В начале 2020-х годов возрождённая Telefunken представила серию микрофонов Alchemy, ставшую первой линейкой компании, состоящей из микрофонов оригинальной разработки. Инженеры компании больше не были ограничены наследием бренда, что позволило им создать набор ламповых аппаратов с более доступной ценой.
Располагающийся чётко посередине серии Telefunken TF39 Copperhead Deluxe отличается винтажным эффектным дизайном с медным напылением и вкусным звуком. При этом компания обещает высокую степень универсальности модели — аппарат подойдёт как для вокала, гитарных кабинетов и ударных, так и для любых других инструментов. Что умеет микрофон и так ли он универсален, как считает производитель, — читайте в нашем обзоре.
Имя «Telefunken», ассоциирующееся у музыкантов и людей, работающих со звуком, с редкими и дорогими микрофонами и предусилителями, появилось незадолго до Первой мировой войны. Компания, чьё первоначальное имя звучало как Gesellschaft für drahtlose Telegraphie m.b.H., System Telefunken, была основана в 1903 году в Берлине в результате вынужденного сотрудничества Siemens & Halske и AEG. Последние не смогли договориться относительно совместно используемых патентов, после чего в дело вмешался Кайзер Вильгельм II — император разрешил споры путём создания нового совместного предприятия.
Новообразованное «Общество беспроводной телеграфии» (именно так дословно переводится изначальное название фирмы) занялось разработкой и выпуском различной звуковой продукции, и быстро росло. В 1923 году название фирмы было преобразовано в Telefunken Gesellschaft für drahtlose Telegraphie m.b.H., её штат насчитывал десятки тысяч сотрудников, а сама она заняла лидирующие позиции на рынке связи. В 1930-х численность сотрудников выросла до 23 500 человек, а компания постепенно стала ведущим производителем средств связи, радиолокационного оборудования и других беспроводных устройств.

Помимо продукции военного назначения, Telefunken выпускала и аудиоустройства — микрофоны, предусилители, радиостанции, магнитофоны и прочее звуковое оборудование. По итогам Великой Отечественной и Второй мировой войн компания потеряла центральный офис, производства отошли к СССР, однако Telefunken как имя сохранилось. Бренд был возрождён, а его предприятия выпускали только бытовую аудиопродукцию.
Ещё в 1941 году Siemens & Halske продали свою долю AEG, а уже в 1967 году AEG и Telefunken объединились в единое предприятие AEG-Telefunken, из которого последняя в итоге выделилась в отдельного производителя товаров для радио- и телевещания. Тем не ближе к 1980-м годам дела у компании шли неважно, из-за чего в 1984 году Telefunken была продана французскому концерну Thomson в виде торговой марки — под немецким названием стали выпускать широкий спектр бытовой аудиоаппаратуры разного качества.
В 1985 году жизнь AEG максимально ухудшилась — компания начала распродажу активов разным фирмам по всему миру. В итоге сама AEG была выкуплена концерном Daimler-Benz AG, которому не было особого дела до Telefunken. Под торговой маркой по сей день выпускается бытовая аудио- и видеотехника, но не более того.
И так бы и закончилась Telefunken, если бы в 2001 году американский инженер Тони Фишман не выкупил права на название Telefunken и не возродил некогда известное в музыкальной индустрии имя. Фишман долго шёл к идее собственного бренда, разрабатывал различные устройства и даже планировал заняться производством запчастей для редких и винтажных микрофонов и звукозаписывающих устройств. Работая над отдельными компонентами для различных аппаратов, Тони решил, что сможет воспроизвести не только части немецких устройств, но и их целиком. С этого и началось возрождение известного производителя и его возвращение на музыкальный рынок.

