ADSR-огибающая: как создавать любые звуки без пап, мам и пресетов — SAMESOUND
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
  • 🗓️ Мероприятия
  • 👫 Сообщество
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🔊 Звуковые волны
  • Генератор диаграмм
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
SAMESOUND
No Result
Все результаты
  • Телеграм
  • 🤘 Сообщество
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🎙 Как выбрать микрофон
  • 🔊 Изучаем звуковые волны
  • 🎛 Выбираем оборудование
  • 🔥 Лучшие VST
in Продакшн
Автор: Егор Ревенга
11.06.2022

ADSR-огибающая: как создавать любые звуки без пап, мам и пресетов

Разбираемся, из чего состоит знаменитая огибающая и чем она помогает в ежедневном творчестве.

2
4 790
5 1
Что такое ADSR-огибающая
66
ПОДЕЛИЛОСЬ
4.8k
ПРОСМОТРЫ
ПоделитьсяТелеграмнутьТвитнуть
SAMESOUND в Телеграме
Подписывайтесь на SAMESOUND в Телеграме

Самое бесполезное занятие в музыке — бесконечный перебор пресетов в поисках желаемого звука. Ещё ни одна коллекция предустановок не приблизила музыканта к тому звуку, о котором он мечтает. Чего не скажешь об ADSR-огибающей, позволяющей создать сигнал любого вида. Из этого материала вы узнаете, что такое ADSR, из чего она состоит и как может помочь в ежедневном творчестве.


Знакомая ситуация: в поисках нужного звука мы бесконечно переключаем пресеты синтезатора, и так и не находим нужной настройки. Отчаявшись, мы запускаем следующий плагин в нашей коллекции и… всё повторяется заново.

При всём удобстве пресетов, их наличие ещё не ускорило работу ни над одним проектом. Вместо того, чтобы заниматься творчеством, музыканты тратят время на поиск подходящего пресета, надеясь, что рано или поздно нужный звук найдётся в библиотеке плагина.

Идея пресетов вовсе не в том, чтобы выдать подходящий звук. Напротив, их задача — предоставить отправную точку для создания того сигнала, который нужен музыканту. Помочь в этом призвана ADSR-огибающая, присутствующая во всех реальных и виртуальных синтезаторах, сэмплерах и драм-машинах.

ADSR — ключ к получению того звука, о котором мы мечтаем. Именно она превращает обычный писк в пышные пэды, яркие лиды и мощные пульсирующие басы.

ADSR-огибающая, состоящая из четырёх фундаментальных характеристик сигнала, — основа создания любых звуков. Знание и понимание огибающей позволяет свободно управлять генерацией сигнала, за несколько кликов меняя характер звучания инструмента.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Что такое ADSR-огибающая?
  • Из чего состоит ADSR-огибающая?
  • Как работать с ADSR-огибающей?

Что такое ADSR-огибающая?

С момента появления и до полного растворения в пространстве, жизнь звукового сигнала проходит через несколько этапов. Поведение сигнала на каждом из них описывает огибающая (англ. Envelope) — набор свойственных звуку характеристик, определяющих интенсивность и скорость изменения сигнала с течением времени.

Огибающие работают в связке с генератором огибающих (англ. Envelope Generator) — компонентом аналогового синтезатора или виртуального плагина, сигнализирующего, когда и как должен измениться звук. Генератором управляет самой огибающей, которая, в свою очередь, показывает степень и особенности изменения сигнала.

ADSR Огибающая

ADSR — огибающая, описывающая свойственные любому сигналу характеристики атаки, спада, сустейна и затухания. Огибающая определяет поведение звука с течением времени, и может быть использована для описания любых сигналов.

Чаще всего огибающая используется при работе с синтезаторами, где отвечает за формирование звукового сигнала и его итоговые характеристики. Благодаря огибающей звук может быть резким и ярким, мягким и тусклым, объёмным и плотным.

Из чего состоит ADSR?

После нажатия на клавишу синтезатора сигнал проходит четыре фазы — атаку, спад, сустейн и затухание. Каждая из них напрямую влияет на поведение звука после появления и его итоговый характер звучания.

A — Attack (Атака)

ADSR A Attack Атака

Атака — первоначальная фаза образования сигнала, начинающаяся в момент нажатия на клавишу синтезатора или пианино. Атака показывает, как быстро сигнал набирает полную громкость.

Аналоговые синтезаторы обычно обладают мгновенной атакой: сигнал практически моментально «вылетает» из инструмента, набирая полную громкость за доли секунды. Напротив, цифровые синтезаторы и MIDI-контроллеры позволяют задерживать время атаки.

