Зарабатывать на собственной музыке мечтает каждый музыкант. К сожалению, реальность часто оказывается прозаичнее: до момента, пока творчество начнёт приносить хоть сколько-нибудь вменяемый доход, может пройти немало времени. В ожидании успеха музыканты нередко ищут альтернативные способы заработка, так или иначе связанные с творчеством. Вариантов заработка на музыке много, но один из них часто упоминается в разговорах о том, как заработать на музыке, — продажа сэмплов собственного сочинения. О том, как продавать сэмплы, какие подводные камни существуют и есть ли соответствующий рынок в России, — читайте в нашем материале.
Пристойный заработок артистов от прослушивания их музыки на стриминговых платформах вроде «Яндекс Музыки» или Spotify — удел меньшинства. Подавляющее большинство музыкантов получает чрезвычайно маленькие роялти от стримов.
По данным американской компании Duetti, владеющей правами на каталоги музыки, в 2024 году средняя сумма, которую правообладатель музыки получал за 1000 прослушиваний, составила 3,41 доллара США. Этот показатель падает, как минимум, с 2021 года — тогда музыкантам доставалось 4,04 доллара.

Самые лояльные к артистам стриминговые платформы это:
- Amazon Music — $8,8 за 1000 стримов;
- Apple — $6,2;
- YouTube — $4,2.
Spotify платит всего $3. Такие расчёты публикует Duetti в своём недавно выпущенном отчёте «Экономика музыки».
Время от времени представители Spotify публично протестуют против подобных оценок, но, поскольку политика начислений роялти за стримы у компании крайне непрозрачная, эти протесты выглядят неубедительно. Кстати, YouTube постепенно наступает на пятки Spotify. Например, в прошлом году его стриминговый сервис на 17% увеличил долю прослушиваний электронной музыки, а у Spotify она снизилась на столько же.
Достоверные данные, отражающие средние выплаты роялти за стримы с российских музыкальных платформ «Яндекс Музыка», «VK Музыка» и других, найти практически невозможно. Они разнятся от источника к источнику, и единственное, что можно понять — это то, что ставки в РФ не просто сильно ниже, чем в среднем по миру, а прямо-таки унизительно низкие.
Скажем, по данным музыкального маркетингового агентства B1, на отечественном рынке прилично выглядит только «СберЗвук», который за 1000 стримов платит правообладателям «невероятные» 780 рублей. Остальные отдают артистам следующие суммы:
- «Яндекс Музыка» за миллион (!) стримов — ~ 37 000 рублей, или 37 рублей за 1000 прослушиваний;
- VK Музыка за миллион стримов — ~ 85 000 рублей или 85 за тысячу;
- МТС Музыка за миллион стримов — ~ 145 000 рублей или 145 за тысячу.
При этом указанные цифры справедливы только в том случае, если прослушивания пришлись на пользователей с платной подпиской. Если стримы выпали на бесплатных слушателей, то роялти за них становятся в несколько раз ниже.
Неудивительно, что в России музыканты в основном зарабатывают, разъезжая по довольно изнурительным гастролям и, если повезёт, выступая на корпоративах. Некоторым дополнительный нерегулярный доход поступает от использования их музыки в сериалах, кино, рекламе («синхронизация» и роялти от публичного исполнения).
Часть заработка могут обеспечить компании, помогающие артистам организовать проигрывание их треков в публичных коммерческих пространствах — фитнес-залах, автосалонах, торговых центрах, в ресторанах и так далее. В России в этой индустрии на слуху, например, сервис для артистов и лейблов Yoga.
Как правило, все доходы из разряда роялти, отчислений от стримов, а также от синхронизации и воспроизведения в коммерческих помещениях делятся на команду, которая готовила треки. А в ней чаще всего действуют несколько человек, на каждого из которых приходится какая-то часть прав. Это редкость, когда музыкальный артист единолично выступает ещё и как композитор, аранжировщик, автор текстов, музыкальный продюсер и звукорежиссёр.
Поэтому в авторских, смежных и имущественных правах на мастер-записи доли могут иметь аж с десяток участников. В связи с этим Для многих из них заработок стремится к нулю, особенно если они работают с начинающими артистами, а не с теми, кто уже имеет большую аудиторию.
