Автоматизация — одна из важнейших и самых удобных функций любой DAW. При всем удобстве, для начинающих музыкантов она является чем-то сложным и непонятным: советы в духе «пропиши автоматизацию на дорожке» попросту не имеют смысла, когда ты не знаешь, что это такое и для чего.
Редакция SAMESOUND.RU рассказывает, что такое автоматизация в DAW, зачем она и нужна и какую пользу может принести музыканту.
Что такое автоматизация в DAW?
Автоматизация — это автоматическое выполнение каких-либо задач. В случае с музыкой выполнение происходит силами DAW: можно запрограммировать Logic Pro, Studio One или любую другую программу таким образом, чтобы она поворачивала регуляторы, двигала фейдеры или активировала эффекты в определенный момент.
Самый простой и популярный пример автоматизации во время сведения — изменение громкости дорожки. Так, можно автоматически вывести инструмент на передний план в проигрыше, а затем убрать его назад при появлении вокала. На примере ниже можно увидеть, как фейдер автоматически реагирует на прописанную автоматизацию.

Зачем нужна автоматизация в DAW?
Чтобы ответить на это вопрос, перенесемся на 40 лет назад, в эпоху, когда звукозапись не была цифровой.
Представьте, что звукорежиссер сводит песню группы. Все уровни выставлены идеально, панорама великолепна — группа сбалансированно звучит в куплете. В этот же момент он замечает проблему: когда песня переходит в припев, вокал на фоне остальных инструментов теряется в миксе. Если звукорежиссер слегка увеличит громкость вокала в припеве, то его громкость вырастет и в куплете, а это нарушит баланс микса.
Единственным выходом для него станет постоянный контроль за фейдером громкости вокала. Чтобы ничего не забыть и не перепутать, звукорежиссер приклеит кусочек клейкой ленты рядом с фейдером вокала, на котором запишет: куплет на -8 дБ, припев на -6 дБ. После этого ему предстоит самое сложное — не забывать вовремя двигать фейдер.
Следом за этим появится еще одна проблема: хорус на вокале отлично звучит в куплете, но его настройки совершенно не подходят для припева. Задача звукорежиссера резко усложняется: в припеве нужно вручную увеличить громкость вокала и снизить уровень эффекта. Постепенно элементов, за которыми надо следить станет еще больше. Тут-то и появится главная проблема: регуляторов много, а рук всего две.
В доцифровую эру проблему контроля за множественными параметрами решали помощниками звукорежиссера. Они следили за регуляторами вместе с ним и изменяли настройки. Но чем больше было параметров для контроля, тем больше помощников требовалось звукорежиссеру.
Вместо того, чтобы наращивать количество рук, вращающих ручки в нужное время, сегодня мы можем автоматизировать любые процессы, чтобы они выполнялись без нашего неусыпного контроля. DAW сама изменит настройки громкости и уровней, и включит эффекты исходя из заранее заданных параметров. Удобно? Несомненно!
Итак, зачем использовать автоматизацию в DAW:
- Она экономит время;
- Позволяет вносить точные правки в микс;
- Может создавать уникальные эффекты.
Что можно автоматизировать?
Практически все. Можно настроить работу любых вещей: фейдеров и регуляторов, параметров громкости и панорамы, шин и посылов, самих дорожек и даже настроек плагинов.
Тем не менее автоматизация в DAW не ограничивается простой работой с федерами и регуляторами. Вот еще несколько примеров того, что можно сделать с ее помощью:
- Активировать или деактивировать байпасс в плагине на определенной дорожке в любой части песни. Это пригодится в моменты, когда вы хотите применить дилэй или реверберацию с длинным хвостом только к нескольким словам в партии вокала;
- Изменить любые параметры отдельного плагина. Например, можно прописать автоматизацию таким образом, чтобы фидбэк дилэя менялся в разных частях песни;
- Автоматизировать работу шин и посылов, чтобы изменять громкость группы инструментов в любой момент;
- Настроить фейдер мастер-канала так, чтобы он постепенно понизил громкость в конце трека для создания фэйд-аута.
Автоматизация в DAW ограничена только вашей фантазией. К примеру, вы можете полностью убрать реверберацию в двух тактах и вместе с этим изменить громкость, работу компрессора и количество дилэя.
Каждый раз, когда вы хотите настроить что-то в своем проекте не нарушив ранее созданного баланса, используйте автоматизацию.
Как прописать автоматизацию в DAW?
В большинстве DAW у вас есть три варианта записи параметров автоматизации:
- Можно нарисовать параметры автоматической работы вручную с помощью мыши;
- Можно записать изменения внутри плагина или на дорожке с помощью захвата: повернув ручки и регуляторы в нужный момент;
- Можно записать изменения с помощью MIDI-клавиатуры или контроллера с назначаемыми фейдерами. DAW запомнит, что и куда вы повернули.
Процесс автоматизации имеет собственные особенности в разных программах. Чтобы узнать, как настроить автоматизацию в используемой вами программе, загляните в мануал или посмотрите уроки на YouTube.
Ручное рисование параметров автоматизации — самый простой и эффективный вариант настройки. В зависимости от используемой DAW, программа предоставит вам ряд инструментов для работы. К примеру, в Logic Pro X для настройки автоматизации можно воспользоваться инструментом «Карандаш», чтобы в буквальном смысле нарисовать настройки.
Помимо этого в программе есть специальная линия автоматизации. Точки на линии отвечают за местоположение автоматики и параметры ее работы (как на гифке выше). С помощью кнопки «Кривые автоматизации» (Automation Curves) можно настроить даже скорость вращения регуляторов, чтобы, например, громкость менялась не моментально, а плавно и постепенно (как на гифках ниже).
Что такое режимы автоматизации?
Режимы автоматизации определяют, как автоматизация применяется к дорожке. В большинстве DAW пользователь может назначить каждой дорожке проекта свой режим работы.
Современные DAW обычно предлагают четыре режима автоматизации: Read, Touch, Latch и Write.
Read (Чтение)

