Правильная запись вокала — залог хорошего микса. Именно вокал связывает все элементы композиции воедино, превращая песню в рассказанную с помощью музыки и голоса историю. Работа с вокалом требует опыта: нужно учесть слишком много переменных, влияющих на итоговое качество звука, особенно в тех случаях, когда голос записывается дома.
Недостаточно просто позвать вокалиста и поставить его перед микрофоном, надеясь на то, что во время сведения голос волшебным образом зазвучит уверенно и качественно. Итоговое звучание зависит только от правильности записи, поэтому здесь очень важно учесть все особенности окружения и не допустить ряда промахов, которые испортят работу. SAMESOUND рассказывает о том, какие распространенные ошибки допускают музыканты при записи вокала дома и как их можно избежать.
01 из 09Выбор неподходящей комнаты
Запись вокала дома начинается с выбора подходящего помещения. Так как оборудовать в квартире полноценную вокальную будку не просто и дорого, музыканты ограничены в выборе мест для записи голоса.
Чаще всего вокал пишется по принципу «где получится», а в качестве вокальной комнаты выступает кухня, кладовка, ванная или спальня. При этом, выбирая пространство для записи, мы забываем, что помещение — то же инструмент, участвующий в записи и оказывающий непосредственное влияние на итоговое звучание вокала.
Каждое помещение обладает собственной реверберацией, которая изменяет звучащие внутри него сигналы. В зависимости от комнаты, и количества и качества отражающих поверхностей в ней, звук может становиться громче или тише, мягче или жёстче.
Естественная реверберация помещения делает сигнал более пространственным, размывает его в миксе и отдаляет от слушателя. Отражения и столкновения звуковых волн могут менять высоту звука и даже искажать его за счёт естественной компрессии.
Мы хотим, чтобы записанный вокал звучал уверенно, натурально и качественно, но забываем об особенностях квартир и комнат. Чтобы избежать негативного влияния помещения, для записи голоса лучше выбирать комнату небольшого или среднего размера с большим количеством мягкой мебели или других подобных вещей в ней.
Каждый мягкий предмет внутри бетонной коробки послужит поглотителем, естественной акустической панелью, подавляющей звучание комнаты. Благодаря этому можно добиться более нейтрального звучания голоса.
Вместе с тем не стоит записываться в комнатах с большим количеством твёрдых поверхностей и окон — стеклопакеты, столы, шкафы и стулья отражают сигнал, но не поглощают его. Именно поэтому кухня и ванная комната далеко не идеальные варианты для записи вокала дома.
Проблема с выбором комнаты часто состоит в том, что помещение должно поглощать как можно больше сигнала, но при этом не переставать звучать само по себе.
Популярный миф гласит, что лучшее место для записи — шкаф. Корни мифа растут из совпадающих размеров профессиональных вокальных будок и шкафов.
Если вас посетит мысль о записи в шкафу, помните, что стенки вокальной будки обычно обшиты 30-40 см звукопоглощающего материала. Как бы вы ни старались и сколько бы вещей не сложили в шкаф, вам попросту не хватит звукопоглощения для сдерживания резонанса шкафа.
При пении создаётся короткая реверберация, которая должна гаситься звукопоглотителями. Однако внутри шкафа этого не произойдёт — отзвуки быстро вернутся в микрофон и превратят записанный материал в кашу.
При выборе помещения очень важен баланс между звучанием комнаты и ее звукопоглощающими свойствами. Слишком большое количество абсорбирующих материалов «убьет» комнату, из-за чего вокал будет казаться гулким и невнятным. В то же время слишком слабое поглощение сделает вокал размытым и пространственным.
02 из 09Неправильное расположение микрофона в комнате
Казалось бы, для записи вокала достаточно поставить микрофон в любой точке комнаты и нажать красную кнопку. Тем не менее место установки записывающего устройства напрямую влияет на итоговое звучание. При выборе позиции микрофона нужно соблюдать два правила:
- Не устанавливайте микрофон строго по центру комнаты;
- По возможности, установите микрофон как можно дальше от стен.
Соблюдение этих правил уменьшит количество резонансов помещения, возвращающихся в работающий микрофон. Найти подходящее место можно по схеме:
Не ставьте микрофон в голубой зоне, в центре комнаты и близко к стенам. Лучшим местом для установки станет любая точка в рамках синего прямоугольника.