Сигнал может обладать быстрой или медленной атакой. При быстрой атаке сигнал появляется практически моментально, при медленной — постепенно набирает силу, плавно выходя на максимальные значения.

Чем быстрее атака, тем быстрее сигнал набирает полную мощность. Благодаря атаке мы можем управлять резкостью звука: чем быстрее параметр, тем более резкий звук производит синтезатор.

  1. Быстрая атака ADSR 0:02
  2. Медленная атака ADSR 0:02

D — Decay (Спад)

ADSR D Decay Спад

Спад — вторая фаза образования звукового сигнала, во время которой он теряет часть громкости перед переходом в стабильное состояние. Фаза спада — промежуточное звено между атакой и сустейном, первоначальным появлением сигнала и его фиксацией на определённом уровне громкости.

Спад также показывает скорость перехода от максимальной к реальной громкости. В зависимости от времени спада, звук может быстро или медленно потерять большую или меньшую часть громкости и зафиксироваться на определённом уровне.

При коротком спаде сигнал быстро переходит от максимальной громкости к сустейну. При длительном спаде сигнал переходит к сустейну постепенно.

  1. Быстрый спад ADSR 0:02
  2. Медленный спад ADSR 0:02

S — Sustain (Сустейн)

ADSR S Sustain Сустейн

В отличие от атаки и спада, описывающих время, сустейн раскрывает громкость звука на протяжении определённого времени. Третья фаза показывает, на какой громкости звучит сигнал после атаки и первоначального спада.

Спад и сустейн — связанные характеристики. Первый определяет, сколько времени потребуется сигналу, чтобы выйти на стабильный уровень громкости. Второй показывает, на какой громкости будет звучать сигнал после спада.

Сустейн, также называющийся удержанием, описывает, насколько тихим становится сигнал после атаки. Если звук после своего образования становится тихим, то он обладает слабым/коротким сустейном. Если же звук сохраняет громкость на протяжении какого-то времени, он обладает сильным/длительным сустейном.

  1. Слабый (короткий) сустейн ADSR 0:02
  2. Сильный (долгий) сустейн ADSR 0:02

R — Release (Затухание)

ADSR R Release Затухание

Затухание или восстановление — заключительная фаза любого сигнала. Затухание определяет скорость, с которой сигнал полностью пропадает после того, как вы отпускаете клавишу инструмента.

В зависимости от того, какой звук вам нужен, затухание может быть медленным или быстрым. Скорость затухания напрямую влияет на то, как скоро наступает тишина: при долгом затухании сигнал растворяется в пространстве медленно, при коротком — быстро.

  1. Быстрое затухание ADSR 0:04
  2. Медленное затухание ADSR 0:04

Как работать с ADSR-огибающей?

ADSR-огибающая — безграничное поле для экспериментов. Комбинирование параметров атаки, спада, сустейна и затухания приводит к различным результатам, при этом даже малейшее изменение одного из параметров способно серьёзно повлиять на итоговый характер звука.

Существует бесконечное количество вариантов настройки огибающей. Удивительно и то, что в рамках одного синтезатора два патча могут разительно отличаться друг друга даже с одинаковыми настройками ADSR.

При работе с ADSR не существует правильных и неправильных решений, каких-либо правил или ограничений. Эксперименты с огибающей и создание уникальных сигналов способны сделать аранжировки интереснее, а миксы — чище или грязнее.

При всей бесконечности вариантов, существуют несколько базовых сценариев настройки огибающей. Такие варианты применимы как к синтезаторам, так и к другим музыкальным инструментам.

01
из 05
Создание пэдов с долгой атакой и долгим затуханием

Пышные пэды способны украсить практически любую аранжировку. Настройка ADSR-огибающей — простейший способ получить густые пэды как на реальных, так и на виртуальных синтезаторах.

ADSR Медленная атака, медленное затухание
Медленная атака и медленное затухание делают из любого сигнала пэд

Средняя и медленная атака (A) вкупе с медленным спадом (D) и длительным затуханием (R) превращают любой сигнал в пэд. Чем дольше звук набирает силу и чем дольше он растворяется в пространстве, тем объёмнее и атмосфернее звучат пэды.

ADSR Быстрая атака, быстрое затухание
Быстрая атака и быстрое затухание делают сигнал отрывистым

Напротив, быстрая атака (A) и быстрое затухание (R) делают сигнал отрывистым. Такие настройки больше подходят для перкуссионных звуков и партий лид-синтезатора.