Осовремененная Telefunken Elektroakustik USA переехала в американский Коннектикут, воссоздала микрофон Telefunken Ela M251 из 1950-х годов, а после занялась переизданием и других моделей немецкой компании. Популярность и интерес звукоинженеров полноценно вернулся вместе с запуском линейки Diamond, предложивших современные версии винтажных микрофонов Ela M251, U47, U48 и C12. Компания не стала входить в массовый и более доступный сегмент и сразу нацелилась на высшую категорию рынка (с соответствующими ценниками и соответствующими требованиями к аппаратам).
Тем не менее штучные продажи заставили бренд задуматься о понижении ценовой планки и спуске в чуть более доступный сегмент. Так на рынке появилась серия микрофонов RFT, отличавшихся более приземлёнными ценами относительно линейки Diamond, и внедрением собственных инженерных решений, не опиравшихся на винтажное прошлое бренда.
Популярность RFT была достаточно высокой, и к концу 2010-х годов Telefunken задумалась об обновлении устройств. В итоге аппараты серии RFT были сняты с продажи, а на их место пришла линейка Telefunken Alchemy, чья философия серьёзно изменилась по сравнению со всеми предыдущими продуктами компании. При разработке микрофонов инженеры больше не были скованы наследием Telefunken — вместо точных копий когда-то выпускавшихся аппаратов компания сделала полностью оригинальные устройства, опирающиеся на предыдущий опыт, но не ограничивающиеся им.
По словам представителей бренда, в Telefunken Alchemy компания, наконец-то, смогла найти идеальный баланс между стоимостью и производительностью. Всё это положительно сказалось на конечной стоимости: микрофоны стали более доступными для «обычных музыкантов», заинтересованных в пополнении своего парка качественным ламповым аппаратом.
Изначально в серию Alchemy вошли четыре модели — TF29 Copperhead, TF39 Copperhead Deluxe, TF47 и TF51 (позднее в серию добавились младшие модели TF11 и TF17, о которых мы поговорим в отдельном материале). Кажется, что деление устройств произошло по цене, однако это не совсем верно: положение в серии определяется, в первую очередь, набором компонентов, сценариями использования и, как итог, самим звучанием. И если TF47 и TF51 серьёзно расходятся по характеру и применимости, то TF29 Copperhead и TF39 Copperhead Deluxe представляют собой одно и то же устройство, которое в компании считают универсальным. Приставка Deluxe в названии «Тридцать девятого» говорит только о расширенном наборе диаграмм направленности: если TF29 предлагает только привычную кардиоиду, то TF39 может работать и как всенаправленный, и как двухсторонний микрофон.

К нам на обзор приехала более функциональная версия TF39 Copperhead Deluxe. В описании моделей производитель отмечает, что хотя TF29 и TF39 созданы для записи голоса, ударных и гитарных кабинетов, модели представляют собой универсальные устройства. Так ли это на самом деле?
Так как TF29 Copperhead и TF39 Copperhead Deluxe конструктивно представляют собой один и тот же микрофон, всё, о чём будет рассказано ниже, справедливо для обоих устройств.
Технические характеристики
Telefunken TF29 Copperhead | Telefunken TF39 Copperhead Deluxe | |
---|---|---|
Тип | Конденсаторный микрофон с вакуумной лампой | |
Диаграмма направленности | Кардиоида | Кардиоида, всенаправленная, восьмёрка |
Частотный диапазон | от 20 до 20 000 Гц (± 3 дБ) | |
Питание | Внешний блок питания M 903 PSU | |
Капсюль |
TK67S (большая диафрагма с центральным отверстием, односторонняя мембрана) |
TK67 (большая диафрагма с центральным отверстием, двухсторонняя мембрана) |
Лампа | NOS GE 5654W | |
Трансформатор | Lundahl LL1935 | |
Чувствительность | 17 мВ/Па, ±1 дБ | |
Коэффициент гармонических искажений | < 0,3% | |
Максимальный уровень звукового давления (SPL) | 130 дБ | |
Соотношение сигнал/шум | 87 дБ | |
Собственный шум (усилитель) | 7 дБ | |
Выходной импеданс | < 300 Ω | |
Разъёмы на микрофоне | XLR | |
Разъёмы на блоке питания |
XLR (Input) XLR (Output) |
|
Комплект поставки | Микрофон, кабель XLR/XLR, блок питания, крепление «паук», крепление к стойке, мягкий чехол для хранения, кейс для хранения | |
Габариты микрофона |
Высота/длина — 200 мм Диаметр — 46 мм |
|
Вес микрофона | 650 грамм | |
Стоимость | $1495 | $1695 |
Стоимость в России | 156 140 рублей | 177 080 рублей |
Античный шик
Микрофон поставляется в крупной картонной коробке, украшенной логотипом производителя. Внутри неё лежит плотный кейс на молнии — компания не стала выдумывать матрёшку из коробок с коробками, и сложила весь комплект поставки в чемоданчик.
Кейс оснащён рёбрами жёсткости для поддержания формы, наполнен уплотнителем. Тканевое покрытие отталкивает влагу, однако усердствовать в плохую погоду не стоит — чехол выдержит короткие путешествия под дождём и снегом, но вряд ли справится с более длительным воздействием стихии. Как бы там ни было, внутри него TF39 будет тепло и сухо.

