Один из авторов блога iZotope Ник Месситт, написал подробную заметку о признаках любительских миксов. В своём материале Ник перечислил частые симптомы треков, созданных начинающими и непрофессиональными музыкантами в домашних условиях, а также посоветовал действенные методики по устранению распространенных проблем.
По мнению Месситта, все миксы можно разделить на два вида: дешёвые и дорогие. Дешёвые миксы откровенно и явно сообщают о том, что их делали любители, в то время как дорогие грамотно скрывают эти моменты. Несмотря на такое разделение, домашние любительские миксы все равно могут звучать дорого, если исправить самые типовые недостатки, заметные слушателю.
Не знаю как вы, но я делаю много материала в домашней студии. Несмотря на то, что многое звучит круто даже в сыром виде, ещё больше записей страдают от «дешёвого» саунда. Причин такой дешевизны предостаточно: не вытягивающий динамический диапазон и гармонический контент интерфейс, неподготовленном комната, плохие микрофоны.
Задача звукорежиссера сделать так, чтобы «дешёвые» звуки зазвучали как «дорогие», утратили любительский налёт и приобрели более профессиональный саунд. Домашняя запись не помеха качеству, созданные в спальне и гостиной треки могут звучать в плейлистах любого стримингового сервиса не хуже сделанных на студии треков.
Под дешёвым звуком я понимаю треки и дорожки, звучание которых выдаёт то, как и где они были записаны. Вместо того, чтобы оценить сам трек, слушатели замечают недостатки и больше думают о неудачах домашней записи нежели о содержании песни. В свою очередь «дорогие» треки — песни, в которых слушатели отмечают запись и то, как все инструменты слаженно создают отличную картину.
Можно долго рассуждать о том, что слушателю все равно на то, как записаны треки, но это не значит, что на общее качество звука нужно забить. Речь здесь идёт скорее о том, чтобы домашний микс ничем не уступал профессиональной работе, и при прослушивании в общем плейлисте выглядел так, будто он сделан точно таким же образом, что и коммерческие записи. В конце концов, реальные и дорогие коммерческие записи могут звучать «дёшево», и наоборот.
Конечно, когда наши дорожки страдают эффектом дешевизны из-за плохой записи, то лучше переписать проблемную часть. Беда в том, что это не всегда возможно: в домашних условиях приходится работать с тем, что есть. Но не нужно отчаиваться: да, мы не можем переписать то, что имеем, но в наших силах исправить большинство проблем. Сделать это можно одним из трех общих сценариев:
- Редактура. С помощью правок, склеек, чистки и прочей полировки можно превратить откровенно слабые записи во что-то более мощное. Благодаря этому исполнение может найти утраченную энергию, а сам трек инструмента зазвучать лучше.
- Фазовые отношения между инструментами, записанными несколькими микрофонами. Дешёвые и любительские записи часто страдают от проблем с фазой. Исправив отношения между гитарами, ударными, клавишными и любыми другими инструментами, записанными двумя и более микрофонами, мы сделаем микс чище и качественнее.
- Правильное панорамирование и баланс по громкости. Прежде чем переходить к правкам отдельных инструментов, нужно навести порядок в статичном общем миксе. Каждый инструмент должен занять свое место в стереопространстве и не залезать во владения других инструментов. Убедитесь, что вы хорошо и чётко слышите вокал перед гитарами, а тома не тонут среди остальной установки.
Звучит слишком обще, но именно эти три сценария лежат в основе дальнейших действий. Каждый из пунктов ниже — типичная проблема любительских и плохо сделанных миксов, а также список советов, устраняющих эти недостатки.
Итак, партия ударных в полном порядке, все элементы установки отчётливо слышны. Тем не менее кажется, что чего-то не хватает. При внимательном прослушивании снейр звучит картонно и тонко, райд похож на игрушечный колокольчик, крэши расплющены, а томам не хватает мощи.
Перед тем, как хвататься за эквалайзеры, компрессоры и ревербераторы, найдите референс-треки с сочным звучанием оверхеда. Я часто обращаюсь к песне Джеффа Бакли «Everybody Here Wants You» и треку Стивена Уилсона «The Raven Who Refused To Sing» вне зависимости от жанра микса, над которым работаю. Звучание оверхедов в этих песнях объёмное, натуральное и живое. Найдя референс, попробуйте привести свои оверхеды к похожему саунду.
Допустим, вы хотите улучшить тембральный окрас. В таком случае можно забыть об эквалайзере на какое-то время и воспользоваться процессором, который придаст аналоговый налёт звуку. Сатуратор с эмуляцией плёнки, дополненный низкоуровневым гармоническими улучшениями справится с задачей: первый можно найти в том же iZotope Ozone, второй — в Neutron. Общий принцип тембрального окраса прост: меньше шипения, больше мягкости, винтажная компрессия и выборочная сатурация.
Дополнительно можно слегка компрессировать трек комнаты. Фанатизм здесь не нужен: слегка приберите окружение, чтобы сгладить пики в сигнале. Изменения должны быть минимальными, но заметными на общем фоне. Если из-за такой обработки в ударных проявятся резонансные частоты, то не стоит бежать к эквалайзеру и вырезать все на корню. Если они не критичны и не портят микс в целом, то можно не обращать на них внимания — это адекватная цена более богатому звуку ударных. Главное, чтобы ничего не резало слух и не шипело.
Если крэш звучит резко и противно, и режет слух, небольшое ослабление эквалайзером в районе 3-6 кГц исправит это. Звук снейра, напоминающий удар по картонной коробке, исправляется точечным маленьким вырезом в области 6 кГц. Конкретные частоты зависят от самих ударных и особенностей записи, поэтому искать проблемы томов, рабочего и крэша начинайте отсюда.
Перейдём к райду. Чтобы райд стал райдом, а не туповатым колокольчиком, добавим немного реверберации, сфокусировав её на частотах, которые хотим выделить. Отправьте оверхеды на AUX, добавьте эквалайзер перед реверберацией — с его помощью мы усилим райд. Эквализация здесь очень похожа на bandpass-фильтрацию: чтобы вернуть тело райду и вернуть звуку мясо, настроим эквалайзер на диапазон в районе 900 Гц. Следом включим на AUX лёгкую (очень лёгкую!) реверберацию и настроим баланс так, чтобы райд стал мягче. В зависимости от задач, райд можно сделать воздушным или, наоборот, более плотным — экспериментируйте с эквалайзером и ревербератором, чтобы избавиться от колокольного звона и подогнать звучание под микс.
Все эти советы не вредят миксу и практически не убивают гейн, потери я обычно компенсирую на 0,5 дБ, не больше. Тем не менее совместное использование этих приёмов значительно улучшает звучание ударных и устраняет дешевизну.