Собственно создатели музыки — композиторы и битмейкеры — конечно же, не имеют возможности гастролировать и выступать на корпоративах. Обычно это такие «студийные черви», которые зарабатывают лишь малую долю от авторских и прочих отчислений.
В связи со всем вышесказанным многие люди, создающие музыку, ищут альтернативную занятость по своему профилю. Один из вариантов здесь — создание и продажа пакетов оригинальных сэмплов.
Что собой представляет рынок сэмплов, и кто здесь клиент
Далеко не все композиторы, аранжировщики и битмейкеры любят и умеют делать музыкальный дизайн. Большинство работает с уже готовыми звуками, которые они модифицируют или используют как есть. Соответственно, люди где-то их покупают (ну, или пиратят). И кто-то эти сэмплы, разумеется, производит.
В Северной Америке и Западной Европе рынок сэмпл-паков и сэмплерных библиотек хорошо развит. Существуют крупные маркетплейсы — например, знаменитый Splice. Они имеют либо подписную модель (для клиентов), либо действуют в формате онлайн-магазинов (купил лицензию, скачал — пользуешься). Также каждый производитель оригинальных звуков старается продавать свои продукты через собственный сайт.

Хотелось бы написать, что аналогичный российский рынок является «формирующимся» и «развивающимся», но язык не поворачивается. Сектор приобретения «роялти-фри» лицензий на сэмплы и юридически безупречного их применения в РФ пока не родился. По большей части сэмплы в легальном поле используются бесплатные, либо музыкальные продюсеры воруют платные — в диковатой пиратской манере. Однако тем интереснее сегодня принять участие в переходе к цивилизованной локальной коммерческой модели.
Фактически рынок легальных сэмплов в России находится на стадии «Ну, кто рискнет быть первым?» Те из музыкантов, которым интересен музыкальный саунд-дизайн, потенциально могут стать на нём пионерами, а в будущем — самыми успешными участниками индустрии.
Также российские музыкальные саунд-дизайнеры, несмотря на существующие в 2025 году санкции со стороны ЕС и многих других стран мира, всё-таки могут выйти на развитые рынки и продавать свои работы за границей.
Клиенты и там, и здесь — это продюсеры, создающие популярную музыку на основе сэмплов, и композиторы продакшн-музыки для телевидения, рекламы, трейлеров, авторского кино и, в широком смысле, медиа.
Многие не хотят заниматься саунд-дизайном самостоятельно или ищут в свежо звучащих сэмплах вдохновения. Такие люди их и покупают.
Splice и другие маркетплейсы не подходят большинству российских саунд-дизайнеров
Финансовая система РФ в значительной мере отрезана от мировых платёжных систем. Здесь не работают PayPal и Pioneer — два известных финансовых сервиса, облюбованных на Западе музыкальными фрилансерами.
Работать с широко известным Splice или другими крупными маркетплейсами, находясь в России, пока не выйдет, потому что большинство из них выплачивают отчисления от продаж авторам сэмплов как раз на счёт PayPal. Попытки обойти географические ограничения платёжных систем, физически не покидая Россию, обычно ни к чему не приводят или приводят к блокировке аккаунтов.
Но нет худа без добра. Новичку в производстве сэмплов никакой Splice и не нужен. Несмотря на то, что частные лица могут предложить свои сэмпл-паки к продаже через маркетплейс (на сайте для этого есть отдельная форма), на Splice давно уже на коне лишь своеобразные «сэмпл-лейблы». То же самое касается Loopmasters и многих других.

Большинство новичков-одиночек, подававших запрос на продажу своих сэмплов в последние пару лет, ответа от Splice не дождались. Поэтому авторы сэмплов попадают на него в основном через лейблы.
В оптимистичном варианте, разделение доходов от продаж в этом случае составит 50/50: одна половина пойдёт лейблу и Splice, другая — тому, кто создал сэмплы. Однако чаще соотношение составляет 60/40 не в пользу саунд-дизайнера.
Стоит отметить, что Splice нигде публично не говорит о своих ставках разделения доходов от продаж сэмплов с лейблами и артистами. Эти сведения (не всегда достоверные) просачиваются через авторов сэмплов, которым удаётся продавать их на платформе через лейблы. Все остальные благоразумно молчат, как именно всё устроено.
