in

Как вернуть динамику миксу после слишком активной обработки

Несколько простых приёмов, которые оживят даже самые неживые треки.

Как вернуть динамику миксу после слишком активной обработки

Считается, что мастеринг приносит в жертву динамику микса ради громкости. Однако потеря динамики происходит ещё до того, как трек отправляется мастеринг-инженеру. Авторы блога компании iZotope рассказали о том, как вернуть динамику миксу накануне мастеринга. По словам авторов заметки, несколько простых приёмов вполне способны заново оживить даже самые активно обработанные треки. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.


В глазах музыкантов мастеринг представляет собой процедуру, которая делает песню громче. Мастеринг представляется большинству как эдакий прогон трека через особо сильные компрессоры, повышающие громкость в ущерб динамике. Считается даже, что мастеринг убивает динамику микса в обмен на возросший уровень громкости. Такие суждения справедливы для ряда ситуаций, однако опытный звукорежиссёр способен повысить громкость трека, не навредив его динамической составляющей.

Потеря динамики — не результат мастеринга. Песни теряют её ещё до того, как попадают к мастеринг-инженеру. Причин тому множество, но самая распространённая — недостатки сведения. Причём речь здесь идёт не столько об ошибках или недостаточности обработки, ведь потерять динамику может даже хорошо сведённый трек.

К счастью, не всё так плохо — вернуть песне жизнь вполне реально. Несколько простых приёмов способны оживить даже самый излишне обработанный микс.

Анализ

Перед началом работы микс нужно проанализировать. Послушайте проект, чтобы определить свои дальнейшие действия. Анализ трека особенно важен в ситуациях, когда песне не хватает динамики.

Слышите ли вы транизенты ударных? Не слиплась ли бочка с басом? А что насчёт гитар? Не кажутся ли они бесформенным визжащим месивом? Нет ли в миксе экстремальных перепадов по громкости в разных частях аранжировки? Всё ли в порядке с хэдрумом?

Ответы на эти вопросы помогут составить план дальнейших действий. Звучание трека зачастую само подсказывает, что нужно делать, чтобы вернуть динамику даже самым.

Хэдрум

Хэдрум определяет разницу между самым тихим и самым громким уровнем звука в миксе. В проекте всегда должен быть определённый запас громкости, своего рода потолок, куда сигнал всё ещё может подняться. Зона хэдрума предохраняет микс от ухода в клиппинг и перегрузку, именно поэтому рекомендуется держать общий уровень микса в пределах от −3 до −6 дБ. Отсутствие достаточного запаса громкости — частая ошибка.

Хэдрум
Хэдрум

Страдающие от нехватки динамики миксы зачастую утопают в компрессии. Пиковый уровень таких проектов держится в районе 0 дБ — слишком близко к зоне клиппинга. Такое состояние ограничивает звукорежиссёра в работе — сделать что-либо с миксом и не перегрузить аудио становится сложно.

Представьте, что общая громкость трека держится на отметке −0,2 дБ. Как только вы добавить эквалайзер и усилите какую-либо частоту на 0,3 дБ, сигнал исказится. Пики могут превышать нулевую отметку даже при ослаблении частот эквалайзером. В таких случаях нужно расчистить себе пространство для работы: к примеру, снизить уровень входного сигнала на 3 дБ.

Бывает и так, что сильно скомпрессированные миксы обладают достаточным запасом громкости. Обычно такое случается, когда выходной уровень сигнала максимайзера на мастер-канале устанавливают на отметке −3 дБ. Несмотря на наличие хэдрума, микс всё равно страдает, ему не хватает пространства. В таких случаях лучше не трогать максимайзер, но и не повышать уровень входного сигнала при обработке плагинами и процессорами.

Динамическая эквализация

Нехватка транзиентов — частая проблема «безжизненных» миксов. Сильнее всего от неё страдают ударные: после обработки из сигнала пропадает момент возникновения звука — удара в барабан. Вернуть транзиенты можно с помощью динамического эквалайзера.

Допустим, что транзиенты бочки (кика) растворились в сигнале. Чтобы вернуть их, создадим динамическую полосу обработки, расширяющуюся к верху спектра. С её помощью мы найдём и изолируем частоты, содержащие атаку бочки — момент удара колотушки по мембране.

Бочка — монофонический инструмент, который живёт по центру микса. Перевод эквалайзера в режим Mid/Side поможет обработать отдельные составляющие сигнала кика. Благодаря разделению и независимой обработке центрального и бокового контента, мы можем изменить отдельные составляющие звука бочки без создания дополнительных дорожек, слоёв или настроек панорамы.

Динамическая эквализация в iZotope Ozone 9
Динамическая эквализация в iZotope Ozone 9

После нахождения частот, в которых проявляется звук колотушки, настройте динамическую полосу эквалайзера на быстрые атаку и спад. Идея в том, чтобы эквалайзер кратковременно «расширил» частоты, а затем отпустил их, создавая тем самым чётко выраженный транзиент. Аналогичный приём можно применить и к телу звука бочки, воспользовавшись ещё одной динамической полосой.

