Закончить работу над миксом — дело, требующее терпения. Даже если вы избавились от любых столкновений частот, создали широкую стереобазу и добились отличного звучания микса, впереди вас ждёт ещё не самая простая процедура мастеринга. Именно на этом этапе все дорожки микса собираются воедино, а трек приобретает цельное, качественное, ясное и громкое звучание. Одним из главных инструментов во время мастеринга становится лимитер, чьи мощные возможности могут как украсить и отполировать микс, так и полностью его разрушить.
Из этой статьи вы узнаете, что такое лимитер, как он работает и в чём его отличия от компрессора, поймете разницу между корректно лимитированным и перелимитированным сигналом, а также разберётесь в том, когда нужно использовать лимитер, а когда про него лучше забыть.
Что такое лимитер и чем он отличается от компрессора
Лимитер (англ. Limiter — ограничитель) — специальное устройство, выравнивающее уровень громкости до определённого лимита и предотвращающее клиппинг и другие неприятные искажения и перегрузки сигнала. Лимитеры — важная составляющая завершающих этапов работы над миксом, наряду с компрессорами. Подобные устройства делают звук чище и насыщеннее, а сам микс становится более плотным и однородным.

Работа лимитера схожа с работой компрессора. При работе с компрессором мы фокусируемся на отдельных треках микса. К примеру, компрессор на дорожке бочки изменяет громкость, атаку и время затухания её сигнала. Параметр «Threshold» (порог срабатывания) сообщает компрессору, в какой момент он должен изменить сигнал, а выбранное соотношение (англ. Ratio) сообщит ему о том, насколько сильно необходимо ослабить звук. Регуляторы атаки (Attack), спада (Release) и плавности обработки (Knee), в свою очередь, определяют форму изменений, которые могут быть постепенными и плавными или моментальными и резкими. Как только звук достигнет выбранного порога, компрессор возьмётся за дело и оттенит его так, как это задано параметрами.
Хотите ограничить отдельные инструменты или посылы — используйте компрессор.
Лимитер — компрессор на максималках, который работает на более высоких и даже экстремальных значениях соотношения. Основное отличие здесь в том, как эти два инструмента поступают с сигналом, достигнувшим порога. Там, где компрессор плавно ослабит сигнал, чтобы он вернулся в заданные рамки, лимитер безжалостно отсечёт все звуки, выбивающиеся за установленную границу.
Компрессор и лимитер также по-разному работают с параметром Ratio — коэффициентом или степенью сжатия сигнала. Так, компрессор оперирует низкими значениями Ratio, плавно оттеняя сигнал. При этом, при срабатывании компрессора возможно, что сигнал будет минимально превышать пороговые значения, что приведёт к образованию софт-клиппинга. В отличие от компрессора, лимитер работает на высоких показателях Ratio (от 10:1 и выше) и агрессивно отсекает всё, что вышло за рамки. Софт-клиппинг здесь попросту невозможен: ограничитель резко обрубает сигнал, который словно упирается в невидимую и непреодолимую стену.
Несмотря на то, что лимитерами чаще обрабатывают весь микс в целом, этот инструмент иногда применяют для контроля за отдельными сигналами. К примеру, бас, рабочий барабан и даже вокал считаются нестабильными инструментами при живом исполнении: их уровень громкости во многом зависит от силы звукоизвлечения и сильно колеблется по мере исполнения ввиду чисто физиологических особенностей человеческого исполнения. Чтобы избежать резких перепадов и появления искажений и лишнего гула, в цепь прохождения сигнала вводят лимитер, который ограничивает усиление сигнала. В зависимости от инструмента, ограничение может быть разным: так, например, вокалу достаточно ограничения в 1-2 дБ, чтобы не срываться в клиппинг, но и не потерять в динамике, а рабочему барабану требуется ограничение в 3-4 дБ.

Типы лимитеров
Как и компрессоры, лимитеры бывают двух типов: полнодиапазонные и мультидиапазонные (многополосные). Оба типа работают по одним и тем же принципам, отличаясь степенью предоставляемого контроля за ограничением сигнала.