Если есть возможность, стойте спиной к ближайшему углу комнаты, а заднюю стенку микрофона направьте строго в противоположный угол. Так вы увеличите расстояние до ближайшей стены и частично устраните негативное влияние помещения.
03 из 09Неподготовленная комната
Конденсаторные микрофоны очень чувствительны: при работе они могут захватывать часть отраженного от поверхностей комнаты сигнала. Если у вас есть акустические панели, сделайте из них импровизированную вокальную будку.
Если нормального звукопоглощения нет, воспользуйтесь всем, что найдётся дома: матрацами, одеялами или даже плотными шторами. Экспериментируйте с разными предметами, и, если ничего не подойдет, сделайте звукопоглощающие панели самостоятельно.
Если возможности создать типовую треугольную вокальную будку нет, поместите что-нибудь за головой вокалиста. Обычно эта зона сильнее всего резонирует и сказывается на звуке.
04 из 09Использование неподходящего микрофона
Вокалисты отличаются тембром: голоса одних звучат глубоко и мощно, других — высоко и легко, третьих — просто мощно. Каждый голос требует определенного микрофона, который подчеркнет все сильные стороны вокала и сгладит слабые.
Выбирая микрофон под голос, нужно помнить о нескольких вещах:
- Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой звучат ярко и воздушно, но слабее передают низкие частоты;
- Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой звучат более чисто и сфокусировано. Передача сигнала у подобных устройств считается сбалансированной по всему частотному спектру;
- Динамические микрофоны отличаются более теплым и агрессивным звучанием. Из-за меньшего количества высоких частот в передаваемом сигнале такие микрофоны подойдут далеко не для всех вокалистов и стилей музыки.
Выбор микрофона напрямую зависит от того, какой звук хочется получить (подробнее о видах устройств и отличиях между ними можно прочитать в этом материале). Здесь важна не цена устройства, а нейтральность его звучания: чем меньше микрофон приукрашивает голос, тем лучше.
К примеру, если вы работаете с вокалистом с ярким и лёгким голосом, выбор устройства зависит от того, какое звучание в итоге хочется получить. Чтобы лучше передать лёгкость голоса, ищите микрофон с малой диафрагмой — такое устройство подчеркнёт сильные стороны голоса. Если нужен более ровный звук, берите микрофон с большой диафрагмой, а если яркость хочется погасить — попробуйте динамическое устройство.
В идеале полезно держать под рукой пару-тройку разных микрофонов, чтобы послушать вокалиста на каждом из них и выбрать лучший вариант. Тем не менее, если ваш бюджет ограничен, лучше купить одно устройство, которое справится с большинством задач.
Так, например, если вы только планируете купить инструмент записи, обратите внимание на sE Electronics 2200/2300. Модель отлично сбалансирована, отличается приемлемой ценой и высоким качеством звучания.
ЗАПИСЬ БЭК-ВОКАЛА
Для записи бэк-вокала лучше использовать микрофон, отличный от того, на котором вы записывали основной вокал. Устройство с другим характером звука сделает звучание вокальных гармоний значительно интереснее.
05 из 09Использование всенаправленного микрофона
Всенаправленные микрофоны могут звучать круто, особенно при записи нежного, слегка шепчущего и интимного вокала. К сожалению, для домашней записи они не подходят: пока кардиоидные устройства (тот же sE 2200a II) пишут звук перед собой (с небольшим захватом возвращающихся сигналов), всенаправленные микрофоны записывают всё, что происходит вокруг них.
При записи в подготовленной и оборудованной вокальной комнате особенности работы всенаправленных микрофонов не влияют на итоговый результат. В то же самое время в домашних условиях запись поступающих со всех сторон сигналов доставит множество проблем.
Захват всего не позволит записать чистый сухой вокал. Из-за отражений и естественного звучания неподготовленной комнаты голос всегда будет невнятным, сырым и размытым.
06 из 09Установка микрофона на неправильном уровне относительно рта
При установке микрофона перед вокалистом нужно учесть три вещи:
- Расстояние от вокалиста до микрофона;
- Высоту установки микрофона;
- Положение на своей оси.
Расположение микрофона с учётом этих факторов позволит получить желаемое звучание без эквалайзера. Как и всегда, качественное звучание создаётся ещё до нажатия на кнопку записи.
