Дублируем партию, добавляем середину и используем другие уловки, чтобы сделать суб-бас различимым.
Бруклинский продюсер и музыкант Сэм Фридмен написал колонку для блога ReverbNation, в которой рассказал о пяти популярных приемах, помогающих сделать звучание суб-баса более различимым в миксе. Сэм отмечает, что эти хитрости помогут услышать очень низкий бас на любой аудиосистеме, будь то динамики смартфона или серьезные концертные аппараты. SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод текста.
Хип-хоп, рэп, поп и EDM не обходятся без суб-баса, накачивающего музыку низами. Для тех, кто не в курсе, суб-басовые частоты располагаются ниже 60 Гц и, чаще всего, не различимы для нашего слуха. Суб-бас можно только почувствовать: например, диджей делает дроп (см. Анатомия аранжировки: структура и части песни) во время своего сета и зал начинает вибрировать от низов, источник которых именно суб-бас.
Суб-бас делает звучание песен более полным. Беда в том, что когда бас и барабанный бит играют вместе, слушатели могут не понять, что вообще происходит в музыке — бубнеж ритм-секции портит впечатление от прослушивания. Так как суб-бас стал настоящим стандартом в популярной музыке, а человек не может услышать настолько низкие звуки, продюсеры прибегают к ряду уловок, которые помогают сделать этот элемент микса более явным и различимым.
Дублирование басовой линии другим инструментом
Одним из самых очевидных способов сделать суб-бас различимым заключается в введении в микс другого инструмента, играющего те же ноты выше. Например, если басовая линия строится на нотах Ля, До, Ре и Соль, продюсеры добавляют в микс синтезатор, клавишные (см. 6 легендарных клавишных инструментов и их виртуальные аналоги) или гитару, которые играют ту же партию, повышенную на одну-две октавы.
Главное здесь — не перестараться. Дублирующий инструмент не должен быть слишком резким и шумным, в противном случае двойная басовая линия будет выпирать вперед, скрывая за собой остальных участников микса. Ваша задача состоит в том, чтобы сделать бас различимым и понятным при прослушивании на небольших акустических системах (например, встроенных в ноутбук колонках), а также в том, чтобы связка из баса и инструмента поддержки не портила впечатление от музыки при прослушивании на качественной аппаратуре.
Поднятие средних частот
Суб-бас — это низкие частоты, но это не значит, что он соитоит только из них. Сделать низ более различимым в миксе можно с помощью поднятия средних частот у баса эквалайзером.
В композиции Винса Стейплса «Blue Suede», канадский продюсер Марвин «Hagler» Томас использовал подобный прием, выведя вперед середину баса.
Суб-бас и эффекты искажения
Дисторшн полезен не только для рокеров и металистов, но и для тех, кто хочет сделать бас более понятным в миксе — правильное использование эффекта подчеркнет звучащие в низу ноты. iZotope Trash может помочь в этом деле благодаря большому выбору сценариев искажения. Здесь также важно знать меру — слишком большое количество дисторшна вкупе с мощным суб-басом может убить уши и динамики. Хороший пример использования такого приема — песня Tyler, The Creator «Who Dat Boy».
Слайд к более высоким нотам
https://youtu.be/PgZUDrNrH7c
В хип-хопе часто используют такой прием, как питч-слайдинг. Вместо того, чтобы просто переходить с Ля на До, продюсеры добавляют быстрые слайды в басовую линию, выделяя таким образом звучащие в басу ноты. Послушайте, как в треке Дрейка «Back to Back» бас делает несколько быстрых слайдов к более высоким нотам.
Добавить эффект пульсации, чтобы подчеркнуть басовую партию
Во время пения вокалисты часто используют вибрато, создавая подобие пульсации на отдельных нотах. Благодаря этому, длинные звуки перестают звучать монотонно, в них появляется некое движение. Вспомните, к примеру, как Адель поет главную строчку припева в «Hello», чтобы понять о чем речь.
Подобный прием можно применить к басу, добавив к нему фэйзер или тремоло. «Вибрато» на басе создаст пульсирующий и немного грохочущий звук, который будет хорошо различим даже на не особо чувствительных к низким частотам аудиосистемах. В качестве примера использования этого приема можно привести кавер Джеймса Блэйка на песню Лесли Файст «Limit To Your Love», построенный вокруг мощной суб-басовой линии. Вне зависимости от того, будете ли вы слушать эту песню через динамики смартфона или мощную аудиосистему, бас все равно останется четким и различимым.