Работая с музыкой и накручивая очередной проект в попытках достичь отличного звука, очень легко забыть о совершенно простых методиках, улучшающих звучание трека. Несмотря на то, что полагаться всегда нужно только на свои уши и ощущения (нравится/не нравится), некоторая помощь со стороны технологий не повредит никому.
1 Спектральный анализ
Практически в любой музыке бас и бочка служат фундаментом трека. Проблема в том, что эти два элемента не могут спокойно жить вместе — рано или поздно их частоты начинают конкурировать друг с другом за место в миксе, что напрочь убивает звучание трека. Задача каждого из нас в том, чтобы развести этих ребят в разные стороны и чётко обозначить им границы дозволенного.
Все мы знаем популярный и эффективный приём с подрезкой частот в районе нижнего низа. Всего-то и нужно эквализовать бас таким образом, чтобы бас как бы обтекал бочку. Проблема в том, что без качественных мониторов ближнего поля найти конфликтные моменты довольно сложно. И здесь на помощь приходит спектральный анализатор. Конечно, считать панацеей анализатор не стоит, но увидеть то, что уши не слышат точно получится.
Как использовать
Поместите спектральный анализатор на главный выход DAW. Солируйте бочку и включите воспроизведение — плагин покажет диапазон частот инструмента. Затем сделайте то же самое с басом, чтобы увидеть его зону обитания в миксе. Сравните данные анализа по обеим дорожкам: столкновения живут там, где частоты на спектре совпадают.
Проанализировать лучше все инструменты, живущие в схожих частотных диапазонах: к примеру, гитары. Некоторые анализаторы умеют анализировать сразу два источника сигнала (Voxengo SPAN), что значительно облегчает анализ.
Найдя проблемные частоты в проекте, устраните столкновения эквалайзером. После каждой правки сверяйтесь с анализатором — слишком активная эквализация может испортить проект целиком.
Бесплатные спектральные анализаторы
2 Проверка на грязь
Низкокачественное сведение и недостаточный мониторинг — основные проблемы современных домашних музыкантов. Особенно ярко эти вещи проявляются в частотах в районе нижнего низа, а их причиной служат различные факторы: плохое акустическое окружение, невнимательность при мониторинге или соседи, которые не любят трясущиеся от баса стены в 3 часа ночи. В итоге бас создаёт грязь и превращает весь микс в кашу.
На просторах музыкальных форумов и различных околомузыкальных обсуждений можно найти миллионы сообщений, касающихся решения проблем с переизбытком баса. Проблема в том, что 95% решений предлагают изменить (улучшить) акустическое окружение, переставить или вовсе сменить студийные мониторы и/или наушники, прибегнуть к использованию бриллиантовых проводов в золотой обмотке или заняться сведением при полной луне. Конечно, фантазии комментаторов можно только позавидовать, но грязь из микса такие советы не уберут.
Справиться с избытком баса в миксе поможет параметрический эквалайзер. Такой плагин присутствует в составе любой DAW — его возможностей более чем достаточно для низкочастотной фильтрации.
Как использовать
Повесьте эквалайзер на главный выход DAW. Установите Low-Pass фильтр на отметку 100 Гц — так вы круто срежете всё, что находится ЗА ЭТИМ порогом. Включите мониторинг, чтобы посмотреть, что звучит в миксе.
Теперь включите воспроизведение и посмотрите на то, какие частоты звучат ПЕРЕД ОТМЕТКОЙ В 100 Гц. Увидев наличие низких частот в этой зоне, поочерёдно отключайте дорожки до тех пор, пока не найдёте виновника.
Логично, что в этом месте появятся частоты бочки и баса — здесь они и должны находиться. Задача в том, чтобы отловить все остальные инструменты, попавшие в эту область — именно они создают грязь в миксе. Даже если у вас очень бюджетные мониторы или наушники, такая методика сработает безотказно.
Отметка 100 Гц — место, где не должно быть вообще ничего лишнего.