Расстояние
При работе с конденсаторным устройством расстояние между вокалистом и микрофоном играет решающую роль из-за эффекта близости. Чем ближе источник сигнала к микрофону, тем взрывнее и неразборчивее он звучит.
Чтобы найти подходящее расстояние, установите конденсаторный микрофон в 15 см от вокалиста. Перемещайте микрофон (или вокалиста) ближе или дальше, пока не найдёте желаемый звук.
На расстоянии 30 см голос обычно звучит открыто и легко, на расстоянии около 12 см — тепло и интимно. Выходить за пределы 30 см не рекомендуется: по мере сокращения расстояния звук быстро становится мутным и неразборчивым.
При работе с динамическим микрофоном можно смело сокращать расстояние. Так, например, искать подходящий звук можно с расстояния 5 см.
Высота
Стандартная высота установки микрофона — уровень рта вокалиста. Опуская и поднимая микрофон, мы можем менять характер передачи голоса.
Чем ниже микрофон от линии рта, тем сильнее в сигнале проявляются низкие частоты. Так, например, опустив микрофон на уровень груди, можно получить особо басовитое звучание. Справедливо и обратное: чем выше микрофон, тем сильнее в голосе выделяются высокие частоты.
Высота установки микрофона подбирается индивидуально под вокалиста. При пении человек должен держать голову прямо, чтобы звучание голоса не менялось, а связки — не перенапрягались.
Положение на своей оси
Микрофон должен смотреть на вокалиста. При установке микрофона следите за тем, чтобы центр капсюля — позолоченной внутренней части, скрытой за решёткой, — совпадал с линией рта.
Вращение микрофона вокруг своей оси уменьшает количество низких частот в голосе и смягчает тяжёлые взрывные звуки (сочетания «Пс», «Шс»). При следующей записи вокала поверните микрофон на 20 градусов влево или вправо, чтобы наглядно понять, как именно меняется голос.
07 из 09Запись на неподходящих уровнях громкости и усиления
Очевидная вещь, о которой легко забыть.
При установке уровней следите, чтобы запас хедрума составлял порядка 10 дБ. Не вдаваясь в технические подробности, для цифровой записи идеальным уровнем можно считать отметку −18 дБ (подробнее об уровнях можно узнать здесь).
В особо громких и интенсивных моментах голос может достигать −10 дБ, но не должен выходить за рамки отметки в −6 дБ. Держите в уме эти значения, чтобы избежать клиппинга и нежелательной перегрузки сигнала.
Осторожничать не нужно: записанный сигнал не должен быть слишком тихим.
08 из 09Запись одного дубля
Иногда кажется, что вокалист настолько хорош, что одного дубля вполне достаточно. Реальность же такова, что идеальных дублей не бывает — незначительные ошибки неизбежны.
Во время записи можно не заметить, как вокалист немного не попал в ноты или прожевал какие-то слова. Исправить такие косяки плагинами или тюнами не выйдет.
В общем, количество дублей должно быть достаточным для любых ситуаций. Имея в проекте три-четыре варианта исполнения, можно собрать одну качественную вокальную дорожку, составленную из лучших моментов разных дублей.
09 из 09Отсутствие заботы о вокалисте
Успех записи зависит не только от оборудования, но и от самого вокалиста. Певцу должно быть комфортно, поэтому ваша задача заключается в том, чтобы сделать всё возможное для создания нужной атмосферы.
Подсказывайте вокалисту, как лучше спеть тот или иной отрезок песни, но не критикуйте его. Слова должны помочь вокалисту, а не навредить ему: недовольство не поможет — так вы только обидите вокалиста и собьёте ему нужный настрой.
Пение — это не только история о попадании в ноты и интонировании. Не менее важно передать настрой и эмоции, заложенные в композицию.
Если записываете весёлую песню, сделайте комнату светлее, грустную — темнее. Расставьте по комнате какие-нибудь аксессуары и предметы, создающие нужную атмосферу. В конце концов, посоветуйтесь с самим вокалистом и спросите, как и в какой обстановке ему удобнее работать.
Наконец, не перегружайте певца. Связки — это музыкальный инструмент, пользоваться которым можно с перерывами. Голос быстро устаёт, если постоянно звучит на максимуме своих возможностей. Обязательно делайте небольшие перерывы каждые полчаса, чтобы связки могли немного отдохнуть и восстановиться.