Полнодиапазонные лимитеры

Когда мы говорим об эквализации, то часто используем термин «частотный диапазон» — определённый набор частот на всем частотном спектре. В зависимости от ситуации, оборудования и выбранных настроек, диапазоны могут быть узкими или широкими. В свою очередь, под словом «полнодиапазонный» подразумевается весь частотный спектр без каких-либо разделений.
Полнодиапазонные лимитеры не разделяют сигнал на отдельные диапазоны для обработки, а изменяют весь частотный спектр. Такие лимитеры обрабатывают микс в целом, а внесённые ими изменения сказываются на всех элементах микса сразу.
Мультичастотные (многополосные) лимитеры

Мультичастотные лимитеры — более гибкие устройства, позволяющие работать с несколькими диапазонами частот по выбору пользователя. Благодаря такому подходу, звукорежиссер может ограничить только высокие частоты или середину, не повлияв на весь микс. Такой подход позволяет освободить место для остальных участников микса и устранить особо громкие звуки.
Конечно, того же эффекта можно добиться эквалайзером, автоматизировав его работу на всех проблемных участках микса, но это не очень эффективно. Чтобы не тратить часы на вырисовывание кривых автоматизации в каждом спорном моменте, достаточно воспользоваться лимитером, ограничив частоты сразу во всем миксе. Учитывая принцип работы этого инструмента, лимитер самостоятельно ограничит сигналы только в тех местах, где они будут выбиваться за заданные пределы.
BRICKWALL-ЛИМИТЕРЫ
Brickwall-лимитер (англ. Кирпичная стена) — тип лимитирования с высоким значением атаки и показателем соотношения (ratio). Обычно кирпичной стеной считается соотношение от 20:1 и выше. Такие настройки гарантируют, что сигнал ни при каких обстоятельствах не сможет преодолеть установленный порог громкости.
Когда использовать лимитер, а когда не использовать
Время лимитера — заключительные стадии мастеринга. Причём речь здесь идёт о последних полировках микса перед его выпуском, а не об участии лимитера в цепочке эффектов во время мастеринга.
Лимитер также можно использовать для исправления недостатков сигнала. К примеру, с его помощью можно эффективно избавиться от клиппинга: как только сигнал попытается выскочить в зону клиппинга, лимитер быстро вернёт его в общую колею. Несмотря на то, что клиппинг — это недостаток сигнала, которого нужно избегать, некоторые продюсеры используют клиппинг для создания различных звуковых эффектов.
Тем не менее во время сведения лучше не применять лимитер без явной на то необходимости. Если вы хотите сделать сигнал более сочным и хлестким, полагайтесь на компрессор и эквалайзер. Лимитер часто нарушает кропотливо выстроенный баланс микса, поэтому на время обработки и сведения о нем лучше забыть.
Мастер-шина, где собираются все дорожки — единственное место для применения лимитера. Главная цель — повысить громкость микса так, чтобы не испортить песню.
Этим мощным инструментом нельзя злоупотреблять. Неправильное использование лимитера приводит к нежелательным искажениям, отсечению нужных частот и неконтролируемому насыщению всего микса. Главное здесь — не выкручивать ручки на полную и чётко понимать, что и зачем вы ограничиваете.
Послушайте пример. В первом случае представлен разумно ограниченный сигнал, во втором — сигнал, с лимитированием которого слегка перестарались. Оба примера обработаны лимитером A.O.M. Invisible Limiter (демо можно скачать с официального сайта), для контроля результатов используется измеритель громкости TR Meter от IK Multimedia
- Сигнал до обработки лимитером 0:36
В сыром необработанном виде сигнал отличаетcя низким RMS (англ. Root Mean Square — среднеквадратичное значение мощности, параметр средней громкости звучания) и низким общим уровнем громкости. Лимитер исправит эти недостатки.
- Умеренное лимитирование 0:36
Используя лимитер с гейном в районе 3 дБ, мы получим повышение RMS до −10 дБ. С учётом стиля музыки, это приемлемый уровень громкости этой дорожки.