Верхняя крышка кейса украшена логотипом Telefunken и наклейкой с названием модели микрофона. На боковой грани верха также размещён карман для вкладыша — можно написать название микрофона или любую другую полезную информацию и вложить её туда.
Нижняя часть служит дном чемоданчика: она оснащена прорезиненной растягивающейся ручкой с одной стороны и жёсткими ножками снизу и сбоку, чтобы ставить чехол горизонтально или вертикально. Тем не менее оставлять кейс абы где не стоит — ткань довольно маркая, быстро собирает грязь и пыль и неохотно поддаётся очистке. Так, например, случайное касание стены в парке оставило на чехле грязный след, избавиться от которого оказалось не так-то просто — пыль размазывалась по ткани, и устранилась только после обработки влажными салфетками.

Внутри кейса располагаются сам микрофон, блок питания и аксессуары к нему. Так, например, в чехле также лежит набор креплений: одно — традиционный антивибрационный паук, другое — для фиксации микрофона на ударной установке.

Верхняя часть крышки чехла оснащается разделителем на липучке и несколькими карманами — в них можно хранить аксессуары, записи и другие полезные мелочи. На заводе в коробку кладут XLR-кабель длиной 7 метров, мешочек для хранения микрофона и различную макулатуру — паспорт устройства, инструкции, другую документацию и рекламные материалы. Дополняет этот набор комплект стикеров с логотипами Telefunken. Мелочь, а приятно.

Микрофон — традиционный цилиндр с грилем и выходом для подключения. Корпус устройства выполнен из металла и окрашен в тёмно-синий цвет. На корпус нанесено напыление, делающее его поверхность слегка шершавой, благодаря чему на нём не остаётся следов — даже спустя месяц активного использования корпус сохранил первоначальный вид без отпечатков и прочих следов эксплуатации.
Нижняя и верхние части микрофона, включая гриль, выполнены из хромированного алюминия с нанесением медного покрытия (отсюда и название Copperhead, что можно перевести как «медная голова»). Последнее производитель называет «античным напылением» — оно визуально придаёт устройству дополнительной дороговизны и создаёт эдакие ретро-вайбы. В общем, выглядит стильно, эффектно, дорого и богато, как и подобает подобному устройству.

На корпусе также расположен металлический шильдик с логотипом Telefunken и штамп с именем модели и её производственным номером. Информация на корпусе совпадает с той, что приведена в паспорте устройства.
Внутри корпуса располагаются основная плата, латунный капсюль с двойной мембраной и другие базовые компоненты — всё вполне традиционно. Остальная часть важных элементов, влияющих на передачу звука, скрыта в комплектном блоке питания — M 903 PSU.