Российский саунд-дизайнер в принципе может заинтересовать иностранный сэмпл-лейбл и даже договориться с ним о выплатах в обход санкций — например, с помощью некоторых посреднических сервисов (о них — ниже).
Однако доля лейбла и маркетплейса в 60%, плюс доля посредника при платеже из-за рубежа в 10-12% съедают слишком много денег, которые вообще-то могут доставаться автору, если он над этим поработает.
Есть и ещё одна проблема. Большая часть известных маркетплейсов действует в юрисдикции США. А по состоянию на март 2025 года между РФ и США с обеих сторон приостановлено действие соглашения об избежании двойного налогообложения.
Музыкальные магазины, стоки с роялти-фри музыкой и другие сервисы, расположенные в Америке, обычно запрашивают у автора контента заполнение налоговой формы, в которой придётся указать, что вы из России. И тогда с отчислений, предназначенных вам, придётся заплатить ещё 30% американского налога.
Об этом налоге вас обязательно спросят и представители сэмпл-лейблов, находящихся в США. Если вы разыскали небольшие частные маркетплейсы и договорились с ними о попадании на витрины, налоговый вопрос, скорее всего, тоже возникнет.
Очевидно, что физлизу из РФ, которому на Родине придётся отдать ещё как минимум 13% подоходного налога, становится абсолютно невыгодно работать с типовыми маркетплейсами сэмплов. Даже если посредническое платёжное решение удастся найти.
Примерно те же проблемы ожидают россиянина (кроме более справедливого разделения доходов) на Bandcamp, на котором, кстати, также можно продавать сэмпл-паки. Платформа берёт вменяемую долю — такую же, как и с музыки — в 15%.
Недовольные ставками могут попробовать свои силы на молодом многообещающем сервисе Wavetick — площадка предлагает торговать сэмплами без всяких проверок и отщипывает себе всего лишь около 12,5%. Однако и с ним возникнут нерешаемые проблемы с платежами, если вы находитесь в России.

Потенциально можно договориться с европейским маркетплейсом A Sound Effect (Нидерланды), и для этого у него тоже есть отдельная форма. Успех будет ждать в том случае, если, помимо договорённостей, удастся найти посредническое решение с платежами, но это точно будет нелегко.
Другое дело, если вы плательщик налога на профессиональный доход (тот самый самозанятый) и организуете собственный, поначалу крошечный бизнес на альтернативных принципах. В таком случае…
Лучший способ продавать сэмплы — делать это через свой сайт
Человек, разобравшийся с Cubase или другими DAW, сообразивший, как отправлять треки на стриминговые площадки и научившийся работать с кабинетами артиста в различных сервисах, в силах понять, как создать простенький интернет-магазин для цифровых товаров. Построить его можно на бесплатных и общедоступных компонентах, для этого даже не нужно быть программистом.
Независимо от того, работаете вы на российскую или зарубежную аудиторию, самым простым решением будет построить сайт на бесплатной системе управления контентом (CMS) WordPress со столь же бесплатным плагином WooCommerce. Если первый сэмпл-пак уже готов, то мини-витрину с платёжным решением для неё можно создать буквально за пару вечеров.
На сайте нужно разместить эффектные демо-треки, в которых авторские сэмплы используются максимально, а другие звуки — минимально. Музыканты «любят ушами», желают «слышать» товар лицом и выбирают сэмплы на слух.
Экосистема WordPress полна бесплатных плагинов для размещения всевозможных виджетов — галерей, описаний, аудио- и видеоплееров, и многого другого. Всё это позволит создать удобную страницу, рекламирующую и полностью раскрывающую все особенности сэмпл-пака.

Для отечественной и зарубежной аудиторий стоит сделать два отдельных сайта, чтобы разделить денежные потоки. К счастью, платёжных решений для России и зарубежных стран, позволяющих принимать оплату за цифровые товары, предостаточно.
Чтобы ими воспользоваться, понадобится, как минимум, статус самозанятого — получить его можно за несколько минут в приложении банка или через личный кабинет на сайте ФНС. С ним можно продавать цифровые товары официально и легально, подключиться к платёжным сервисам и эквайрингу, чтобы автоматизировать выдачу чеков для налоговой и легально принимать оплату на свой счёт или карту.