- Слишком сильное лимитирование 0:36
Повернув регулятор правее, мы сделаем сигнал ещё громче, но вместе с этим создадим кашу из частот. В сигнале появится клиппинг и искажения, а сам звук станет неприятным, потерявшим свою динамику. Лимиты должны быть разумными, поэтому такого рода злоупотреблений нужно избегать.
- Умеренное лимитирование 0:36
- Излишнее лимитирование 0:36
Использование лимитера при мастеринге
Итак, мастеринг — лучшее время для использования лимитера. Это один из важнейших инструментов при окончательной полировке микса, но не единственный. Этот процессор используется самым последним и только после того, как микс будет полностью готов.

Ограничивая сигнал, всегда держите перед глазами измеритель LUFS (англ. Loudness Units to Full Scale — громкость относительно цифровой полной шкалы, стандарт, измеряющий громкость звука и нормализующий уровень звука при передаче сигнала). Этот показатель сообщит вам, когда громкость сигнала вышла на должны уровень и сравнялась с большинством современных коммерческих записей. В зависимости от платформы, где будет публиковаться трек, значение LUFS может меняться: к примеру, для Spotify LUFS составляет −14, для Apple Music — −16 (подробнее о том, как именно подготовить аудио к выгрузке в стриминговые сервисы, чтобы не потерять в качестве, вы можете узнать здесь). Знание этих значений подскажет вам, как сильно нужно изменить итоговую громкость вашего микса.
Большинство лимитеров, как и компрессоры, оснащены ручками Attack и Release. Как только громкость микса выйдет на нужный уровень, можно подстроить звучание трека этими регуляторами. Так, чем быстрее будет атака, тем агрессивнее зазвучит сигнал. В свою очередь долгий спад сделает звук мягче и мутнее.
Наконец, помните о выходном гейне. Несмотря на все ограничения, клиппинг и искажения все равно могут проявиться на определённых аудиосистемах. Чтобы избежать неожиданных перегрузок, следите за тем, чтобы уровень на выходе не превышал 0.0 дБ.
Заключение
Аудиолимитеры — мощный инструмент при правильном использовании. Помните, что они вступают в дело только после того, как вы закончите сведение трека. В противном случае риск убить музыкальность и певучесть трека будет слишком велик.
ГИД ПО ЭФФЕКТАМ
Гид по эффектам: что такое реверберация
Основы эквализации: когда нужно усилить частоты, а когда ослабить
Мастеринг музыки для SoundCloud и YouTube
ЧЕКЛИСТ: как понять, что песня готова и ее можно показывать всем на свете
Расширение звучания миксов: 7 простых способов сделать свои миксы шире и объемнее
По материалам: Media College, Musician On A Mission, MasteringBOX, MusicRadar
Сделаю заметку, пришёл к уровню когда лимитер в основном держит мастер в процессе работы для экстрим ситуации, в финальном сведении за редким авторским решением (хард-кор и т. п.) пиков вообще для лимитера не должно быть (исключения доли секундные трансиенты), одна из правильных методик (после — 6 дб сведения и пре-мастера), к примеру, обработка после компрессора до — 3 дб и лимитером на + 3 дб вход до выхода в 0 дб (мастер шина соответственно) . Для Кубейса возможный (допустимый) ход в последние две ячейки (после фейдера) поставить максимайзер (аксиома, в мастер шине максимайзер всегда используется самым последним, поскольку использует высокоточную компрессию), лимитер используется только до фейдера.
Лимитер — это что? Фильтр в видеоредакторе, Программа или физический прибор?
И есть ли Лимитер (или Компрессор) в видеоредакторе EDIUS 8.53?
Here — Аудиолимитер
Soft
А есть разница между максимайзером и лимитером? Знатоки, подскажите пж.
Непростой вопрос)
По идее лимитер ограничивает пики в сигнале только там, где они появляются, а все остальное не трогает. Им мы просто ограничиваем сигнал до определенного уровня, например, до -1 децибела. Если что-то пытается превысить эту границу, то лимитер отрезает это. Получается, что он просто задает рамки насколько громким будет сигнал и убирает все, что выходит за них.
Максимайзер же усиливает все звуки тише заданных настроек, но также в пределах какой-то границы. Например, мы можем настроить всё так, чтобы максимайзер усилил все звуки слабее -5 дБ до -3 дБ, но так, чтобы они не превышали этот порог. Получается, что максимайзер частично тоже лимитер. Как-то так.
Спасибо. Я к тому, что глядя на визуализацию любого профи трека
https://m.imgur.com/aA2mXXk
типа этого, кажется что все они максимайзером загнаны для получения макси громкости.
Именно максимайзером я стал заканчивать домашние миксы, результат хороший, трек звучит на уровне громкости с любой студийной записью. Был бы интересен обзор максимайзера именно с точки зрения использования в миксе. Может он есть, еще не нашел.
И стало немного грустно, от того, что делают с музыкой в студиях, с динамикой живых исполнителей)
По использованию максимайзера тоже особо не встречал статей о том, как его использовать в контексте микса. Поищем ещё, может что интересное подвернется. Из интересного только статья в блоге колледжа Беркли, но она о том, почему использовать максимайзер при сведении так себе идея: https://online.berklee.edu/takenote/why-mixing-through-a-gain-maximizer-is-a-bad-idea/
По поводу вашей грусти — война громкости же. Она-то и добьет всю динамику окончательно))
Вечно вижу в статьях про динамическую обработку фразу «чем быстрее будет атака, тем агрессивнее зазвучит сигнал?». Но не понимаю в чём логика. В чём логика? Почему именно уменьшение(снижение веремени) атаки даёт агрессию. Мне кажется наоборот, относительно длинная атака даёт агрессии, типа панч получается, так как сигнал не сразу глушится и слышно первоначальный громкий звук.
Ещё непонятно вот это «Компрессор ослабляет только некоторые частоты, превышающие установленный для сигнала порог, в то время как лимитер устраняет все сигналы, которые не вписываются в рамки заданных настроек.»
Про какие частоты идёт речь? Тут же ничего про мультибенд не говорится.
Я просто не очень понимаю все-таки этот лимитер, то есть по идее мы порогом ограничиваем на ноль выходной сигнал и он будет ужиматься, чтобы ни в коем разе не превысить значение «0», но непонятно тогда зачем нужны атака и релиз..
С атакой вроде же все просто, атака же это первоначальный импульс, с которым извлекается звук. Чем меньше атака, тем быстрее этот самый импульс и агрессивнее сам звук. Если вы ставите быструю атаку, то она применяется к каждому звуку и все они звучат резче, четче и крикливее что ли. Вот и ответ. То, что вам кажется длинная атака агрессивнее вопрос, помоему, чисто индивидуальный. Вам кажется так, кто-то думает наоборот.
Лимитер либо ограничивает весь диапазон разом, не давая ВООБЩЕ ВСЕМ частотам и звукам выходить за условный ноль, либо вы сами выбираете, какие частоты не пройдут через этот ноль. Ну вот тот же вейвс л3 взять, который на картинках показан, то там ты задаешь диапазоны частот сам, которые хочешь ограничить. Знаешь, что у тебя бочка орать любит в районе 80 герц, ее и лимитируешь, а все остальное проходит мимо лимита.
Просто Васян же с эбби роуд, поэтому ему там кажется длинная атака агрессивнее ))) у нас в Рязани вот короткая атака агрессивнее :D
Ты говоришь про атаку аудиосигнала. Там да, чем быстрее, тем больше скорость нарастания громкости. Но лимитер тут не при чём. В компрессоре/лимитере ведь атака, это наоборот скорость подавления сигнала. То есть чем она длиннее, тем медленнее компрессор начинает давить сигнал. Это легко понять, применив компрессор с долгой атакой и большим коэффициентом, на бочку. У неё сразу появится характерный пинок, что на мой взгляд и является «агрессией».
Мне кажется, вы несколько про другое ответили автору вопроса, хотя и неплохо все разложили в ответе. Но здесь и мы несколько накосячили при подготовке материала. Спасибо за уточнения, поправили неудачную формулировку.