Точно также можно подчеркнуть транзиенты снейра или любого другого перкуссионного инструмента. Главное действовать аккуратно, чтобы случайно не изменить звуки других инструментов, которые могут попасть в поле зрения динамического эквалайзера.

При слишком агрессивной компрессии тяжёлые гитары часто становятся размытыми и теряют в атаке. С помощью той же техники динамической эквализации мы можем оживить гитары, «раскачав» полосу, где образуется транзиент. Установите порог срабатывания так, чтобы динамическая обработка постоянно работала, а частота на визуализации — раскачивалась вверх-вниз. Начните с 0,5 дБ и посмотрите, как изменится звучание инструмента.

Трек Stereo Dawn «Take It», представленный ниже, был специально пережат компрессором. Допустим, наш исходник находится примерно в таком состоянии:

Вот, как будет звучать песня, если вернуть динамическим эквалайзером пропавшие транзиенты атаку бочке и гитарам. Через iZotope Ozone 9 в миксе также был снижен уровень входного сигнала, чтобы создать большой запас громкости. Отслеживание изменений громкости велось через функцию Gain Match.

Параллельная компрессия

Параллельная компрессия, несмотря на все её достоинства, срабатывает не всегда. В любом случае, попытаться вернуть с её помощью динамику песне стоит.

Для начала выставите уровень компрессии на особо высокие значения, чтобы сигнал был явно пережат. Экспериментируйте со значениями атаки и спада: попробуйте сжать сигнал с быстрой атакой и спадом или средней атакой и быстрым спадом. Запомните, как звучит песня в таком состоянии.

Параллельная компрессия в iZotope Ozone 9
Параллельная компрессия в iZotope Ozone 9

Полностью уберите шину с параллельной компрессией и понемногу возвращайте её в микс. Параллельная компрессия — очень тонкий эффект: мы не хотим слышать компрессор в те моменты, когда он работает, но хотим знать, что он работает, когда не слышим его. Уровень параллельного трека должен быть таким, чтобы в микс вернулась жизнь, движение и динамика, но само использование компрессора осталось незаметным. Двигайте фейдер наверх очень медленно, чтобы не переборщить с эффектом.

Фокус с нижним низом

В iZotope Ozone 9 появилась функция Low End Focus, которая уплотняет частоты в районе нижнего низа и придаёт им дополнительной сочности. Функция проста в работе: достаточно изолировать желаемый частотный диапазон низа, а затем повернуть ручку для улучшения сигнала.

Функция Low End Focus в iZotope Ozone 9
Функция Low End Focus в iZotope Ozone 9

Если с атакой, транзиентами и хэдрумом всё в полном порядке, а песня всё равно звучит безжизненно, обратите внимание на частоты в области нижнего низа. Небольшая раскачка этого диапазона через Low End Focus способна оживить микс. В принципе, сделать что-то подобное можно и простым повышением гейна в нижнем низе. Главное не переусердствовать, иначе бас испортит трек.

Автоматизация

Эффективность автоматизации для возвращения динамики в микс напрямую зависит от того, как именно и насколько сильно в миксе применяется компрессия. Основная польза автоматизации в возможности создать явный контраст между отдельными частями песни.

Самый простой приём — слегка снизить уровень гейна в отдельных секциях песни. К примеру, в сравнении с припевами уровень гейна в куплетах можно сделать на один децибел меньше. Можно пойти дальше и сделать гейн разным вообще для каждой части песни. Большого разброса не нужно: держите разницу между отрезками в пределах 0,2-0,5 дБ.

Другой полезный метод — изменить настройки и обработки для разных частей. Например, можно отключить параллельную компрессию микса в куплетах, оставив её только в припевах. Звучит просто, но зачастую именно такие небольшие коррективы раскачивают трек и возвращают в него жизнь.

Единственный минус автоматизации в том, что настраивать её поведение нужно вручную. Чем больше проблем с динамикой, тем больше ручного труда потребуется для исправления проблем. Да, автоматизация не автоматизирована, но что поделать.

Финализация

Когда жизнь в миксе снова забьёт ключом, останется только вывести общую громкость на нужный уровень. Проверьте настройки максимайзера на мастер-канале. Скорее всего их придётся скорректировать в большую или меньшую сторону, так как внесённые изменения скажутся обязательно скажутся на громкости.

Будьте осторожны с максимайзером: повышая общую громкость, велик шанс снова уничтожить микс.

Помните, что обработки и процессоры хоть и работают по отдельности каждый на своём канале, но делают это одновременно. После возвращения динамики и включения максимайзера вполне возможно, что какой-либо из обработок станет слишком много. В общем, тщательно перепроверьте микс после всех изменений — это должна быть всё та же качественно сведённая песня, но обогащённая сочным панчем и динамикой.

Заключение

Мастеринг приобрёл репутацию убийцы динамики ради громкости музыки. К счастью, теперь мы знаем, что для достижения желаемого уровня не обязательно жертвовать живостью музыки. Всего-то и нужно: внести пару небольших корректив в проект.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии