Бруклинский продюсер и музыкант Сэм Фридмен написал колонку для блога ReverbNation, в которой рассказал о пяти популярных приемах, помогающих сделать звучание суб-баса более различимым в миксе. Сэм отмечает, что эти хитрости помогут услышать очень низкий бас на любой аудиосистеме, будь то динамики смартфона или серьезные концертные аппараты. SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод текста.
Хип-хоп, рэп, поп и EDM не обходятся без суб-баса, накачивающего музыку низами. Проблема в том, что особо басовые звуки живут ниже 60 Гц, поэтому они не различимы для человеческого слуха — суб-бас можно только почувствовать. Вспомните, как диджеи делают дропы (см. Анатомия аранжировки: структура и части песни), от которых зал начинает буквально вибрировать, хотя уши в этот момент ничего не улавливают. Источник таких вибраций как раз суб-бас.
В общем, суб-бас делает звучание миксов более полным. Сложность работы с настолько низкими звуками в том, что когда бас и бит играют вместе, слушатели не понимают, что вообще происходит в музыке — всё превращается в какой-то бубнеж ритм-секции. Чтобы исправить это, продюсеры и звукорежиссеры прибегают к некоторым уловкам, которые делают суб-бас более различимым и устраняют ощущение бубнежа.
Работаем с частотными диапазонами
Таблица звуковых частот: основные частотные диапазоны и частоты для эквализации
Самый очевидный способ подчеркнуть суб-бас — продублировать его партию другим инструментом, звучащим на пару октав выше. Например, можно дополнить бас синтезатором, клавишныеэми (см. 6 легендарных клавишных инструментов и их виртуальные аналоги) или гитарой.
Главное здесь — не перестараться. Звучание дубликата должно быть мягким и не громким, иначе двойная басовая линия вылезет вперёд и заполонит весь микс. Задача продюсера здесь в том, чтобы при прослушивании трека на дешевой и слабой акустике суб-бас был различимым, а на мощной аппаратуре не выпирал изо всех щелей.