Хэллоуин давно прошёл, все, кто хотел, уже вдоволь набаловались монструозной тематикой. Тем не менее отсутствие поводов для возвращения к теме монстров не остановить тех, кто готов учиться чему-то новому каждый день. из этого материала вы узнаете, как с нуля самостоятельно создать «голос монстра» используя синтез звука и сэмплы.
Монстры в фильмах всегда звучат ярко и мощно. Будь то демон или инопланетный захватчик, потусторонние существа издают интересные и необычные звуки — монстры отличаются рокочущим тоном и рычащим характером, сочно разливающимся по всему стереополю. При этом источником таких звуков зачастую служат совершенно обыкновенные сигналы, окружающие нас повсеместно. Звукорежиссёры и саунд-дизайнеры записывают своих домашних питомцев, звуки хрустящих овощей и другие обыденные сигналы, а затем лихо обрабатывают их эффектами для придания нужного характера. Чтобы не быть голословным и посмотреть на магию звуковой обработки, давайте разберёмся, как превратить звуковой сигнал и мурчание кота в голос монстра.
Создание голоса монстра с помощью синтеза
Для создания жуткого монструозного рокота воспользуемся синтезатором Xfer Serum. Для нашей задачи понадобятся секции таблично-волнового и FM-синтеза этого инструмента. На выходе мы получим пугающий, вызывающий тревогу и немного роботизированный зловещий голос монстра. Такие звуки обычно используют, чтобы показать близкое присутствует крупного и опасного существа.
Создайте новую инструментальную дорожку и активируйте на ней экземпляр синтезатора Xfer Serum. Для создания монструозного голоса нужно загрузить в секции осцилляторов два таблично-волновых пресета из состава Serum: BS2 — Filthy и BSOD_Square. Оба пресета генерируют гармонически богатый звуковой сигнал, легко поддающийся фильтрации и искажению.
Благодаря использованию нескольких голосов в унисоне и детюнингу, синтезатор выдаст жирный и сочный звук. Добавив к нему субосциллятор с треугольной (англ. Triangle) формой звуковой волны и большое количество шума, мы получим отличную основу для потустороннего голоса-рыка, к которому стремимся.
Полученный сигнал пропустим через комбинированный фильтр, сильно исказив сигнал. Как итог звук превратится в искажённое (приятное!) месиво. Генератор огибающей Envelope 2 изменяет режимы деформации сигнала осцилляторов — активировав эту опцию, мы добавим сигналу монструозный «клокочущий» эффект, хорошо знакомый по звуковому дизайну разнообразных супостатов во многих фильмах. Окончательно сформировать основной сигнал поможет степ-секвенсор низкочастотного осциллятора, который модулирует позиции таблиц и уровни основных осцилляторов, тем самым создавая рваную ритмику для сигнала.
Наконец, перейдём в секцию эффектов синтезатора, чтобы окончательно сформировать голос монстра. Методика обработки довольно проста:
- С помощью модулей HYPER/DIMENSION и REVERB придадим сигналу дополнительный объём. Ослабьте эффект детюнинга и активируйте унисон из четырёх голосов. Ручку Mix, отвечающую за соотношение исходного и обработанного сигнала, поверните слегка правее в секции HYPER и немного левее в разделе DIMENSION. Настроить соотношение обработанного и сырого звука можно любым образом — выбирайте положения ручек Mix на свой вкус.
- Модулем CHORUS добавим звуку дополнительного движения в рамках стереополя. Настройки можно выбрать на своё усмотрение, здесь всё максимально просто: чем активнее должен двигаться звук, тем мощнее должна быть работа хоруса.
- Модуляцией точки среза фильтра в модуле DISTORTION добавим ещё динамики нашему звуку. Включите работу модуля в режиме Hard Clip, активируйте постобработку (кнопка POST) и выкрутите ручки Drive и Mix на максимум.
- Модулями FLANGER и PHASER придадим сигналу роботизированный металлический отзвук. В обоих модулях поверните ручки Mix в крайнее правое положение, чтобы из модулей выходил полностью обработанный сигнал. Частоту колебаний эффектов (Rate) нужно выбрать таким образом, чтобы в сигнале появился лёгкий металлический налёт, в противном случае при слишком высоких значениях частоты звук приобретёт слишком неестественный характер. Глубину обработки фленджером ставьте на максимум, а вот для фейзера её можно прибрать.
- Компрессором COMPRESSOR склеим и подожмём сигнал, чтобы получить более качественный звук.
В итоге наш свежесозданный монстр будет звучать следующим образом:
- Рокот монстра с помощью Xfer Serum 0:42
Для тех, кто не хочет крутить ручки — пресет для Xfer Serum в формате .fxp:
Создание голоса монстра на основе аудиофайла
В случае с синтезатором сигнал получается монструозным, но слишком искусственным. Чтобы получить более живой результат, возьмём за основу аудиодорожку с записью какого-либо реального звука. В качестве основы подойдет собственный голос, речь друга или даже звук домашнего животного — чем необычнее исходник, тем интереснее финальный результат. Записать звук можно любым удобным способом: подойдет как микрофон смартфона, карманный рекордер или полноценный студийный аппарат для записи. Чем лучше будет устройство записи, тем качественнее будет результат.
Для нашего урока мы взяли мурчание кота:
- Котик 0:06
Импортируйте записанный сигнал на новую аудиодорожку DAW и понизьте его на 12 полутонов, чтобы звук приобрёл неестественный характер. Теперь с помощью эквалайзера, реверберации, дисторшена и других эффектов, доступных в любой программе для записи музыки, обработаем записанное аудио так, чтобы звук приобрел ярко выраженный монструозный оттенок.
В первую очередь добавьте на дорожку с аудиосигналом эквалайзер, в котором беспощадно отсеките все частоты ниже 10-15 Гц высокочастотным фильтром. Отметка ниже привычной при фильтрации, но для кинематографического звукового эффекта суб-басовый гул и едва различимый грохот окружения вполне полезны из-за дополнительной мощи, которые они придают звуку. Дополнительно можно усилить частоты в области 200 Гц, чтобы подчеркнуть основу рычания в звуке.
Мощная сатурация и раскачка дисторшеном или овердрайвом вслед за эквалайзером придаст звуку дополнительной агрессии. Настройки можно выбрать по своему желанию: чем активнее искажение, тем злее эффект.
Так как любой звук крупного монстра в кино и видеоиграх всегда сопровождается мощной реверберацией и эхом, добавим на аудиодорожку соответствующие эффекты. В настройках эффектов нужно отталкиваться от среднего времени спада звукового сигнала, чтобы звук был потусторонним и в то же время раскатистым, разливающимся по всему окружению.
Для достижения такого результата выставите в ревербераторе соотношение исходного и обработанного сигнала в области 25%, время спада в районе 1-3 секунд. Дополните настройки дилэем с длительностью порядка 200 мс и значением фидбэка в районе 20%. После выставления настроек покрутите ручки вокруг предложенных значений, чтобы получить такой звук, который вам нравится.
Отполировать звук можно фейзером, который придаст сигналу потусторонний оттенок. Начните с фильтрации в районе 1 кГц и повесьте сверху немного обратной связи. Дальше крутите ручки на своё усмотрение в зависимости от того, насколько внеземным должен быть звук. На выходе должен получиться такой рокот монстра, который мы часто слышим в озвучке крупных и очень опасных существ в кино:
- Котик-монстр 0:12
Как и в случае с синтезатором Serum, не желающие крутить ручки могут воспользоваться заранее сохранённым рэком эффектов для Ableton Live:
Дизайнер задизайнил
Как воссоздать атмосферные пэды и синтезаторы саундтрека «Твин Пикс» с помощью бесплатных плагинов
Обработка вокала: 4 техники, превращающие голос в музыкальный инструмент
Гид по эффектам: что такое вокодер
Бинауральное аудио: как работает технология реалистичного звучания и причём тут манекены