Когда мы говорим о бренде Telefunken, то на ум сразу же приходят дорогие конденсаторные микрофоны с особенным звучанием. И хотя в портфолио компании достаточно таких устройств, отдельный его раздел посвящён динамическим микрофонам. При этом речь идёт не только о сценических вокальных микрофонах, но и об инструментальных аппаратах, главным из которых выступает модель M82.
Динамический Telefunken M82 — это не просто ещё один инструментальный микрофон. Устройство использует тот же капсюль, схожий подход к дизайну и общую компонентную базу с концертным M80, однако по ощущениям отличается от него во всём. Инженеры компании взяли проверенное устройство и серьёзно изменили его функциональность, а вместе с тем и применимость.
В итоге бренд создал на базе простого устройства универсальный аппарат, одинаково хорошо проявляющий себя в любых звуковых ситуациях. Более того, временами M82 звучит так, что кажется, что перед тобой не просто динамическое устройство, а полноценный конденсаторный аппарат. О том, чем отличается M82 от других динамических микрофонов, что он умеет и где может пригодиться — читайте в нашем обзоре.
Портфолио микрофонов Telefunken включает как премиальные ламповые модели, так и более доступные транзисторные устройства. При этом отдельный раздел каталога посвящён динамическим аппаратам — концертным и студийным.
Ранее мы рассматривали динамический M80, вдохновлённый знаменитым Shure SM58, и объясняли, почему при общем внешнем и внутреннем сходстве аппарат Telefunken продаётся дороже. В обзоре модели отмечалось, что, помимо самого M80, компания также выпускает несколько модификаций устройства для разных задач. На одну из них — Telefunken M82 — сегодня и посмотрим.
Telefunken M82 использует тот же капсюль, что и сценический M80, и представляет собой разновидность этого аппарата. Модель создана для работы с басовитыми источниками сигнала: басовыми кабинетами, органами и фокусирующимися на нижнем регистре струнными и медными духовыми. Тем не менее производитель отмечает, что за счёт более «мясного» звучания низких частот устройство лучше всего подходит для работы с бас-бочкой и «радиовещательными» голосами дикторов и ведущих.
Настолько разноплановые рекомендуемые сценарии применения не должны удивлять — подобный разброс вполне привычен. В качестве примера можно привести классический динамический микрофон ElectroVoice RE20, который одинаково часто можно встретить как в радиостудии перед ведущими эфира, так и внутри бас-бочки ударной установки.
Всё это объяснимо. Во-первых, устройства с подвижной катушкой, к которым относятся как ElectroVoice RE20, так и герой нашего обзора, терпимо относятся к высоким уровням звукового давления. Такое восприятие делает их особенно применимыми при работе с бас-бочкой, чей характер звучания напоминает постоянные «залпы из всех орудий».
Во-вторых, динамические микрофоны несколько иначе отрабатывают эффект близости. Там, где их конденсаторные братья неприятно заплывают низкими частотами и матируют сигнал, динамические аппараты, напротив, делают звук более насыщенным и полным. Так эффект близости не портит звук, а создаёт эдакое ощущение «божественного голоса», с вкусным и плотным звучанием низа, что прекрасно вписывается во всевозможные дикторские и речевые сценарии использования на радио и телевидении.
И хотя Telefunken M82 обладает этими характерными особенностями в передаче звука, однако только ими дело не ограничивается. Если большинство динамических устройств обладают общей амплитудно-частотной характеристикой вне зависимости от источника сигнала, то M82 даёт инженеру чуть больше гибкости. На корпусе микрофона размещены переключатели «голосов» с выбором опций Kick EQ и High Boost, которые меняют АЧХ и характер передачи сигнала. Эта особенность явно выделяет устройство на фоне других аппаратов на рынке и вполне способна склонить чашу весов в пользу M82 при выборе динамического микрофона.
Технические характеристики
Telefunken M82 | |
---|---|
Тип | Динамический микрофон |
Диаграмма направленности | Кардиоида |
Частотный диапазон | от 25 до 18 000 Гц (± 3 дБ) |
Капсюль | Динамический капсюль с подвижной катушкой 32 мм |
Трансформатор | Telefunken Elektroakustik T80 |
Чувствительность | 1,85 мВ/Па, ± 1 дБ |
Максимальный уровень звукового давления (SPL) | 146 дБ |
Выходной импеданс | 250 Ω |
Переключатель Kick EQ | −6 дБ на отметке 350 Гц |
Переключатель High Boost | +6 дБ в диапазоне от 6 кГц до 10 кГц |
Разъём на микрофоне | XLR |
Комплект поставки | Микрофон, крепление к стойке, мягкий чехол на молнии, угловой XLR-кабель |
Габариты |
Высота/длина — 155 мм Диаметр — 63 мм |
Вес | 434 грамма |
Стоимость | $399 |
Стоимость в России действительна на момент публикации обзора |
41 540 рублей |
Только самое необходимое
Микрофон поставляется в прямоугольной картонной коробке белого цвета. На коробку надет «кожух» с изображением устройства, информацией о модели и другими сведениями.
Несмотря на большой размер упаковки, внутри всё сдержанно — в комплект, помимо самого микрофона, включены только кабель с угловым подключением, крепление и чехол из кожзаменителя на молнии. Ничего лишнего, только самое нужное, чтобы начать работу.
Внешне M82 напоминает немного раздутую версию M80, ранее изученного нами в этом материале (ссылка). Дизайн привычный: разъём для коммутации, крупный круглый корпус, гриль.
Все компоненты выполнены из металла и окрашены в чёрный цвет. Единственный опознавательный знак здесь — серебристый шильдик Telefunken в центре корпуса.

