Один из авторов блога iZotope Ник Месситт, написал подробную заметку о признаках любительских миксов. В своём материале Ник перечислил частые симптомы треков, созданных начинающими и непрофессиональными музыкантами в домашних условиях, а также посоветовал действенные методики по устранению распространенных проблем.
По мнению Месситта, все миксы можно разделить на два вида: дешёвые и дорогие. Дешёвые миксы откровенно и явно сообщают о том, что их делали любители, в то время как дорогие грамотно скрывают эти моменты. Несмотря на такое разделение, домашние любительские миксы все равно могут звучать дорого, если исправить самые типовые недостатки, заметные слушателю.
Не знаю как вы, но я делаю много материала в домашней студии. Несмотря на то, что многое звучит круто даже в сыром виде, ещё больше записей страдают от «дешёвого» саунда. Причин такой дешевизны предостаточно: не вытягивающий динамический диапазон и гармонический контент интерфейс, неподготовленном комната, плохие микрофоны.
Задача звукорежиссера сделать так, чтобы «дешёвые» звуки зазвучали как «дорогие», утратили любительский налёт и приобрели более профессиональный саунд. Домашняя запись не помеха качеству, созданные в спальне и гостиной треки могут звучать в плейлистах любого стримингового сервиса не хуже сделанных на студии треков.
Под дешёвым звуком я понимаю треки и дорожки, звучание которых выдаёт то, как и где они были записаны. Вместо того, чтобы оценить сам трек, слушатели замечают недостатки и больше думают о неудачах домашней записи нежели о содержании песни. В свою очередь «дорогие» треки — песни, в которых слушатели отмечают запись и то, как все инструменты слаженно создают отличную картину.
Можно долго рассуждать о том, что слушателю все равно на то, как записаны треки, но это не значит, что на общее качество звука нужно забить. Речь здесь идёт скорее о том, чтобы домашний микс ничем не уступал профессиональной работе, и при прослушивании в общем плейлисте выглядел так, будто он сделан точно таким же образом, что и коммерческие записи. В конце концов, реальные и дорогие коммерческие записи могут звучать «дёшево», и наоборот.
Конечно, когда наши дорожки страдают эффектом дешевизны из-за плохой записи, то лучше переписать проблемную часть. Беда в том, что это не всегда возможно: в домашних условиях приходится работать с тем, что есть. Но не нужно отчаиваться: да, мы не можем переписать то, что имеем, но в наших силах исправить большинство проблем. Сделать это можно одним из трех общих сценариев:
- Редактура. С помощью правок, склеек, чистки и прочей полировки можно превратить откровенно слабые записи во что-то более мощное. Благодаря этому исполнение может найти утраченную энергию, а сам трек инструмента зазвучать лучше.
- Фазовые отношения между инструментами, записанными несколькими микрофонами. Дешёвые и любительские записи часто страдают от проблем с фазой. Исправив отношения между гитарами, ударными, клавишными и любыми другими инструментами, записанными двумя и более микрофонами, мы сделаем микс чище и качественнее.
- Правильное панорамирование и баланс по громкости. Прежде чем переходить к правкам отдельных инструментов, нужно навести порядок в статичном общем миксе. Каждый инструмент должен занять свое место в стереопространстве и не залезать во владения других инструментов. Убедитесь, что вы хорошо и чётко слышите вокал перед гитарами, а тома не тонут среди остальной установки.
Звучит слишком обще, но именно эти три сценария лежат в основе дальнейших действий. Каждый из пунктов ниже — типичная проблема любительских и плохо сделанных миксов, а также список советов, устраняющих эти недостатки.
Частая проблема дешёвых миксов заключается в нехватке объёма у гитар или баса: складывается ощущение, что у инструментов есть кости, но на них нет мяса. Исправить этот момент можно параллельной обработкой, применением эквалайзера, гармонического расширителя, модуляторов и ревербераторов (последние два эффекта не обязательно и используются по желанию).
Создадим копию дорожки, которой не хватает мяса. Послушаем, какой диапазон частот просел в общем звуке. Теперь наша задача в том, чтобы изолировать пропавший регион частот и ближайший к нему: к примеру, если инструмент теряет в районе 200 Гц, изолируем сигнал от 100 Гц, если проседает 80 Гц, то сделаем забор от 40 Гц. Усилим выборку гармоническим расширителем (Neutron, Nectar, Ozone, Trash или любым другим). Обработка частот ниже проблемного региона нужна для того, чтобы равномерно насытить гармоники звука и вернуть пропавший диапазон. С помощью последующей обработки ревербератором сигнал станет мягче, правки не будут выглядеть резкими: частоты аккуратно вернутся в сигнал, а в звучании не будет дисбаланса.
Если в параллельной дорожке наблюдается недостаток мощи в нижнем низе (частоты здесь появляются слишком быстро и так же быстро пропадают, не обогащая звук) — аккуратная и короткая реверберация может исправить проблему. Придётся настроить частоту, на которой срабатывает эффект и длительность затухания, но все эти действия оправданы — так вы добьетесь гармоничного звучания двух дорожек, а слушатели будут воспринимать их как единое целое. Главное не перестараться с реверберацией: нужна всего лишь капля.