Статус самозанятого стоит выбрать также из элементарной осторожности. Когда вы регистрируетесь как индивидуальный предприниматель, то становитесь должны государству в следующую же секунду — нужно, как минимум, платить взносы во всевозможные фонды. И не важно, заработали вы уже хоть что-нибудь или нет.
Самозанятый же освобожден от такой обязанности. Он платит налог 4% с денег, полученных от физлиц, и 6% — от ИП и компаний — только в случае, если он эти деньги реально получил. Поэтому если ваш маленький бизнес на сэмплах пойдет неудачно, вы не окажетесь в долгах перед государственной машиной.
Проблемой для российского рынка является то, что сэмплами на нём пока не принято торговать. При попытках достучаться до музыкантов с предложением своих сэмпл-паков, вы можете столкнуться с неадекватной реакцией. Кто-то будет крутить пальцем у виска, кто-то — попытается публично поднять вас на смех.
К этому стоит отнестись терпеливо и равнодушно. Хейтеры и тролли будут хейтить вечно и провоцировать любого производителя любого продукта, каким бы классным он ни был.
Если вы рискнёте продавать сэмплы в России, то станете одним из первых на диком, абсолютно неразвитом рынке. Но в этом есть своя прелесть — вы реально сделаетесь одним из тех, кто его формирует.
Продажа сэмплов на зарубежном рынке
Она потребует того же технического решения: сайт на WordPress + плагин WooCommerce + виджет эквайринга, способный обрабатывать платежи с банковских карт. Как ни странно, российские айтишники — без сомненья, великие люди! — к настоящему времени сумели сделать несколько посреднических сервисов, осуществляющих электронную коммерцию практически на всех рынках мира — в обход санкций.
Часть из них работает с самозанятыми и ИП и тоже автоматизирует выдачу чеков в налоговом кабинете. При этом, несмотря на то, что ваши клиенты располагаются в ЕС или Северной Америке — это самые привлекательные рынки — станут платить за покупку электронного товара в евро и долларах, посреднические сервисы будут автоматически конвертировать эти валюты в рубли и доставлять их на ваш счёт. То есть, об ужасах так называемого валютного контроля в начале своей карьеры вы можете не беспокоиться.
Мы не будем называть здесь конкретных посредников — их можно нагуглить и изучить за час-два. Вместо этого лучше поговорим-ка о комиссиях. Даже в спокойные времена без санкционного давления эквайринг по миру обошёлся бы в 3-4% от суммы каждой покупки.

Сегодняшние посредники берут 10-12%, и обычный эквайринг уже включён в них. Работают такие сервисы обычно через банковские или платежные системы Казахстана, ОАЭ и других стран. У некоторых «обходные» технические решения многократно продублированы, чтобы в случае введения новых санкций эквайринг у продавцов не отваливался.
Конечно, такие посреднические системы неидеальны, а сбои бывают вообще у всех. Но, по состоянию на март 2025 года, других вариантов, кроме посреднических, нет.
10-12% комиссии кажутся немного великоватыми, но это иллюзия. За то, что простой российский самозанятый сможет напрямую продавать клиентам почти в любых юрисдикциях цифровой товар, за быструю доставку денег, да ещё и за автоматизированный пересчёт в рубли это очень адекватная цена.
В связи с этим, кстати, можно вспомнить реальное разделение доходов между маркетплейсами, сэмпл-лейблами и, собственно, авторами сэмплов. 12% на этом фоне оказываются просто каким-то подарком.
Проблемы продвижения — ваш новенький сайт никому не нужен
Какие бы суперские сэмпл-паки вы ни сделали, ваш свежий онлайн-магазинчик никому в Сети не известен, его никто не ищет и не найдёт, если не приложить к этому усилия.
В первую очередь, нужно оптимизировать заголовки страниц под запросы, которые музыканты пишут в поисковых системах при поиске сэмплов. Такую оптимизацию сокращённо называют SEO. Для организации SEO на сайте существуют бесплатные плагины разной степени эффективности.