Увесистый металлический брусок объединяет входной и выходной разъёмы, переключатель диаграммы направленности (кардиоида, всенаправленная диаграмма и двухсторонняя восьмёрка) и переключатель напряжения. Внутри него так же расположена вакуумная лампа NOS GE 5654W и выходной трансформатор Lundahl LL1935, оказывающие, по словам производителя, основное влияние на передачу сигнала. Так, например, в Telefunken заявляют, что совместная работа этих компонентов обеспечивает «сбалансированную частотную характеристику и естественный тональный характер».
Не по графику
Как уже отмечалось, в линейке Telefunken Alchemy представлены две модели с пометкой Copperhead — более простая TF29 только с кардиоидной диаграммой направленности и продвинутая TF39 Copperhead Deluxe Deluxe с переключаемой диаграммой. Деление условное: не считая диаграммы и, само собой, стоимости, модели совершенно идентичны — их характеристики, комплект поставки и звуковые возможности полностью совпадают.
Производитель заявляет, что лучше всего устройства подходят для записи вокала, гитар и саксофона. Однако этими вариантами их применение не ограничивается: микрофоны прекрасно справляются с любыми инструментами, будь то весь спектр струнных, медные и деревянные духовые, ударные, перкуссия и далее по списку. Если не смотреть на график амплитудно-частотной характеристики перед тестированием, то кажется, что TF39 Copperhead Deluxe идеально ровно передаёт весь спектр частот, не заваливаясь ни в одном из диапазонов и не окрашивая сигнал.
Взгляд на АЧХ может ввести в замешательство: все эти подъёмы и всплески по всему диапазону показывают серьёзную неровность в передаче звука — кажется, что звучать TF39 Copperhead Deluxe будет совсем не так, как он звучит на самом деле. Тем не менее график правился компанией не просто так: инженеры явно учли особенности работы конденсаторных микрофонов, прибавили к этому наличие лампы со свойственными ей теплом и неточностями, и скорректировали эти особенности основательными, но правильными изменениями. В итоге модель правдоподобно, приятно и естественно отрабатывает любые источники сигнала, плюс ко всему хорошо поддаётся правкам на постпродакшене — ситуации, когда записанное аудио не удаётся исправить из-за особенностей оборудования будут встречаться редко.

В описании модели указывается, что микрофон отличается расширенной низкочастотной характеристикой, и, как показывает практика, инженеры Telefunken не стали прицельно выбирать частоты для усиления, а разом прокачали весь низ. Так, например, график показывает довольно широкое усиление от 100 до 300 Гц, но на деле он кажется даже шире — чуть ли не до отметки в 1 кГц. Как бы там ни было, усиление звучит аккуратно — звук получает дополнительную плотность и уверенность. При этом в сигнале нет и намёка на характерную для многих конденсаторных микрофонов слабость низа, нижней середины и нижнего верха.
Широкий низкочастотный подъём точно пригодится при записи рабочего барабана, оверхедов и гитарных кабинетов — широкий подъём добавляет тела и некоторой упругости, за счёт которого хорошо ощущается «вес» записываемых источников. Подъём может стать лишним при работе с акустической гитарой, однако переполненность информацией в области 100 — 1000 Гц вряд ли станет проблемой — как уже отмечалось, записанный сигнал хорошо поддаётся правкам, так что сформировать финальный звук эквалайзером можно и после записи. При этом правки будут, скорее всего, точечными, и не нарушающими плотную основу звука.
Инженеры так же размашисто усилили область в районе 3 кГц — согласно АЧХ микрофона, подъём начинается точно на заявленной отметке и проходит по всему спектру вплоть до 20 кГц. Изменения выглядят серьёзно, но на слух не ломают картину звучания и не вызывают перекосов — TF39 Copperhead Deluxe приятно вне зависимости от записываемого источника.