  1. Медленная атака, медленное затухание ADSR 0:05
  2. Медленная атака, быстрое затухание ADSR 0:05

02
из 05
Создание эффекта стаккато моментальной атакой и быстрым затуханием

Как мы уже отметили, быстрые атака (A) и затухание (R) делают звук отрывистым. Оперируя этими параметрами, можно добиться образования эффекта стаккато или глиссандо.

ADSR Стаккато, моментальная атака, быстрое затухание
Стаккато характеризуется моментальной атакой и быстрым затуханием

Стаккато характеризуется рваным звуком — сигналы появляются резко, без связанности между собой. Для получения эффекта необходимо выставить нулевую атаку (A), чтобы сигнал образовывался моментально, и быстрое (но не нулевое!) затухание (R).

Благодаря этому синтезатор зазвучит рвано, но вместе с тем сочно. Такое звучание отлично подойдёт для аккордовых стабов — акцентированных отрывистых клавишных «ударов», часто применяемых в электронной музыке.

ADSR Глиссандо, медленная атака, медленное затухание
Глиссандо, напротив, строится на медленных атаке и затухании

Глиссандо, напротив, звучит плавно и мягко, при этом между нотами образуются характерные слайды. Для создания глиссандо нужно использовать медленную атаку (A) и длительное время затухания (R), чтобы звуки не успевали пропадать и плавно перетекали друг в друга.

  1. Стаккато: моментальная атака, быстрое затухание ADSR 0:03
  2. Глиссандо: медленная атака, медленное затухание ADSR 0:03

03
из 05
Создание длинных хвостов перкуссии с медленным затуханием

Другой популярный приём, основанный на настройке огибающей, — добавление сигналам длительных обширных хвостов путём замедления затухания (R). Методика хорошо работает с синтезированной перкуссией (снейром, хай-хэтами и прочим железом) и, в какой-то степени, имитирует реверберацию.

ADSR Медленное затухание для длинных хвостов звука
Длительное затухание создаёт обширные хвосты звуков

Получающиеся за счёт долгого затухания (R) хвосты добавляют плотности: сигнал становится более объёмным и обширным. Вместе с тем в звуке появляется уверенное «тело».

  1. Медленное затухание для длинных хвостов звука ADSR 0:05

Стоит отметить, что на этом польза от длительного затухания на перкуссионном сэмпле не заканчивается. Развернув файл задом-наперёд, можно без помощи плагинов создать райзер — сэмпл с постепенно нарастающей громкостью.

04
из 05
Удаление щелчков в сэмплах через изменение атаки

Щелчки и клики в начале сэмпла — частая проблема при обрезке аудиофайлов. Небольшие изменения атаки (A) файла в сэмплере способны устранить проблему, создав автоматический фейд в начале сэмпла.

ADSR Замедленная атака для фейдов в начале аудио
Замедление атаки способно убрать дефекты в начале файла после обрезки аудио

Такой приём экономит уйму времени: вместо того, чтобы изучать график звуковой волны и вручную рисовать фейд, можно автоматизировать процесс сэмплером. Плагин автоматически создаст подходящий фейд в начале отрезка, тем самым скрыв щелчки и прочие проблемы.

  1. Замедленная атака для фейдов в начале файла ADSR 0:04

05
из 05
Выделение транзиентов медленным спадом и слабым сустейном

Транзиенты — моменты первоначального образования звука, в которых сигнал имеет максимальную силу. На звуковом графике транзиенты располагаются ближе к началу волны и выглядят как мощные всплески (подробнее о транзиентах — читайте в нашем материале о компрессии).

Тем не менее иногда транзиентам требуется дополнительное усиление. Выделить ранние всплески и сделать их более заметными можно с помощью ADSR-огибающей.

Слабый сустейн (S) и среднее время спада (D) способны подчеркнуть первоначальную силу звука. При этом сигнал не будет закрывать других участников аранжировки, маскируя их звучание.

ADSR Слабый сустейн, медленный спад
Слабый сустейн, медленный спад

Слабый сустейн (S) также подчёркивает динамические спады и пики сигнала, делая звучание инструмента интереснее. Благодаря этому сигнал начинает «дышать» после первоначального всплеска, становясь более живым и воздушным.

ADSR Сильный сустейн, медленный спад
Сильный сустейн, медленный спад

Напротив, сильный сустейн (S) дополнительно накачивает сигнал, делая его особо мощным и даже крикливым. Тем не менее он может быть и причиной проблем — сильные всплески убивают энергию и динамику инструмента, а заодно закрывают собой другие звуки в миксе.