На боковых гранях корпуса, проходящих над грилем, нанесена отметка конечного адреса. Надпись крупная, дополнена указателем.

На задней стороне микрофона нанесено название модели. Здесь же находятся переключатели Kick EQ (слева) и High Boost (справа). Ручки могут находиться в двух положениях: крайними левом или правом.

Нижняя часть устройства полностью отведена под разъём подключения. Здесь всё стандартно — привычный и повсеместный XLR.
Микрофон довольно увесистый (кажется тяжелее паспортных 434 граммов), а вес, как говорил один известный персонаж, — это надёжность. Конструкция явно использует философию Build-Like-a-Tank и выглядит прочной — между элементами микрофона нет зазоров, все компоненты находятся в максимальной близости друг к другу, а внутри корпуса ничего не шатается. Конечно, оценить реальную выносливость аппарата получится только со временем, но даже после короткого знакомства видно, что M82 не боится интенсивного физического воздействия.
Двигай ручки
Заявленный диапазон частот Telefunken M82 типичен для динамических микрофонов с подвижным капсюлем. По паспорту модель воспринимает частоты в диапазоне от 25 Гц до 18 000 Гц, при этом, если смотреть на график АЧХ, при этом передача сильно разнится в зависимости от уровня сигнала и положения переключателей Kick EQ и High Boost.
Так, исходя из графика, аппарат может звучать более или менее ровно в диапазоне от 40 Гц до 10 000 Гц, однако далее всё сильно зависит от уровня сигнала. Так, например, при −6 дБ возникает выраженное, но довольно плавное затухание низких частот до 30 Гц и аккуратное, но стремительное «падение» верха на 20-25 дБ в области от 10 000 Гц до 20 000 Гц. При +6 дБ хорошо наблюдается всплеск в районе 6 кГц, при этом при +3 дБ всплеск перемещается на точку в 9 кГц.

Заявленная чувствительность аппарата составляет 1,85 мВ/Па — прямо как у Shure SM58, ставшего источником вдохновения для всей серии динамических микрофонов Telefunken. Максимальный уровень звукового давления составляет достойные 146 дБ, чего более чем достаточно для записи ударных.
Как уже отмечалось, микрофон оснащается переключателями голосов, позволяющим выбрать опции Kick EQ и High Boost. Положение регуляторов напрямую влияют на АЧХ устройства:
- высокочастотный буст High Boost постепенно повышает область от 2 кГц до 10 кГц с отдельными пиковыми всплесками от 2 дБ до 9 дБ, соответственно;
- эквализация Kick EQ вносит широкий вырез от 100 Гц до 1 кГц, при этом особенно сильно ослабевает область чуть выше 300 Гц — на −7 дБ.
Предложенные регулировки могут сделать голос ярче или убрать пластиковость у бочки. Ручки могут работать как по отдельности, так и вместе, благодаря чему M82 предлагает четыре варианта звучания. Таким образом появляется дополнительная гибкость: к примеру, можно поднять верх, но не трогать низ или ослабить бас, дополнительно накачав верх.

