Считается, что ради громкости мастеринг приносит в жертву динамику микса. Утверждение правильное, однако потеря динамики происходит ещё до того, как трек отправляется мастеринг-инженеру. Авторы блога компании iZotope рассказали о том, как вернуть динамику миксу накануне мастеринга. По словам авторов заметки, несколько простых приёмов способны заново оживить даже самые активно обработанные треки. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.
Музыканты понимают мастеринг как процесс повышения громкости песни. Мастеринг представляется эдаким прогоном трека через особо сильные компрессоры, повышающие громкость композиции. Некоторые и вовсе полагают, что мастеринг убивает динамику микса в обмен на возросший уровень громкости.
Суждения справедливы для ряда ситуаций, однако опытный звукорежиссёр способен повысить громкость трека, не навредив его динамической составляющей. Всё-таки потеря динамики — не результат мастеринга, ведь песни теряют её ещё до того, как попадают к мастеринг-инженеру.
Причины потери динамики могут быть разными, но самая основная — недостатки сведения. При этом дело не столько в ошибках или недостатке обработке, сколько об обычных огрехах, из-за которых динамика теряется даже в хорошо сведённых треках.
К счастью, не всё так плохо — вернуть динамику миксу после активной обработки вполне реально. Вот несколько простых приёмов, которые стоит попробовать для оживления трека.
Анализ
Перед началом работы микс обязательно нужно проанализировать. Послушайте проект, оцените недостатки и определите свои дальнейшие действия. Анализ особенно важен в случаях, когда песне не хватает динамики.
Слышите ли вы транизенты ударных? Не слиплась ли бочка с басом? А что насчёт гитар? Не кажутся ли они бесформенным визжащим месивом? Нет ли в миксе экстремальных перепадов по громкости в разных частях аранжировки? Всё ли в порядке с хэдрумом?
Ответы на эти вопросы помогут составить план дальнейших действий. Звучание трека зачастую само подсказывает, что нужно делать, чтобы вернуть динамику.
Хэдрум
Хэдрум определяет разницу между самым тихим и самым громким уровнем звука в миксе. Общая громкость проекта должна быть такой, чтобы у сигнала был определённый запас громкости — своего рода потолок, куда сигнал всё ещё может подняться без ущерба звуку.
Зона хэдрума предохраняет микс от ухода в клиппинг и перегрузку из-за слишком интенсивного сигнала. Именно поэтому рекомендуется держать общий уровень микса в пределах от −3 до −6 дБ.
Страдающие от нехватки динамики миксы зачастую утопают в компрессии. Пиковый уровень таких проектов держится в районе 0 дБ — слишком близко к зоне клиппинга. Близость к нулевой отметке ограничивает звукорежиссёра в работе — сделать что-либо с миксом и не перегрузить аудио становится сложно.
Представьте, что общая громкость трека держится на отметке −0,2 дБ. Как только вы добавите эквалайзер и усилите какую-либо частоту на 0,3 дБ, сигнал выйдёт за нулевую отметку и исказится. Более того, пики могут выходить за нулевую отметку даже при ослаблении частот эквалайзером: ослабляя одну частоту, мы даём больше места другому диапазону, который может стать причиной клиппинга.
Отсутствие достаточного запаса громкости — частая ошибка начинающих звукорежиссёров. Всегда оставляйте пространство для манёвра и держите общий уровень сигнала в области −3 дБ.
Тем не менее не редки случаи, когда даже сильно закомпрессированные миксы обладают достаточным запасом громкости. Обычно такое случается, когда выходной уровень сигнала максимайзера на мастер-канале устанавливают на отметке −3 дБ. По цифрам с хэдрумом всё в порядке, но микс всё равно страдает из-за нехватки пространства — все сигналы разбиваются об ограничение на −3 дБ.
Когда перед вами оказывается микс с достаточным запасом громкости и большим количеством компрессии, лучше не трогать максимайзер. Повышать уровень входного сигнала при обработке плагинами и процессорами также не рекомендуется — держите трек на достигнутой отметке.
Динамическая эквализация
Нехватка транзиентов — частая проблема «безжизненных» миксов. Сильнее всего от неё страдают ударные: после обработки сигнал теряет начальный момент возникновения звука — удара в барабан. Вернуть транзиенты можно с помощью динамического эквалайзера.
Представим, что в нашем миксе транзиенты бочки (кика) растворились в сигнале. Для их возвращения воспользуемся эквалайзером, в котором создадим усиление широкой динамической полосой обработки. Перемещая полосу по спектру получится найти частоты, содержащие атаку бочки — момент удара колотушки по мембране.
Так как бочка — монофонический инструмент, живущий по центру микса, эквалайзер лучше перевести в режим Mid/Side. Разделение центрального и бокового контента позволит изменить отдельные составляющие сигнала бочки без создания дополнительных дорожек, введения слоёв или изменения настроек панорамы.
После нахождения частот с транзиентом, настроим динамическую полосу эквалайзера на быстрые атаку и спад. Идея в том, чтобы процессор кратковременно «расширил», а затем отпустил частоты, в которых появляется звук колотушки. Таким образом эквалайзер вернёт в звук потерянный транзиент.