  1. Слабый сустейн, медленный спад ADSR 0:09
  2. Сильный сустейн, медленный спад ADSR 0:09

Заключение

Понимание, что такое ADSR-огибающая открывает мир безграничных возможностей по управлению звуком. С её помощью можно создавать уникальные и ни на что не похожие сигналы без пап, мам, кредитов и пресетов.

ADSR подчиняет инструмент желаниям музыканта. Понимая, как именно атака, спад, сустейн и затухание изменяют работу синтезатора, мы можем создать любой звук, основываясь только на собственном представлении о том, каким он должен быть.

Скачать “ADSR-огибающая (постеры-шпаргалки)” ADSR_Explain.zip – Загружено 374 раза – 1 МБ

What's Your Reaction?

  • Огонь!Огонь!
    68
    Огонь!
  • Хм...Хм...
    1
    Хм...
  • Лоооооол!Лоооооол!
    2
    Лоооооол!
  • Чё?Чё?
    2
    Чё?
  • ПечальПечаль
    0
    Печаль
  • Да ё..!Да ё..!
    0
    Да ё..!
Источник: LANDR
Теги: гид по эффектамсаунд-дизайнсинтез звука
Поделиться20ПоделитьсяТвитнуть12Поделиться
Подписаться
Войти
Уведомлять о
Войдите на сайт, чтобы обсудить материал
2 комментариев
Новые
По порядку Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сейчас читают


Далее
Apogee Soft Limit

Бесплатные VST-плагины и фрибисы недели № 12: будущий лимитер от Apogee, Arturia Analog Lab Intro и двухрежимный эквалайзер

Как выбрать микрофон для записи вокала гид для начинающих музыкантов

Как выбрать микрофон: гид для начинающих музыкантов

21.02.2022
6 426

Ближайшие мероприятия // ещё →

5 Фев
Весь день

Приём заявок на конференцию Game Music Conference 2023 Онлайн

Воскресенье
Условия и регистрация
11 - 12 Фев
Весь день

Game Music Conference 2023 Онлайн

Суббота
Условия и регистрация
1 - 11 Июл
Весь день

Музыкальный форум Леонида Агутина

Суббота, Красная Поляна
Условия и регистрация
Событие не найдено!

Сейчас на главной

Epiphone Newport Bass 2023

Epiphone вернула в продажу басы с короткой мензурой Newport Bass — гитары основаны на оригинальной модели 1961 года

...

Автор: Егор Ревенга
26.01.2023
1
3
Apple Universal Audio Dave Tremblay

Apple наняла бывшего вице-президента и старшего инженера Universal Audio для развития аудионаправления

...

Автор: Егор Ревенга
26.01.2023 - Обновлено: 28.01.2023
2
21
Tascam Portacapture X6

Портастудия Tascam Portacapture X6 получила функцию многоканальной записи и работы в качестве аудиоинтерфейса

...

Автор: Кирилл Бекетов
26.01.2023
Обсудить
136
  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Правила площадки
  • Условия использования
  • Политика конфиденциальности
  • RSS
Сотрудничество: hello@samesound.ru
Реклама: ad@samesound.ru

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2022.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 18+

  • Войти
  • Регистрация
  • Лента
    • В тренде
    • Горячее
    • Лучшее
    • Обсуждаемое
  • Рубрики
    • Написание
    • Исполнение
    • Продакшн
    • Инструменты
    • Софт
    • Оборудование
    • Мир музыки
  • Темы
    • Звуковые волны: интерактивный гид
    • Таблица звуковых частот
    • Телеграм-каналы для музыкантов
    • Гид по выбору
    • Гид по эффектам
    • Обзоры
    • Бесплатные плагины
    • Лучшие VST
    • Уроки гитары
    • Прохождение звукового сигнала
    • Сервисы цифровой дистрибуции музыки
  • Мероприятия
  • Сообщество
    • Лента активности
    • Группы
    • Разместить своё творчество
    • Пользователи
  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Условия использования
  • Правила сообщества
  • RSS

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2022.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 18+

Вход на SAMESOUND

Google ВКонтакте OK Яндекс

или через электронную почту

Забыли пароль? Регистрация

Регистрация

Не займёт и минуты

Все поля обязательны для заполнения. Войти

Напомнить пароль?

Введите имя пользователя или адрес почты — отправим письмо со ссылкой на восстановление пароля.

Войти