Референс-треки — один из простых, но эффективных способов улучшить звучание собственной музыки. Рассказываем, как сравнительное сведение треков может помочь начинающим музыкантам и звукорежиссёрам.
Длительная работа над одним проектом загоняет музыкантов в определенные рамки, которые не дают закончить сессию. Можно часами работать над партиями, переписывать гитары, переделывать аранжировку и пересводить проект, но так и не достичь главного — законченного трека.
Зачастую проблема заключается в том, что во время работы музыкант помещает себя в некую зону комфорта, из которой боится выйти. Плохого в этом не так много, но комфорт расслабляет человека, замыливает уши и затуманивает разум. В итоге мы перестаём видеть общую картину того, к чему стремимся и всё дальше уходим от завершения проекта.
Но как увидеть то, что должно быть в итоге? На помощь придут референс-треки и референсное сведение, которые подскажут, как именно проект выглядит на фоне других релизов.
Что такое референсное сведение
Референсное сведение или сравнительное сведение — это процесс сопоставления практически законченного микса с ранее сведёнными песнями, другими версиями микса того же проекта или коммерческими записями. Использование референс-треков во время сведения помогает оценить общее качество рабочего микса и понять, когда работу можно считать завершённой.
Как использовать референс-треки
На словах всё выглядит просто: берём качественно сведенный трек и подгоняем свой микс под его звучание. Тем не менее при таком подходе нужно разобраться с рядом вещей, которые сделают референсное сведение максимально эффективным.
Перед тем, как начать работу с референс-треком, запомните главное: правильного сведения не существует.
Несмотря на сотни и тысячи мнений о том, как сводить музыку, никто ещё не выработал единственно верного и стопроцентно действенного метода. То, что хорошо и правильно для одного проекта, попросту неприменимо для другого — это справедливо и при использовании референс-треков.
Самое главное, чтобы звучание микса нравилось вам. Понимание этого сильно облегчает жизнь.
Давайте посмотрим, как использовать референс-треки во время сведения, чтобы сделать звучание своих миксов лучше.
Сопоставление уровней
Одна из основных задач при работе с референсами — добиться максимально возможного сходства по уровню громкости между своим миксом и референс-треком. Громкость каждого инструмента должна быть идентична или очень близка к тому, что мы слышим на эталонной записи.
Порой малейшие изменения громкости отдельных сигналов оказывают сильнейшее влияние на восприятие микса. В общем, вносимые изменения должны сказываться на всём миксе, а не становиться результатом психоакустических эффектов или изменений в цепи прохождения сигнала.
Подогнав громкость микса под эталонный трек, нужно проверить показатели всех приборов. Внимательно изучите шкалы мониторинга на дорожках: уровни сигнала не должны достигать пиковых значений.
Если по какой-либо причине мониторинга на дорожках вам не хватит, воспользуйтесь сторонними плагинами. К примеру, бесплатный плагин Sienda FreeG более подробно покажет, на каком уровне находится сигнал.
Сравнение до и после
Мастеринг — один из явных показателей оценки качества микса. То, как сведённый микс реагирует на обработку во время мастеринга, показывает, насколько качественно выполнено сведение. Микс после мастеринга должен звучать не хуже выбранного коммерческого референс-трека.
Так как мастеринг требует определённого опыта работы со звуком, стоит прибегнуть к возможностям автоматического мастеринга в iZotope Ozone или LANDR. Микс, прошедший процедуру мастеринга, изменится в звучании и подскажет, что ещё нужно сделать, чтобы закончить сведение.
Если в треке выпирает бочка, приберите её и снова прогоните микс через процессор. Если не хватает баса, поднимите его уровень и снова проверьте, что получилось.
На что обратить внимание при референсном сведении
После сопоставления уровней нужно внимательно посмотреть на те части микса, которые отличают трек от референсной композиции.