Режим Read предназначен только для чтения уже записанной информации об автоматизации. При активированном чтении вы не можете записать новые настройки — DAW будет оперировать только с существующими данными, не позволяя их изменить.
Когда на дорожке выбран режим Чтения, DAW воспроизводит всю автоматизацию, прописанную для трека. К примеру, если вы указали изменение громкости в куплете, припеве и проигрыше, то в нужный момент DAW повернет регулятор в соответствии с прочитанными параметрами.
Touch (Касание)

Этот режим работает аналогично чтению, но позволяет изменять уже созданные параметры автоматизации. При этом изменения будут не постоянными, а временными: пока вы удерживаете регулятор, DAW игнорирует уже созданную автоматизацию в пользу новых значений. Если отпустить регулятор, то DAW снова будет работать по прописанным правилам.
Режим Touch полезен, когда вы хотите посмотреть, что будет, если повернуть тот или иной регулятор в другое положение. Представьте, что вы автоматизировали громкость трека и все звучит вроде бы идеально. Внезапно вас посещает мысль, что в припеве громкость можно слегка прибрать, хотя стопроцентной уверенности в том, что так станет лучше у вас нет. Чтобы не переписывать всю автоматизацию и утолить жажду экспериментов, достаточно перевести дорожку в режим Touch, выделить припев, повернуть ручку и держать ее, чтобы послушать, как все будет звучать.
Но что делать, если вам нравится, как звучит трек после внесенных изменений? Как сохранить положение регулятора?
Latch (Задержание)

Режим Latch работает почти так же, как и режим касания. Основное отличие в том, что в режиме задержания DAW автоматически запоминает положение регулятора после того, как вы его отпустили. Это удобно, так как вы перепишите настройки автоматизации без остановки воспроизведения.
Тем не менее у режима Latch есть и минусы. Представьте, что вы поправили громкость в припеве и программа автоматически сохранила внесенные вами изменения. Если не остановить воспроизведение после подстройки, то DAW перепишет автоматизацию для всего, что попадется ей на дорожке дальше.
Write (Запись, написание)