Самый большой кайф от TF39 Copperhead Deluxe ловишь при работе с голосом. Мы ожидали, что голоса будут звучать слегка смазано и мутно — такой нам виделась цена за ламповое тепло, но ожидания не оправдались: голоса всегда звучали вкусно и сочно, без ощущения затуманенности. Более того, лампа удачно сглаживает сибилянты, которые не режут слух и, в случае их проявления в записанном аудио, достаточно легко скрываются точечными правками эквалайзером или де-эссером. А за счёт всё того же подъёма снизу голоса звучат плотно, естественно, уверенно и осязаемо, а высокочастотный всплеск придаёт звуку приятную воздушность.
Тем не менее считать TF39 Copperhead Deluxe прямо-таки универсальной рабочей лошадкой некорректно. Так, например, низкие голоса зачастую получаются излишне густыми и даже навязчиво гнусавыми, а с гитарами и басом нужно точно представлять, какое место эти инструменты займут в миксе и как они должны звучать. В случае же с оверхедами в дело вступают особенности тарелок и комнаты, а также сам музыкальный материал — железо и пространство временами получаются слишком тусклыми, что вряд ли пригодится в роке, метале и других тяжёлых направлениях.
- Женский вокал Telefunken TF39 Copperhead Deluxe 1:01
- Мужской вокал Telefunken TF39 Copperhead Deluxe 1:02
- Женский вокал и гитара Telefunken TF39 Copperhead Deluxe 1:00
Не преуменьшая заслуг и положительных качеств микрофона, TF39 Copperhead Deluxe — это история о том, что аппарат и источник звука должны идеально подходить друг другу. Если между микрофоном и вокалистом или инструментами случится мэтч, то результаты будут великолепными (обязательно попробуйте его на женском вокале!), а TF39 покажется лучшим микрофоном на свете. Если же совпадения не произойдёт, то та самая универсальность, о которой говорилось выше, поможет всему звучать… просто нормально, но не более того. Конечно же, это не плохо, но вот того особенного ощущения, когда от звука чуть ли не слюни текут, к сожалению, не будет.
Медь и лампа — всему голова
В линейке Alchemy Telefunken постаралась совместить всё лучшее, что есть в современных и винтажных микрофонах, причём как с точки зрения внешности, так и с точки зрения звука. Получилось ли? Вполне.
В отрыве от микса TF39 производит приятное впечатление: в звуке нет свойственной многим конденсаторным микрофонам излишне холодной нейтральности и бездушности — напротив, всё звучит тепло, естественно, адекватно ярко и уверенно. В миксе впечатления усиливаются: после обработки эквалайзером, компрессором и щепоткой реверберации записанный микрофоном сигнал становится по-настоящему богатым, вкусным и сочным, и, что важно, не теряет естественности. Однако справедливо это всё только в случаях, когда источник и микрофон подходят друг другу.
Конечно, с универсальностью здесь нет проблем: TF39 справляется с любым звуком, попадающим в его поле зрения. Тем не менее полностью раскрыть все достоинства модели получится только при соблюдении всех условий, а это, как известно, удаётся не всегда. Особенности голоса и инструментов, записываемый материал и даже сама студия могут вмешаться в процесс так, что «тридцать девятый» будет просто ещё одним, пусть и дорогим микрофоном. И это нужно учитывать, чтобы внезапно не огорчиться из-за того, что аппарат за почти 200 000 рублей пишет звук так же, как более доступные не ламповые модели других брендов.
Универсальность устройства всё равно можно выделить как одну из особенностей модели — TF39 можно использовать как основной микрофон в студии, ежедневно записывающий десятки часов материала. Тем не менее, стоит помнить, что здесь производитель скорее подразумевает переключаемые диаграммы направленности, чем реальную всеядность аппарата. Именно возможные варианты использования в студии и определяют итоговую универсальность модели.
Если вы впервые идёте к покупке лампового микрофона, да ещё и часто записываете не только отдельных музыкантов, но и целые составы, то Telefunken TF39 Copperhead Deluxe стоит рассмотреть одним из первых вариантов. Устройство прекрасно звучит (а в ряде случаев, так и просто великолепно), предлагает богатый комплект поставки и стоит либо дешевле, либо немногим больше аппаратов от конкурирующих брендов.
В официальной рознице модель продаётся за чуть более 178 000 рублей, что для устройства подобного уровня — вполне адекватно. Ну, а если вам не требуется записывать хоры, большие группы музыкантов и какие-то особенные пространства, то можно смело смотреть на TF29 Copperhead Deluxe — «двадцать девятый» звучит точно так же, предлагает только кардиоиду, а стоит заметно дешевле.
Что понравилось
- Яркая внешность.
- Лампа со всеми вытекающими особенностями.
- Приятное естественное звучание, несмотря на ламповую основу.
- Богатый комплект поставки, включающий всё необходимое.
Что не понравилось
- Высокая стоимость, как и у других ламповых микрофонов.
- Вся красота звука раскрывается только в том случае, если источник сигнала «подходит» микрофону.