Общая картина эквализации
Общая частотная характеристика трека — один из ключевых моментов при сравнении. При этом особое внимание нужно уделить противоположным краям частотного спектра: низу и верху.
Любительские миксы часто страдают от гулких неконтролируемых низких частот, резких шипящих высоких, а также провалов в верхней середине.
Полагайтесь на свои уши или на эквалайзер с встроенным мониторингом, который наглядно покажет частотное наполнение микса. К примеру, можно воспользоваться бесплатным эквалайзером TDR Nova, с удобной индикацией сигнала. Активируйте его на мастер-канале и сравните частотное наполнение своего проекта с референс-треком.
Динамический диапазон микса
Общий динамический диапазон композиции — это результат применения компрессии к отдельным элементам микса. Динамический диапазон разнится для каждой конкретной записи, поэтому важно помнить, какие нормы динамики приняты в выбранном стиле музыки.
Так, например, для передачи энергетики трека через небольшие динамики потребительской электроники, радиохиты зачастую обладают более узким динамическим диапазоном. Джазовые записи, обычно прослушиваемые на более серьёзной аппаратуре, наоборот, отличаются широким динамическим диапазоном.
Если динамический диапазон референс-трека богаче или беднее микса, нужно искать причину различий. Возможно, что микс пережат компрессором, а вы не учли, где и как будет звучать песня.
Уровни и динамический диапазон отдельных элементов
Определитесь с тем, какое место займет в миксе каждый инструмент, а также найдите инструменты, звучащие в одном частотном диапазоне. Референс-трек послужит отличным примером того, как и где нужно расположить инструменты, чтобы минимизировать их влияние друг на друга.
Как и с динамическим диапазоном, позиционирование инструментов индивидуально для каждого конкретного случая.
Сравните свой проект с референс-треком и определите в обоих композициях самого громкого участника аранжировки. Плавно убирайте громкость на мониторах до тех пор, пока инструменты не станут едва слышны. Тот инструмент, который останется последним хорошо различимым звуком перед полным затуханием громкости и есть самый громкий участник микса.
Несколько советов по использованию референс-треков
Методика сравнительного сведения не ставит цель создать полностью идентичный трек. Суть метода в том, чтобы на основе качественной работы другого звукорежиссёра понять, как улучшить собственный проект.
Какими должны быть референс-треки?
В роли сравнительных композиций можно использовать любые записи, стилистически близкие к рабочему проекту. Предпочтение лучше отдавать коммерческим миксам, созданным известными продюсерами и звукорежиссёрами — скорее всего, они будут более информативными. Вот здесь можно найти несколько отличных примеров, демонстрирующих как надо работать с миксом.
При этом полезно использовать предыдущие версии проекта в качестве ещё одного референс-трека, сравнивая коммерческий микс, текущую работу и её прошлую версию. Сравнение покажет, насколько реальными оказались внесённые изменения и то, над чем ещё нужно работать.
Сравнивайте звучание миксов на всех видах аппаратуры
Микс будут слушать на разной аппаратуре: в наушниках, на смартфоне, в машине, дома и на улице. По этой причине важно сравнить референс-треки и собственный проект на как можно большем количестве аудиотехники.
Проверяйте саунд проекта не только на студийных мониторах, но и на обычных динамиках стереосистемы. Послушайте треки в машине, в разных видах наушников, включите обе песни на телефоне. Каждый из этих девайсов покажет, как именно звучит трек и подскажет, что нужно изменить в проекте, чтобы добиться более качественного звука.
Используйте референс-треки как можно чаще
Коммерческие миксы — кладезь полезной информации. При всей простоте референсное сведение прекрасно тренирует слух звукорежиссёра: вы слышите различия, перенимаете опыт профессионалов и понимаете, на что нужно обратить внимание при полировке микса.
Теперь, когда вы знаете, на что нужно обратить внимание при референсном сведении, откройте один из своих проектов и найдите ему референс-треки для сравнения. Вполне вероятно, в песне ещё есть над чем поработать.