Середина XX века стала временем активного исследования гитарного звука и поиска новых звуковых возможностей. Чистый и незамутнённый звук гитары казался музыкантам чем-то обыденным и скучным — гитаристы всеми силами искали новые способы звучать иначе. Постоянные эксперименты привели к появлению совершенно новых обработок, созданных на основе реверберации и дилэя. Одним из новых эффектов стал фэйзер, чья нестандартная суть быстро заинтересовала гитаристов по всему миру. Из этого текста вы узнаете, что такое фэйзер, как работает этот эффект и как им пользоваться.
Что такое фэйзер?
Фэйзер — один из первых гитарных эффектов в музыкальной индустрии, появившийся в 1950-1960-х годах. Своим появлением фэйзер обязан жажде музыкантов сымитировать звук вращающихся органных динамиков с его интересным движущимся эффектом. Тем не менее на простой имитации дело не закончилось — продолжив эксперименты гитаристы обнаружили, что с помощью фэйзера можно придать гитаре характерный мягкий, пульсирующий и немного странный звук.
В основе эффекта лежит разделение сигнала на две части. Одна часть остаётся нетронутой, сохраняя все особенности исходного сигнала, вторая — обрабатывается фазовым фильтром. Фильтр изменяет фазу сигнала, но при этом не меняет его частоту. Когда две части сигнала сливаются воедино, находящиеся в противофазе частоты поглощаются друг другом, что создаёт характерное ощущение движения и провалы в спектре звука.
Фэйзер часто используют для создания роботизированной электронной речи и преобразования естественных реальных сигналов в ненатуральные синтезированные звуки. На телевидении и в кинематографе эффект используют для превращения голоса человека в голос компьютера или робота. К примеру, голос C-3PO из «Звёздных войн» и роботизированная речь в творчестве Kraftwerk созданы с помощью обработки человеческой речи фэйзером. Причина популярности эффекта при озвучивании роботов и компьютеров проста — создаваемый фэйзером спектр звука слишком нетипичен для естественных природных сигналов.
Как работает фэйзер?
Если посмотреть на спектр обработанного эффектом сигнала, то станет понятно не только что такое фэйзер, но и как он работает. При использовании эффекта в спектре появляются важные точки:
- Вершины (от англ. Mountains) — максимумы сигнала.
- Впадины (от англ. Valleys) — минимумы сигнала.
Представим, что мы работаем с неким звуковым сигналом, который проходит через фэйзер. Синяя и красная линии на спектре — две части сигнала, создающиеся фэйзером, жёлтая — итоговый совмещённый сигнал.
Два сигнала в фазе
Если не использовать фэйзер для одной из частей, то оба сигнала не изменятся и останутся в фазе. При совмещении двух частей выходной сигнал будет точно таким же, как и до разделения. Вершины и впадины никак не повлияют друг на друга — исходный сигнал останется исходным.
Противофаза
Если части сигнала окажутся в противофазе (будут полностью противоположны друг другу), то впадины первой части поглотят вершины второй, а вершины второй части съедят впадины первой. Полное поглощение всех пиков приведёт к тому, что итоговый сигнал будет равен нулю — вместо звука мы получим тишину.
Расхождение фазы
Если два сигнала разойдутся по фазе, но не будут полными противоположностями друг другу, то при наложении вершины и впадины сольются воедино. Выходной сигнал при этом окажется где-то между максимумом и минимумом обоих частей сигнала.
Графики не должны обманывать — фэйзер не влияет на общую громкость звука. Для простоты понимания эффект стоит воспринимать как многополосный эквалайзер, дающий эдакий волнистый звук. Фэйзер попросту делит сигнал на две равные по громкости части, может усиливать отдельные частоты на спектре, но общий характер и объём сигнала остаются неизменными.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Внутри педалей фэйзера обычно устанавливается низкочастотный генератор, связанный с регулятором Speed. С его помощью гитарист может выбрать скорость поглощения и усиления частот.
На практике поглощения вершин впадинами не бывают статичными. Человеческий слух не способен точно определить пропажу частот в сигнале при прослушивании, но может заметить изменение частот. Такие изменения мозг воспринимает как своего рода «волнение», движение в звуковом спектре — нам кажется, будто сигнал постоянно колеблется и вибрирует. Чем активнее поглощаются вершины и впадины, тем более быстрым кажутся колебания.
Такое поведение сигнала образует эффект удаляющегося, а затем возвращающегося к вам звука. Для большей наглядности и лучшего понимания, что такое фэйзер и как он работает, послушайте аудиопримеры ниже. В первом случае мы слышим чистый исходный сигнал, во втором — звук с глубиной фэйзера в районе 0,5 Гц, в третьем — звук с глубиной фэйзера 6 Гц.
- Исходный сигнал (фэйзер не работает)
- Сигнал с фэйзером 0,5 Гц
- Сигнал с фэйзером 6 Гц
Фэйзер и фленджер
Многие музыканты и гитаристы ошибочно думают, что фэйзер и фленджер — один и тот же эффект. Фленджер изменяет не фазу, а время появления сигнала в определённом диапазоне (обычно от 2 до 25 мс). Как и в случае с фэйзером, внутри фленджера сигнал разбивается на две части: исходную и задержанную по времени. После задержки сигнал подаётся обратно в цепь, что создаёт гармоническую обратную связь
Запомните: фэйзер и фленджер — разные эффекты.
