Сериал «Твин Пикс» Дэвида Линча считается одним из самых ярких образцов сюрреализма в популярной культуре и важной работой в карьере режиссёра. Не последнюю роль в популярности сериала о небольшом провинциальном городе сыграла музыка Анджело Бадаламенти, работающая как ещё один инструмент повествования.
Автор портала Flypaper Патрик Ронколато написал заметку об одной из основных музыкальных композиций сериала — музыкальной теме Лоры Палмер «Laura Palmer’s Theme». В тексте Ронколато разобрался, как Анджело Бадаламенти создал эту композицию, а также показал, как повторить звучание музыки американского композитора с помощью бесплатных плагинов. SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки.
Сериал Дэвида Линча «Твин Пикс» стал одним из самых ярких образцов сюрреализма в поп-культуре. Загадочная история о расследовании агентом ФБР шокирующего убийства Лоры Палмер в небольшом городке Твин Пикс быстро стала популярной, а созданные Линчем образы — легендарными. При этом не последнюю роль в успехе сериала сыграла мистическая, меланхоличная, но вместе с тем яркая музыка композитора Анджело Бадаламенти.
Для сериала Линча композитор написал несколько музыкальных тем, созданных с помощью синтезаторов, самой узнаваемой из которых стала тема Лоры Палмер «Laura Palmer’s Theme». Создавая музыку, композитор активно работал с цифровыми музыкальными инструментами, благодаря чему сегодня можно повторить звучание тем Бадаламенти с помощью программных синтезаторов.
💬 ЧТО ГОВОРИТ САМ КОМПОЗИТОР?
Прежде чем браться за воссоздание звука Бадаламенти, стоит обратиться к самому композитору. Несколько лет назад американец рассказал, как появилась главная тема сериала, а заодно раскрыл подробности об участии Дэвида Линча в написании звуковой дорожки к «Твин Пиксу». Рассказ Бадаламенти получился живым и полным подробностей, поэтому, если вы его не смотрели, то обязательно заполните этот пробел.
С помощью современных синтезаторов звучать как Анджело Бадаламенти легко. При этом для повторения характерного звука пэдов из темы Лоры Палмер не понадобятся платные инструменты — с задачей прекрасно справится производительный и бесплатный Tytel Helm, установочные файлы которого доступны на официальном сайте разработчиков. Чтобы превращение в Бадаламенти состоялось мы быстрее, мы также подготовили MIDI-файл с нотным содержанием — его можно импортировать в проект.
Работа с формой звуковой волны
Чтобы получить похожий звук пэдов, понадобится правильная форма звуковой волны. Синусоидальная, треугольная и импульсообразная формы звучат слишком мягко и не подходят для достижения результата, чего не скажешь о пилообразном варианте звука. Сразу после выбора соответствующей формы в интерфейсе Helm сигнал инструмента будет далёк от того, к чему мы стремимся — нужный характер он примёт только после обработки фильтрами и эффектами.
Звучание одного из осцилляторов нужно повысить на октаву. Вслед за этим с помощью инверсии волны нужно подрезать средние частоты. Чтобы сигнал приобрёл читаемый низ, понадобится также поднять субчастоты и поправить громкость. Ну, а добавить звуку винтажного настроения помогут дополнительные шумы.
При этом важно увеличить количество голосов, генерирующих сигнал — это создаст эффект хоруса, схожий со знаменитым хорусом Roland Juno. Тем не менее кратно увеличивать их количество не стоит — хватит и трёх голосов.
- Звучание синтезатора после первоначальной настройки 0:10
Фильтрация сигнала
В зависимости от положения регуляторов, фидбэк сделает звук синтезатора более или менее басовитым. Однако наша задача состоит в том, чтобы придать звуку большей осязаемости — для этого повернём регуляторы в секции Feedback в правую сторону. Вслед за этим настроим атаку и спад в ADSR-огибающей, чтобы сигнал стал более воздушным и мечтательным.
Добавим сигналу фильтрации. Активируем низкочастотный фильтр с вырезом 24 дБ/октава и откатим его назад до тех пор, пока звук не станет похожим на то, что мы слышим у Бадаламенти в ориги
нале.
- Фильтрация сигнала 0:10
Детюнинг и реверберация
Теперь отполируем звук через детюнинг — эффект состарит сигнал, добавив ощущение, как будто синтезатор проигрывается через плёнку. Такой характер становится возможен благодаря LFO с синусоидальной формой волны, разделяющий работу голосов осциллятора.
Наконец, добавим немного реверберации, чтобы сделать сигнал объёмнее. Помимо этого обработка накачает звук дополнительными частотами, которые могли пропасть при фильтрации.
В самом конце добавим к звуку немного реверберации, которая сделает звук объёмнее. Вместе с тем реверберация заново накачает звук высокими частотами, которые могли пропасть при фильтрации.
- Итоговый звук синтезатора 0:12
Эксперименты с другими инструментами
Добиться похожего звука можно и с помощью других синтезаторов. Однако, по своему опыту скажу, что я пробовал повторить аналогичные действия с TAL NoiseMaker, но успеха не добился: несмотря на винтажный звук осцилляторов NoiseMaker, звуку не хватает осязаемости. Проблему усложняет и то, что NoiseMaker довольно ограничен в возможностях настройки.
В общем, попробуйте Helm или сделайте похожие пэды в любом другом синтезаторе. Если сделаете всё то же самое с другим инструментом, то обязательно расскажите в комментариях, чем именно пользовались.
Потрясная музыка. У меня helm не установился, поэтому я попробовал Odin 2 «из Валгаллы» с использованием аналогового и двух векторных осциляторов+фильтр. Подключил доп. эффекты: Bias Fx с двумя хорусами (Acoustic chorus, Tri-chorus), Soundtoys Effect rack (Echoboy, DevilLoc, Microshift) и Ik-multimedia Tr5 Tape echo.
Пока эксперементирую с настройками, звучит очень похоже.
Спасибо, очень любопытно!