Сериал «Твин Пикс» Дэвида Линча считается одним из самых ярких образцов сюрреализма в популярной культуре и важной работой в карьере режиссёра. Не последнюю роль в популярности сериала о небольшом провинциальном городе сыграла музыка Анджело Бадаламенти, работающая как ещё один инструмент повествования.
Автор портала Flypaper Патрик Ронколато написал заметку об одной из основных музыкальных композиций сериала — музыкальной теме Лоры Палмер «Laura Palmer’s Theme». В тексте Ронколато разобрался, как Анджело Бадаламенти создал эту композицию, а также показал, как повторить звучание музыки американского композитора с помощью бесплатных плагинов. SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки.
Сериал «Твин Пикс» Дэвида Линча стал одним из самых знаменитых образцов сюрреализма в поп-культуре. Загадочная история о небольшом городке Твин Пикс, в котором агент ФБР Дэйл Купер расследует шокирующее убийство Лоры Палмер, быстро стала популярной, а созданные Линчем образы — легендарными. Тем не менее не последнюю роль в популярности сериала сыграла музыка, написанная композитором Анджело Бадаламенти.
Специально для сериала Бадаламенти написал несколько запоминающихся и ярких музыкальных тем, созданных с помощью синтезаторов. Одной из самых знаменитых композиций в саундтреке сериала стала тема Лоры Палмер «Laura Palmer’s Theme». В 1990-х годах Бадаламенти активно работал с цифровыми музыкальными инструментами, однако сегодня повторить звучание композиции значительно проще благодаря виртуальным синтезаторам.
Прежде чем повторить саунд Бадаламенти, стоит обратиться к самому композитору. Несколько лет назад американец самостоятельно рассказал, как он сочинил главную тему сериала. В процессе написания музыки принимал участие сам Дэвид Линч. Рассказ Бадаламенти получился очень живым и полным подробностей, если не смотрели, то многое потеряли.
Сегодня, чтобы звучать как Бадаламенти и повторить характерный саунд «Laura Palmer’s Theme», не нужны десятки аналоговых инструментов — достаточно DAW, MIDI-клавиатуры и бесплатных плагинов. Для работы понадобится бесплатный, но производительный синтезатор Helm от студии Tytel, скачать который можно на официальном сайте. Для тех, кто не хочет подбирать ноты, также понадобится MIDI-файл для импорта в проект.
Работа с формой звуковой волны
Для создания похожего сигнала нужно найти правильную форму звуковой волны. Формы синусоиды (англ. Sine), треугольника (англ. Triangle) и импульса (англ. Pulse) не подходят из-за слишком мягкого характера звучания. Лучше всего здесь подойдёт пилообразная форма (англ. Sawtooth). Сразу после выбора пилообразной формы звучание синтезатора будет далеко от того, к чему мы стремимся, однако после обработки фильтрами звук примет нужный характер.
Звучание одного из основных осцилляторов нужно повысить на октаву. Следом, с помощью обратной формы волны, необходимо вырезать некоторые средние частоты в сигнале. Чтобы получить более различимый низ, поднимем субчастоты и настроим громкость. Добавив немного шума, мы придадим звуку лёгкий налёт старины.
Самое важное сейчас — увеличить количество голосов, чтобы добиться винтажного эффекта хоруса. Трёх голосов осциллятора должно быть вполне достаточно.
- Звучание синтезатора после первоначальной настройки 0:10
Фильтрация сигнала
Настройка фидбэка сделает звук синтезатора более или менее басовитым, в зависимости от выбранного положения регуляторов. Поворачивая ручки в секции FEEDBACK в правую сторону, придадим сигналу более осязаемую форму. Настраивая атаку и спад в секции ADSR-огибающей звук можно сделать более пространственным и даже мечтательным.
Самой важной частью на этом этапе настройки становится правильная настройка фильтров. Начать можно с мощного низкочастотного фильтра с вырезом 24 дБ/октава. Откатывайте фильтр по тех пор, пока звучание не станет похожим на то, что мы слышим в оригинале у Бадаламенти.
- Фильтрация сигнала 0:10
Детюнинг и реверберация
Наконец, отполируем сигнал синтезатора детюнингом, который сделает звук более состаренным. Вместе с детюнингом появится характерное ощущение, будто сигнал синтезатора воспроизводится с записи на плёнке. Эффект становится возможным благодаря LFO с синусоидальной формой волны, разделяющий осцилляторы между собой.
В самом конце добавим к звуку немного реверберации, которая сделает звук объёмнее. Вместе с тем реверберация заново накачает звук высокими частотами, которые могли пропасть при фильтрации.
- Итоговый звук синтезатора 0:12
Эксперименты с другими инструментами
Наверняка добиться подобного звука можно и с другими синтезаторами. Я пробовал повторить аналогичные действия с TAL NoiseMaker, но безуспешно: несмотря на винтажный звук осцилляторов NoiseMaker, звуку не хватает осязаемости. Проблему усложняет и то, что NoiseMaker довольно ограничен в возможностях настройки сигнала.
В общем, попробуйте Helm или сделайте похожие пэды в любом другом синтезаторе. Если сделаете всё то же самое с другим инструментом, то обязательно расскажите в комментариях, чем именно пользовались.