Музыкальное сообщество призвало Spotify пересмотреть новую модель начисления и выплат роялти, которую примут в 2024 году, отказавшись от планов демонетизации непопулярных композиций. В случае, если такая модель будет принята, стриминговый сервис может столкнуться с судебными разбирательствами из-за нарушения европейского и британского антимонопольного законодательства.
В начале недели стало известно о решении Spotify изменить модель начисления роялти в 2024 году. В частности, стриминговая платформа не будет выплачивать роялти на те композиции, которые не набрали 1000 прослушиваний на платформе. Решение сервиса скажется на огромном количестве треков и исполнителей: по подсчётам различных источников, ограничение демонетизирует более 2/3 каталога музыки «зелёного стриминга».
Планы площадки вызвали бурное обсуждение в профессиональной и пользовательской среде. Так, например, руководитель дистрибьютора Believe Дени Ладегаллери отметил, что Spotify даёт негативный сигнал всем начинающим исполнителям и отсекает их от желания заниматься музыкой. С критикой решения также выступили независимые исполнители и слушатели, назвавшие придуманную платформой модель нечестной, а заодно отметив, что площадка таким образом «забивает очередной гвоздь в крышку гроба независимой музыки».
По информации издания Complete Music Update, решение Spotify привлекло внимание британского эксперта по антимонопольному законодательству Амелии Флетчер, написавшей открытое письмо CEO Spotify Дэниелу Эку. В своём обращении Флетчер назвала модель «дискриминационной и эксплуататорской».
Женщина, являющаяся профессором политологии в Университете Восточной Англии, владеет собственным независимым музыкальным лейблом, поэтому решение стриминговой площадки напрямую затрагивает и её. Флетчер напоминает, что во всех официальных источниках Spotify отмечает, что миссия платформы заключается в «объединении исполнителей и поклонников, и предоставлении авторам возможности жить за счёт своего творчества», однако новая модель начисления и выплат роялти прямо противоречит обозначенным целям.
Эксперт называет придуманную модель несправедливой и антиконкурентной. Более того, Spotify рискует попасть под судебное рассмотрение дела о «злоупотреблении доминирующим положением в соответствии с законодательством о конкуренции, действующим в Великобритании и ЕС», заключает она.
Большинство пользователей стриминга относятся к «домоседам» — пользователям, использующим один сервис и не отказывающимся от него в силу привычки. Позиции Spotify на рынке стриминга музыки довольно крепки, при этом в большинстве европейских стран на платформу приходится более 50% от всех онлайн-слушателей. Учитывая количество пользователей только в Европе и тот факт, что потоковая передача приносит более 75% доходов от всей записанной музыки, Spotify стал напоминать своего рода привратника, открывающего исполнителям двери к огромной аудитории слушателей, замечает Флетчер.
В письме женщина также отмечает, что «хотя предлагаемая демонетизация кажется небольшим изменением в политике Spotify, её эффект можно сравнить с тем, если бы Amazon решил бы не платить множеству небольших продавцов на площадке, чья доля не превышает 0,5% от всех доходов» ретейлера. Такое решение не только дискриминирует и эксплуатирует создателей музыки, но и создаёт неравные условия для участников музыкального рынка, полагает эксперт.
По мнению Флетчер, решение Spotify «нанесёт ущерб долгосрочному развитию музыкального творчества» и «ограничит перспективы появления новой и инновационной музыки за пределами устоявшегося мейнстрима». Демонетизация треков, не набравших определённого количества потоков, создаёт неприятный прецедент, способный привести к дальнейшему повышению порога для начала начисления и выплат роялти.
Обсуждая ситуацию, музыкальный критик Тед Джой предположил, что стриминговый гигант может не только повышать порог для исполнителей, но и взимать с них плату за размещение музыки на платформе. Таким образом платформа сможет списывать с авторов дополнительные комиссии до тех пор, пока они не достигнут определённого уровня популярности на площадке, не без сарказма заметил Джой.
Заинтересованные в честном распределении средств и выплат представители индустрии предлагают Spotify отказаться от придуманной ими модели с порогом прослушиваний в пользу ориентированной на пользователя модели выплат. В рамках предложенной концепции стриминговый сервис будет брать ежемесячный платёж каждого пользователя-слушателя и делить его пропорционально между всеми треками, которые он послушал за месяц. Таким образом слушатели будут напрямую поддерживать только тех исполнителей, творчество которых интересно для них в конкретный момент времени.
В ответ на критику сторонники модели Spotify заявляют, что треки, которые набирают менее 1000 стримов за год и будут подвержены демонетизации, приносят всего несколько долларов роялти. Сумма выплат настолько маленькая, что гонорар никогда не дойдёт до исполнителя из-за ограничений банков, платёжных систем и прочих посредников на пути между стриминговой платформой и конечным автором. Представители «зелёного стриминга» отмечают, что новая модель высвободит более $40 млн, которые будут перенаправлены на «работающих исполнителей».
Вместе с тем отмечается, что новая модель затронет только самих исполнителей. Источники издания Billboard в офисе Spotify отмечают, что изменение порядка начисления и выплат роялти не будет относиться к авторам песен и издателям, для которых гонорары будут начисляться сразу после первого прослушивания.