Режим для записи автоматизации. В этом режиме DAW будет записывать все настройки, повороты регуляторов и ручек, и любые другие ваши действия по отношению к дорожке. Если перевести дорожку с уже прописанной автоматизацией в режим Write, то программа сотрет все ранее созданные настройки, которые встретит при воспроизведении. Все старое будет перезаписано новым.
Каким режимом автоматизации пользоваться зависит только от вас и ваших целей. Здесь нет и не может быть универсального ответа. По своему опыту скажу, что чаще всего я использую режимы Read и Touch. Если мне надо внести небольшие изменения в работу автоматизации, то я делаю это вручную — мне так удобнее.
Есть ли отличия в работе автоматизации в разных DAW?
Да, но небольшие. Подходы к отображению, записи и редактированию автоматизации отличаются в разных DAW, но эти отличия незначительные. Вне зависимости от используемой программы вы сможете записывать и изменять автоматизацию, выбирать автоматизируемые регуляторы, переключаться между разными режимами работы и делать много чего еще. Основные отличия будут заключаться в названиях пунктов меню, используемых шорткодах и ряде других подобных вещей, но суть процесса останется неизменной.
Исключение составляет только Ableton Live. В Ableton Live 10 разработчики пересмотрели принципы работы с автоматизацией и внесли ряд правок, которые выделяют эту DAW на фоне других программ для записи музыки. Информация об автоматизации здесь приравнивается к любой другой аудиоинформации, а дорожка автоматизации ничем не отличается от любого другого трека в проекте. Пока вы вручную не запишите все движения регуляторов и фейдеров, а также изменения параметров, автоматизация попросту не существует. К тому же в Ableton нет режимов автоматизации, поэтому изменить ее можно только во время записи — никакой гибкости режимов Touch и Latch для внесения точечных правок здесь нет.
Перед тем, как автоматизировать что-то, обратитесь к руководству пользователя используемой вами DAW.
Можно ли использовать автоматизацию как креативный инструмент, чтобы сделать миксы интереснее?
Да, можно. Вспомните билд-ап любого электронного трека: характерные частотные изменения в эти моменты, создающие ощущение некой плоскости музыки, создаются с помощью автоматизации работы эквалайзера. Сначала эквалайзер работает на одних настройках, делающих звучание плотным и мощным, а затем в билд-апе автоматически переходит к измененным параметрам. Такой ход создает интересное напряжение в треке.
Автоматизацию можно использовать для необычного панорамирования и изменения положения инструментов в разных частях песни. Можно также включать и выключать дилэй на конце гитарных или вокальных фраз в определенные моменты, или настроить ее так, чтобы в припеве на вокале появлялся легкий дисторшн. Простор для фантазии здесь поистине огромен: все, что вы можете изменить вручную, вы можете сделать и с помощью автоматизации.
Базовые примеры автоматизации
Вот несколько примеров использования автоматизации, которые вы можете повторить в своих проектах. Не переживайте, если у вас сразу не выйдет правильно прописать автоматизацию, и тем более не впадайте в расстройство из-за неправильной настройки — любые изменения можно откатить, изменить или совсем удалить.

Автоматизация темпа
Aphex Twin часто использует смены темпа в своих треках. Такой прием позволил ему выделиться на фоне остальных музыкантов. Сегодня автоматизация темпа встречается в творчестве многих диджеев, а одним из самых популярных ходов становится смена темпа трека со 130 ударов в минуту в припеве до 115 ударов в брейкдауне.
Чтобы автоматизировать темп, достаточно активировать запись автоматизации и повернуть регулятор темпа в проекте. Если смена темпа не постоянная, не забудьте прописать автоматизацию для возврата к первоначальной скорости.
Автоматизация панорамирования
Обычно в центр микса помещают основной вокал, бас, бочку и рабочий барабан, а остальные инструменты разводят по стереокартине так, чтобы она была как можно более просторной и широкой. Чем больше пространства между инструментами в миксе, тем чище и яснее он звучит.
Панорамирование часто недооценивается музыкантами, хотя на самом деле регуляторы панорамы могут служить еще одним креативным инструментом для внесения разнообразия в миксы. Автоматизация панорамирования дает музыканту шанс самостоятельно управлять движением и позиционированием элементов в миксе.
Включите запись автоматизации и поверните регулятор панорамы какой-нибудь дорожки. К примеру, вы можете вручную перемещать партию синтезатора из стороны в сторону, чтобы создать подобие фейзера или ротатора.
Автоматический запуск сэмплов
С помощью автоматизации вы можете управлять не только тем, когда сэмплер будет воспроизводить звуковой сигнал (это можно делать и более простыми методами, используя позиционирование на треке), но и тем, в каком виде он будет воспроизводиться. Проблема сэмплов в том, что они каждый раз звучат одинаково — на десятый раз сэмпл синтезатора будет звучать скучно и неестественно, что наверняка не останется незамеченным слушателями.

Автоматизация запуска сэмплов позволит придать индивидуальности каждому отдельно взятому появлению сэмпла в миксе. Если ваша музыка основывается на лупах и сэмплах, попробуйте слегка изменить то, с какими параметрами запускается звук. С помощью автоматизации поменяйте параметры атаки, спада, сустейна при каждом повторении сэмпла в миксе. Это сделает его звучание разнообразие, вдохнет в статичный сэмпл больше жизни и создаст ощущение, будто бы кто-то исполнил партию живьем.
Заключение
Как видите, автоматизация — великолепный инструмент, позволяющий вдохнуть жизнь в статику проекта. Она значительно упрощает жизнь, поэтому не стоит игнорировать ее. Попробуйте автоматизировать что-нибудь в своем проекте, затем автоматизируйте все больше и больше элементов, и вскоре вы заметите, как ваши миксы стали лучше и интереснее.