Настройки эффекта фэйзера
Современные эффекты фэйзера оснащаются большим количеством настроек, позволяющих очень точно настроить поведение сигнала. Среди элементов управления гитаристам обычно доступны следующие параметры:
- Level/Mix — регулировка баланса. Контролирует соотношение исходного и обработанного сигнала
- Depth — глубина эффекта. Отвечает за диапазон изменения времени задержки. Благодаря регулятору Depth гитарист может настроить интенсивность эффекта и частоту колебаний.
- Speed/Rate — скорость и частота колебаний. Отвечает за установку скорости сдвига частот, благодаря чему скорость изменений сигнала может быть очень медленной или, наоборот, супербыстрой.
- Resonance/Feedback — обратная связь. Управляет количеством сигнала, отправляющимся на повторную обработку. С его помощью можно придать фэйзеру более интересный и ярко выраженный характер.
- LFO Waveform — форма волны, генерируемая низкочастотным осциллятором. Меняет характер обработанного сигнала, может быть синусоидальной (sin), треугольной (triangle) и логарифмической (log).
- Tap Tempo — пользовательский темп работы эффекта. Позволяет задать собственную скорость эффекта, сделав его быстрее или медленнее темпа музыки. Ручкой Tap Tempo оснащаются далеко не все педали фэйзера.
- Stage/Steps/All-Pass — каскад задержек или комплект фазовых фильтров. Функция создаёт определённые количественные сочетания вершин и впадин на звуковом спектре, что напрямую влияет на звук.
Набор параметров во многом зависит от каждой конкретной педали: одни модели оснащаются практически всеми перечисленными параметрами, другие — только некоторыми. Такие педали как MXR Phase 90 вообще оснащаются только регулятором скорости эффекта, а модели наподобие EarthQuaker Grand Orbiter V3 получают дополнительные элементы управления (например, Sweep Frequency, отвечающий за забор частот низкочастотным фильтром).
Как музыканты используют фэйзер
Фэйзер — прекрасный инструмент для улучшения и обогащения чистых сигналов инструментов. Эффект придаёт звуку дополнительную плотность и объёмность. Фэйзер любим среди рок-музыкантов и гитаристов и используется в моменты, когда дисторшн неуместен, а чистая гитара должна сохранить мощь и силу звука. Короткие мелодии, отдельные гармонические линии, медленные переборы, единичные пространственные или акцентные звуки — всё это территория фэйзера.
Эффект фэйзера нашёл активное применение во всех стилях музыки, особенно в роке и метале. Чаще всего его добавляют к высокомощному сигналу во время исполнения соло. Одними из самых активных пользователей эффекта можно назвать гитариста Queen Брайана Мэя, Эдди Ван Халена и Алекса Лайфсона из Rush.
Queen — Sheer Heart Attack
Соло Эдди Ван Халена
Rush — The Spirit of Radio
В зависимости от настроек, фэйзер по-разному меняет исходный сигнал электрогитары — меняется не только характер самого сигнала, но и степень его «подвижности». Предугадать получившийся сигнал довольно сложно из-за разницы параметров и их влияния на сигнал. Тем не менее, если говорить о типовых параметрах фэйзера, существуют рецепты, позволяющие получить сигнал определённого типа.
Плотный ритмический слой
Rate — 60%
Depth — 60%
Resonance/Feedback — 80%
Эффект пульсации
Rate — 80%
Depth — 20%
Resonance/Feedback — 40%
Аккуратная модуляция
Rate — 10-20%
Depth — 20%
Resonance/Feedback — 30%
Если разделить применение эффекта на несколько типовых сценариев, то фэйзер применяется:
- для наслоения мелодических партий,
- для создания слоёв аккомпанемента,
- для уплотнения звучания гитарных соло или других солирующих инструментов.
Наслоение мелодий
Сами по себе многие необработанные или чистые сигналы обладают довольно тонким и слабым звучанием. Использование фэйзера придаёт сигналу дополнительную плотность без перегрузки или сатурации. Эффект добавляет основному сигналу дополнительный слой поддержки, который может кардинально менять общий характер звука. Быстрая скорость работы заставит сигнал нервно вибрировать и образует дополнительное напряжение в повествовании, медленная скорость сделает звук неспешно подвижным, придав ему динамики.
Наслоение аккордов
Точно так же можно наслаивать друг на друга и аккорды. В такие моменты важно настроить фэйзер на низкие значения всех параметров, чтобы избежать пульсации и превращения аккордов в кашу. Удерживая глубину и частоту на низких значениях можно добиться более интересного звучания с характерным эффектом эдакого завихрения. Так в общем сигнале появится мягкий дополнительный слой звука, который улучшит общую картину.
Уплотнение соло
Фэйзер плохо сочетается с мощным дисторшном и игрой суровых ритм-партий, но прекрасно работает с лёгким овердрайвом. Одним из частых сценариев применения фэйзера является его подключение к цепочке эффектов при исполнении соло или лид-партий (гитарных или клавишных). Чтобы уплотнить звучание, эффект нужно настроить на медленную пульсацию. Большая скорость эффекта превратит партию в месиво, поэтому малый темп вибрации сохранит читаемость звуков и придаст им большую плотность.
Заключение
Фэйзер как эффект довольно прост, но при этом его влияние на звук довольно велико — удивительно, как лёгкое смещение фазы изменяет общее восприятие сигнала. Эффект вряд ли можно назвать незаменимым помощником каждого музыканта или гитариста, но зачастую именно фэйзер становится тем самым секретным ингредиентом и последним важным штрихом, придающим звуку незабываемый характер.
Другие материалы гида по эффектам