Вам придётся погрузиться в тему поисковой оптимизации сайтов, собирать вручную или при помощи соответствующих сервисов подходящие вашим продуктам ключевые слова, вписывать их в заголовки и описания своих цифровых товаров.
Но главное, над чем придётся дополнительно работать — это создавать и выкладывать бесчисленные короткие шортсы и средне-длинные видео типа «скринкаст» для соцсетей, YouTube и, возможно, других видеохостингов, в которых вы будете представлять свой товар в действии.
Это могут быть видео вроде «Как сделать old school boom bap hip hop трек из готовых сэмплов» или «Как сделать трек для трейлера из сэмплов». А в описаниях видео вам нужно будет писать, какие сэмплы использованы и призывать перейти по ссылке на ваш сайт.
Это называется «контент-маркетинг». Его назначение — получить бесплатный трафик на интернет-магазин. Добывается он нелегко, и контент работает только при регулярном выпуске.
Другой важной задачей станет приведение потенциальных клиентов к доброжелательному предложению подписаться на новости вашего сайта — то есть, оставить электронную почту для дальнейшей рассылки.
Базу почтовых адресов относительно заинтересованных в ваших сэмплах музыкантов придётся собирать по крупицам. Чтобы в будущем использовать для (ненавязчивых!) e-mail-рассылок с анонсами новых продуктов…
В общем, обеспечение самых выгодных и желанных продаж — на собственном сайте — не является простым делом для новичка. Потому-то все так и ломятся на маркетплейсы, где трафика уже много, и есть шанс, что вас с вашими звуками заметят в толпе других саунд-дизайнеров.
Только вот на маркетплейсах новички «теряются» так же, как и новые сайты в Интернете. Да ещё и разделение доходов на них весьма несправедливо. Продажи на своем собственном сайте — лучшая альтернатива любым другим форматам торговли сэмплами. Поэтому за них стоит биться, тратя много времени и сил на контент-маркетинг.
Беда случается там, где на рынке тесно, а продукт — не оригинальный
Найти покупателей на очередной пак трэповых бочек будет невероятно сложно. Следует помнить, что в некоторых жанрах и среди некоторых типов сэмплов на рынке создалась большая теснота. Конкурировать в тех нишах, где уже представлены десятки производителей и продуктов, бессмысленно — нужно создать нечто экстраординарное, чтобы на свой страх и риск попробовать зайти на такую площадку.
Необходимо найти свою нишу. Она должна быть интересна вам самому как саунд-дизайнеру, и, вместе тем, в её рыночном секторе не должно пестрить в глазах от предложений.
Скажем, нет смысла выпускать десятитысячные по счёту трейлерные «хиты» (удары) в категории «Cinematic» подкатегории «Trailer SFX» — такого контента тонны. А вот в подкатегории «Tonal Trailer Elements» не сказать, чтобы производители толкались локтями. Если вы предложите продукт, в котором каждый сэмпл представлен в вариантах, настроенных на тоники самых популярных тональностей, — это будет шикарно.
Ваши звуки, само собой должны быть оригинальными, и при их производстве ни в коем случае нельзя использовать сэмплы из других библиотек и неотредактированные пресеты синтезаторов. Таких мошенников, пытающихся продать слегка модифицированное чужое как своё, вычисляют быстро.
И дело даже не в соблюдении законов и этических норм. Чтобы кого-то заинтересовать, ваши сэмплы должны быть художественно оригинальными и функциональными в музыкальном производстве.
Проще говоря, их назначение — вдохновлять людей на создание музыки и быть удобными в работе. По сути, вам нужно делать сэмплы для других, как для себя.
Работа-работа
Резюмируя, отметим: создание и продажа сэмплов в качестве побочного мелкого бизнеса композитора, продюсера или музыканта — занятие, требующее серьёзных трудозатрат. Придётся заниматься не только контентом, но и организационными моментами, вкладываться в продвижение и делать много чего ещё, что далеко от музыки и творчества как такового.
Если у вас получится круто поработать, а удача окажется на вашей стороне, то со временем продажа сэмплов способна дать достаточную финансовую независимость. Такую, что вам не придётся волноваться о том, что какой-нибудь Spotify в очередной раз урезал роялти, предназначенные для авторов музыки…