно изучить отзывы реальных владельцев и опробовать разные модели. Спросите знакомых, чем и для чего они пользуются, посмотрите обзоры на различные модели, почитайте отзывы в Интернете, загляните в наш топ микрофонов.
Микрофон должен соответствовать качеству остального оборудования в студии. Покупка дорогого Neumann станет пустой тратой денег, если вы работаете в неподготовленной комнате и записываетесь через самый простой аудиоинтерфейс.
В общем, какой бы микрофон вы не выбрали, помните, что главное — получать удовольствие от использования устройства. Если «железка» не дарит радости, то в ней нет никакого смысла, сколько бы она ни стоила.