Вы записали и свели вокал, результат получился великолепным. Однако радость омрачают только излишне резкие и острые свистящие и шипящие согласные в словах. Каждое их появление режет слух и давит на уши. Перезапись голоса не даёт должного результата — резкие звуки никуда не деваются. Именно здесь и пригодится де-эссер — инструмент, устраняющий проблемы свистящих и шипящих гласных.
Де-эссер — одна из важных частей цепи обработки вокала. Именно он устраняет неприятные эффекты шипения и свиста, изредка проявляющиеся в вокале и раздражающие своей резкостью.
Несмотря на специфику работы, де-эссер, пожалуй, самый простой инструмент из всех, что доступны звукорежиссёру. Однако при всей доступности начинающие музыканты часто забывают (или не знают) о его существовании, а ведь именно он — одна из важных частей качественно звучащего вокала.
Что такое де-эссер
Де-эссер (англ. de-esser) — одна из форм компрессора. В отличие от обычных компрессоров, сжимающих сигнал по всему диапазону частот, де-эссер работает только с определённой областью спектра — той, где проявляются сибилянты.
Сибилянты всегда присутствуют в человеческой речи, случайным образом появляясь в словах со свистящими согласными — «С», «З», «Ц» и сочетания «ТС», «КС». В ряде случаев сибилянтами также выступают шипящие согласные звуки «Ч», «Ш» и «Щ», а также глухую «Ф» и твёрдую «В». Эти буквы отличаются мощным первоначальным импульсом (транзиентом) и сильной динамикой, что делает их звучание резким.
В обычной жизни мы не обращаем внимания на сибилянты, хотя их роль в речи особенно важна. Свистящие и шипящие звуки существуют в самых чувствительных для слуха частотных диапазонах, а их появление помогает мозгу разделять слова и слоги между собой.
Однако при записи голоса сибилянты становятся настоящей проблемой из-за своего особенно агрессивного звука. Своим присутствием они портят восприятие записанного: вокал кажется очень резким, звучит неприятно и утомляет.
Снизить интенсивность сибилянтов помогает именно де-эссер. Он ослабляет даже самые резкие части сигнала, тем самым устраняя неприятные свистяще-шипящие артефакты.
Зачем использовать де-эссер
Микрофоны для записи вокала спроектированы так, чтобы захватывать все, даже самые незаметные особенности голоса. Именно из-за этого устройства записи отличаются повышенной чувствительностью ко всему частотному спектру.
Чувствительность касается и высоких частот в диапазоне от 5-6 кГц. На этом отрезке, отличающимся особой воздушностью, создаётся ощущение интимности и натуральности вокала. При сведении верх зачастую дополнительно усиливается эквалайзером и компрессором, что делает голос мощнее и объёмнее.
Усиление верха не проходит бесследно: вместе с повышением объёма и мощи, усиливаются и сибилянты — они становятся заметно резче и надоедливее. В итоге ситуация обстоит так, что отлично звучащий и сведённый голос убивается давящими на уши свистами и шипящими призвуками.
Де-эссер устраняет такие моменты, выступая в роли компрессора для сибилянтов и других резких звуков. В отличие от обычных компрессоров, ослабляющих весь спектр частот, де-эссер работает только в заданном диапазоне.
Можно ли устранить сибилянты во время записи
Сибилянты естественны для человеческой речи. Полностью избавиться от них невозможно — понадобится отказаться от всех шипящих и свистящих согласных в языке.
Можно перепробовать десяток различных микрофонов, но сибилянты никуда не денутся. Некоторые устройства за счёт меньшей чувствительности сгладят резкость согласных, но глобально ситуация не изменится — сибилянты всё равно останутся на записи.
Единственный вариант ослабить проявление сибилянтов — небольшое изменение позиции микрофона относительно вокалиста. Вместо того, чтобы ставить устройство строго напротив певца, подвиньте микрофон немного левее или правее.
Тем не менее перемещение не избавит от сибилянтов. В зависимости от особенностей голоса резкие звуки всё равно проявятся при записи. К тому же смена позиции микрофона может негативно повлиять на передачу голоса, а вокал зазвучит менее естественно и чисто.
Как работает де-эссер
Принципиальных отличий в работе де-эссера и компрессора нет. Де-эссер точно так же анализирует сигнал и ослабляет уровень самых громких моментов. Как и компрессор, де-эссер работает с транзиентами сибилянтов — начальными пиками свистящих и шипящих звуков.
Однако, в отличие от обычного компрессора, де-эссер позволяет настроить его на определённую частоту или диапазон частот. В общем, де-эссер — всего лишь частный случай компрессора, который работает в строго заданных звукорежиссёром рамках.
Де-эссеры предлагают два режима обработки частот (параметр Range):
- Широкополосный (англ. Wide Band)
- Раздельный (англ. Split Band).
Широкополосный режим прост и прямолинеен. При обнаружении сибилянтов на заданной частоте де-эссер ослабляет и выравнивает весь поступающий сигнал. Того же эффекта можно добиться автоматизацией: достаточно настроить изменение уровня дорожки при появлении пиков высоких частот.
Раздельный режим несколько сложнее. Де-эссер разделяет заданную частоту на два или три микродиапазона и выравнивает только их. В раздельном режиме принцип работы де-эссера схож с работой динамического компрессора, сжимающего только определённый диапазон частот в сигнале.
При работе в раздельном режиме нужно помнить, что де-эссер на долю секунды влияет на тембр звука. При обнаружении сибилянтов плагин выравнивает уровень заданного диапазона, что может привести к небольшим частотным перепадам. К примеру, область в районе 5 кГц на долю секунды станет мощнее или слабее, чем нужно, тем самым нарушив ранее выстроенный частотный баланс.
Учитывая общую природу с компрессором, главное правило работы с де-эссером звучит аналогично: для поиска подходящих параметров настройки слушайте, как меняется динамика сибилянтов, а не тембр голоса.
Как пользоваться де-эссером
Теперь, когда мы знаем, что такое де-эссер, самое время поговорить о том, как им пользоваться. К счастью, де-эссер — один из самых простейших плагинов.
Все де-эссеры предлагают базовый набор настроек: целевая частота, порог срабатывания и степень ослабления. Некоторые плагины предлагают дополнительные функции, но их наличие не влияет на методику обработки.
Де-эссер помещается на дорожку вокала после эквалайзера, компрессора, сатуратора и других эффектов. Размещение в конце цепи особенно важно: де-эссер должен работать с уже окончательно оформленным сигналом, в котором сибилянты приняли свою итоговую форму.
Размещение плагина в начале цепи не имеет смысла. Де-эссер устранит резкие звуки в исходном сигнале, однако дальнейшая обработка приведёт к их повторному появлению.
После активации плагина определите диапазон частот (англ. Range), на который будет направлен эффект. Некоторые де-эссеры отображают проблемные зоны сигнала прямо в интерфейсе (например, FabFilter Pro-DS), что значительно упрощает настройку. Если визуального определения проблемной зоны нет, начните с диапазона от 4-5 кГц и поднимайтесь выше.
Определившись с диапазоном, укажите порог срабатывания (англ. Threshold). Важно выбрать такое значение, чтобы плагин смягчал все резкие звуки, но не искажал вокал. Полное устранение сибилянтов не нужно: при их отсутствии голос покажется шепелявым.
Вместо заключения
Де-эссеры — один из самых популярных инструментов при обработке вокала, ведь даже у самых дорогих и качественных микрофонов возникают проблемы с сибилянтами. Устранить их поможет де-эссер, который ослабит свистящие звуки настолько, что они не будут резать слух.