Выявив лишние инструменты, чистите микс эквалайзером. Для этого подрежьте все сигналы, влезающие в область 100 Гц. В итоге эта область освободиться от грязи, а у бочки и баса появится больше места.
Несмотря на это, небольшое проникновение (тот самый bleeding) сигналов других инструментов в эту область — не всегда ужасно, смертельно и критично, порой проникновение идёт на пользу верхнему низу. Стерильность вам тоже ни к чему, из-за неё микс теряет жизнь. Доверяйте в этом вопросе слуху и спектральному анализатору.
3 Микс против розового шума
Музыканты уделяют большое внимание плотности и упругости ритм-секции — бочка и бас должны качать все вокруг, задавать плотный ритм и чуть ли не бить в лицо слушателя. Многие продюсеры, работающие с электронной музыкой, строят сведение вокруг бочки, панорамируя инструменты и расставляя уровни с оглядкой на нее. Такой подход вполне адекватен, если бы не одно но: бочкоцентрированный подход сложно применить в стилях, где бочке отводится не главное место, а ударные требуют более сложного и комплексного взгляда.
Опережая вопросы «Ну и че?», отвечу: во время сведения выбирайте в качестве ориентира тестовый сигнал розового шума (Pink Noise Test Signal), а не бочку. Розовый шум очень близок к тому, как работает наш слуховой аппарат, поэтому с его помощью легче определить слишком громкие и слишком тихие инструменты в миксе. Тем не менее розовый шум не панацея: некоторые сигналы могут прорываться через уровень шума или, наоборот, скрыться за ним среди других звуков. Чтобы не обмануть себя, дополняйте пинк нойз референсным треком, чьё звучание ближе всего к вашему проекту. Согласитесь, два ориентира лучше одного.
Даже с учетом того, что некоторые сигналы могут переорать шум, его использование обезопасит от резких перепадов громкости между разными элементами микса. Сходу понять принцип работы с розовым шумом не так просто, но разобравшись в методике можно добиться великолепных результатов.
Как использовать
В качестве примера рассмотрим два варианта работы с шумом: связку из бесплатных плагинов MDA Test Tone + Voxengo SNAP и встроенные в Logic Pro X стоковые плагины.
MDA Test Tone + Voxengo SNAP
Активируйте на мастер-канале плагин MDA Test Tone и переведите его в режим работы Pink Noise. В разделе Output примените плагин ко всем каналам, выбрав опцию All Channels. Параметр Level установите на значение равное −23 дБ или близкое к нему. Также обязательно поставьте галочку напротив пункта Audio Thru.
Следом за MDA Test Tone расположите на мастер-канале анализатор Voxengo SNAP. В окне плагина перейдите в секцию Metering и выберите параметр K-14 — внутри себя плагин усилит все сигналы до значения −14 дБ. Такие настройки обеспечат достаточный хедрум для подгонки уровней. Теперь регулируйте уровень розового шума таким образом, чтобы пиковые сигналы находились около нулевой отметки, а общий уровень RMS оставался в районе −8-9.
Встроенные средства Logic Pro X
В Logic Pro X существует ряд ограничений по работе с тестовыми сигналами. Несмотря на то, что в секции встроенных эффектов находится плагин Test Tone Utility, пользователь не может свободно работать с этим генератором. Тестовый тон нельзя повесить на мастер-канал, а можно отправить только на стереошину, после чего он сам попадет на главный выход.
Создайте новую стереошину, на которую повесьте плагин Test Oscillator (Utility -> Test Oscillator). Нажмите кнопку Pink Noise и выставите уровень на отметку в −16 дБ.
Теперь добавьте на шину плагин Level Meter, находящийся в той же секции Utility. Активируйте в плагине режим Peak & RMS — наша задача в том, чтобы уровень розового шума достигнал −13 dBFS по пиковым значениям или −25 dBFS по RMS.
Использование розового шума помогает создать откалиброванную и объективную картинку микса, под которую подгоняются все дорожки. К тому же с шумом проще найти баланс между всеми сигналами для дальнейшей обработки и мастеринга.
4 Работа с Mid Side информацией
Когда мы говорим о стереозаписи, то перед нами появляется четкий образ пары микрофонов, снимающих правый и левый каналы. Этот простейший образ повторяет расположение человеческих ушей и доступно иллюстрирует, что такое стерео. Тем не менее правым и левым каналом дело не ограничивается — существуют и более сложные методики стереозаписи.
Одним из альтернативных методов записи звука является техника Mid/Side-записи. Представьте, что один микрофон стоит по центру комнаты (Mid) и записывает все, что попадает в его зону слышимости, а второй и третий (Side) микрофоны стоят в сторонах и снимают только то, что происходит по бокам. Mid/Side-техника дает возможность акцентировать или оттенять звуковые элементы микса на основе стереополя. Благодаря этому звукорежиссер может точно отрегулировать расположение сигналов в миксе: кто находится ближе к слушателю, а кто дальше.
Mid/Side-обработка базируется на двух каналах:
Mid
В Mid попадает вся информация из центра стереополя: чем больше данных в этом канале, тем прямолинейнее звучание трека.
Side
В Side попадает информация, находящаяся по бокам стереополя. Чем больше информации в Side-канале, тем шире и объемнее звучит микс.
Если Side-канал вывести в ноль, а Mid-канал ослабить на пару децибел, в миксе появится дополнительное пространство без риска перегрузки. Если же ослабить Side-канал и усилить Mid, то микс станет ближе к моно. Последний вариант пригодится партиям баса и другим элементам, чьи основные частоты находятся в районе нижнего низа.
Как использовать
Для Mid/Side-обработки понадобится эквалайзер с поддержкой этой функции. К таким можно отнести стандартный эквалайзер Logic Pro X и Ableton Live, эквалайзер в iZotope Ozone, а также отличный FabFilter Pro-Q.
Простой пример работы с отдельными сигналами
Предположим, что в миксе присутствует басовая линия с эффектом хоруса. С помощью Mid/Side-обработки мы можем сделать звучание баса более сфокусированным и точным, но без потерь в объёме. Цепочка эффектов будет выглядеть так: исходный сигнал -> хорус -> Mid/Side-эквалайзер.
На изображении выше хорус и эквалайзер выключены, поэтому результирующий спектр выглядит так:
Активация хоруса изменит спектр. Если посмотреть на правую сторону анализатора, то можно увидеть, что основная аудиоинформация поступает в стереорежиме, но некоторая ее часть разлетается во все стороны в районе 30 Гц.
Активируем эквалайзер и добавим фильтр в районе 220 Гц (48 дБ). Эквалайзер должен работать в режиме Side Only — так он обработает только Side-информацию микса.
Если взглянуть на спектр, то в нем снова появятся изменения: теперь звук баса представляет собой что-то среднее между моно- и стереосигналом.
Все действия привели к тому, что частоты ниже 200 Гц стали сфокусированнее. Частоты выше 200 Гц, которые тоже присутствуют в сигнале баса, сохранили объём. Получилась ситуация, когда низ звучит в моно, верх — в стерео.
Применение к шине эффектов или всему миксу
Выше мы работали с конкретным сигналом, но Mid/Side-обработку можно применить к группе каналов или всему миксу. Благодаря этому звукорежиссёр может добавить миксу стабильности, чистоты и ясности. С помощью аккуратного оттенения Side-информации всего микса композиция приобретет более ровное звучание. Такой подход даёт отличные результаты: ослабление Side-канала очищает верхний низ, его усиление даёт больше воздуха и лёгкости.
Креативный подход
В портфолио Voxengo присутствует бесплатный Mid/Side-процессор Voxengo MSED. Его основное предназначение — декодирование аудиосигнала, записанного в обычном стереоформате, в Mid/Side-сигнал. Помимо этого MSED можно эффективно использовать в роли гейн-контроллера Mid/Side-каналов. Применение плагина освободит середину микса и расширит стереополе без риска искажения исходного сигнала.