В стандартном режиме работы с неактивными переключателями Kick EQ и High Boost бочка ударной установки звучит с сочным панчем и приятным гудением в нижней середине. При этом в звук неплохо сбалансирован: чувствуется как резонанс корпуса барабана, так и атака колотушки. Иногда бочка кажется излишне гулкой и пустой, что быстро решается активацией ручки Kick EQ — работа эквалайзера очищает сигнал, дополнительно придавая ему веса и осязаемости.
При добавлении к этому высокочастотного усиления звук становится ещё глубже, но, вместе с тем, и современнее. В сигнале появляется некоторая гортанность и агрессивность, дополняемая чётким и легко пробивающимся через микс щелчком. Таким образом комбинация обеих переключателей даёт хорошую основу для работы в тяжёлых и экстремальных стилях музыки, в которых бочке важно прорваться через стену других звуков, сохранив плотную и мощную основу.
В свою очередь, активация только высокочастотного фильтра без подрезки середины и низа создаёт несколько старомодное звучание. В звуке пропадает середина и появляется некоторая затуманенность, низ обозначается только в своей основе, а верха становится с избытком. При этом сама бочка звучит слабо, напоминая звучание ударных в роке 1970-х годов, блюзе и джазе.
- Бочка, стандартное звучание Telefunken M82 0:21
- Бочка, High Boost Telefunken M82 0:20
- Бочка, Kick EQ Telefunken M82 0:16
- Бочка, Kick EQ + High Boost Telefunken M82 0:22
- Речь, стандартное звучание Telefunken M82 0:06
- Речь, High Boost Telefunken M82 0:05
- Речь, Kick EQ Telefunken M82 0:06
- Речь, Kick EQ + High Boost Telefunken M82 0:06
При работе с речью микрофон звучит убедительно — голос передаётся уверенно и плотно, в нём появляется приятная увесистость. Активация Kick EQ делает звук менее басовитым и чуть более воздушным, однако заметно прибивает тот самый «радиоэффект» — звучание получается на любителя. Возможно, оно и пригодится в каких-то сценариях, но, в целом, для голоса ручка Kick EQ точно лишняя. Что же касается высокочастотного буста, то он интересно поднимает середину и верх, делая манеру передачи M82 очень похожей на конденсаторные микрофоны.
Не тот, кем кажется
Изначально M82 кажется чисто инструментальным микрофоном с узкой областью применения — на это намекают и характеристик устройства, и краткое резюме производителя. На деле же аппарат оказывается довольно гибким и универсальным решением, одинаково убедительно справляющимся как с мощными инструментами, так и с голосом и вокалом.
Если рассматривать устройство как обычный динамический микрофон, его стоимость кажется изрядно завышенной. К счастью, M82 не такой — у Telefunken получилось простое, функциональное и производительное решение, основанное на, казалось бы, совершенно обычном сценическом микрофоне. При этом модель всегда звучит приятно и вкусно, что делает её универсальным вариантом, способным выручить пользователя в самых разных ситуациях.
Несмотря на то, что большинство тестов микрофонов фокусируется на записи голоса и пары-тройки самых «ходовых» инструментов, в случае с Telefunken M82 кажется, что он подходит для всего. Аппарат одинаково честно и справедливо отрабатывает любые источники звука, но никогда не делает это плохо. И после такого представить какое-то более общеприменимое устройство достаточно сложно. Как говорится, был бы микрофон, а уж что записать — всегда найдётся.
Что понравилось
- Гибкие звуковые возможности за счёт регуляторов Kick EQ и High Boost;
- При работе с голосом микрофон временами звучит не хуже многих конденсаторных устройств от других брендов;
- Отлично отрабатывает бочку — в звуке всегда есть глубина, мощь и сочный щелчок;
- Высокий уровень максимального звукового давления — можно записывать практически любые источники звука.
Что не понравилось
- Тяжёлый: при заявленных 434 граммах кажется, что аппарат весит намного больше;
- Регулятор Kick EQ при активации на голосе прибивает «радиоэффект»;
- Заметные изменения АЧХ в зависимости от уровня сигнала.