Аналогичным образом можно обработать «тело» бочки, снейр или любой другой перкуссионный инструмент. Главное здесь — аккуратность: слишком агрессивная обработка может исказить сигнал.
При слишком агрессивной компрессии тяжёлые гитары часто становятся размытыми и теряют в атаке. С помощью той же техники динамической эквализации мы можем оживить гитары, «раскачав» полосу, где образуется транзиент.
Установите порог срабатывания таким образом, чтобы динамическая обработка постоянно работала, а частота на визуализации — раскачивалась вверх-вниз. Начните с 0,5 дБ и посмотрите, как изменится звучание инструмента.
Трек Stereo Dawn «Take It», представленный ниже, был специально пережат компрессором. Представим, что наш исходник находится в аналогичном состоянии:
Вернём динамическим эквалайзером транзиенты бочке и гитарам. В дополнение к этому снизим уровень входного сигнала, чтобы создать больший запас громкости:
Параллельная компрессия
Параллельная компрессия — ещё один способ вернуть динамику миксу. Методика срабатывает не всегда, но попробовать с её помощью исправить проблемный микс стоит.
Создайте шину для проблемного сигнала или всего микса, на которой активируйте компрессор. Выставите уровень компрессии на особо высокие значения, явно пережав сигнал. Экспериментируйте со значениями атаки и спада: попробуйте сначала сжать сигнал с быстрой атакой и спадом или средней атакой и быстрым спадом. Запомните, как звучит песня в таком состоянии.
Теперь полностью уберите шину с параллельной компрессией и понемногу возвращайте её в микс. Помните, что параллельная компрессия — очень тонкий эффект: мы не хотим слышать компрессор в те моменты, когда он работает, но хотим знать, что он работает, когда не слышим его.
Уровень параллельного трека должен быть таким, чтобы в микс вернулась жизнь, движение и динамика, но само использование компрессора осталось незаметным. Двигайте фейдер наверх очень медленно, чтобы не переборщить с эффектом.
Читайте также
Фокус с нижним низом
В iZotope Ozone 9 появилась функция Low End Focus, которая уплотняет частоты в районе нижнего низа и придаёт им дополнительной сочности. Работает всё просто: достаточно изолировать желаемый частотный диапазон низа, а затем повернуть ручку для улучшения сигнала.
Если с атакой, транзиентами и хэдрумом всё в полном порядке, а песня всё равно звучит безжизненно, обратите внимание на частоты в области нижнего низа. Небольшая раскачка этого диапазона через Low End Focus способна вернуть динамику миксу и оживить его.
В принципе, сделать что-то подобное можно и простым повышением гейна в нижнем низе. Главное не переусердствовать, иначе бас испортит трек.
Автоматизация
Эффективность автоматизации для возвращения динамики в микс напрямую зависит от того, как именно и насколько сильно в миксе применяется компрессия. Основная польза автоматизации случае проблем с динамикой заключается в возможности создать явный контраст между отдельными частями песни.
Самый простой приём — слегка снизить уровень гейна в отдельных секциях аранжировки. К примеру, уровень сигнала в куплетах можно снизить на децибел относительно припевов. Можно пойти дальше и сделать гейн разным для каждой части композиции.
Большого разброса значений гейна не нужно: держите разницу между отрезками в пределах 0,2-0,5 дБ.
Другой полезный метод — изменить настройки обработки для припева, куплета и других частей. Например, можно отключить параллельную компрессию микса в куплетах, оставив её только в припевах. Звучит просто, но зачастую именно такие небольшие коррективы раскачивают трек и возвращают ему жизнь.
Единственный минус автоматизации в том, что настраивать её поведение нужно вручную. Чем больше проблем с динамикой, тем больше ручного труда потребуется. Да, автоматизация не автоматизирована, но что поделать.
Читайте также
Автоматизация в DAW: все, что нужно знать об этой функции тем, кто ей никогда не пользовался
Финализация
Когда жизнь в миксе снова забьёт ключом, останется только вывести общую громкость на нужный уровень. Проверьте настройки максимайзера на мастер-канале. Скорее всего их придётся скорректировать в большую или меньшую сторону, так как внесённые изменения скажутся обязательно скажутся на громкости.
Будьте осторожны с максимайзером: повышая общую громкость, можно снова уничтожить микс.
Помните, что обработки и процессоры хоть и работают по отдельности каждый на своём канале, но делают это одновременно. После возвращения динамики и включения максимайзера вполне возможно, что какой-либо из обработок станет слишком много. В общем, тщательно перепроверьте микс после всех изменений — это должна быть всё та же качественно сведённая песня, но обогащённая сочным панчем и динамикой.
Заключение
Мастеринг приобрёл репутацию убийцы динамики ради громкости музыки. Тем не менее, если микс после сведения кажется безжизненным, не обязательно сразу пересводить проект или перезаписывать песню. Всего-то и нужно: попробовать несколько простых приёмов и корректировок могут вернуть динамику миксу. Наверняка, всё не так плохо.