Запись в телефоне, которая сподвигла меня написать эту заметку: «Если писать типовые песни, то они должны быть очень качественными, но если делать что-то хитовое и необычное, то это может быть некачественным».
Итак, что же важней для популярности трека, качество или идея? Под словом «идея» я буду подразумевать мелодию (мотив), которая въедается в уши слушателя, оставаясь там надолго.
В ходе размышления вспомнились два трека.
Первый: трек ныне ушедшего в мир иной XXXtentacion «look at me!». Песня прославила исполнителя. 74 миллиона просмотров на YouTube.
Второй: композиция исполнительнцы Clairo «Pretty Girl». 61 миллион просмотров на YouTube.
С точки зрения обработки и продакшена оба трека нельзя назвать идеальными. Да и того самого выверенного коммерческого саунда в них нет. Несмотря на это, песни стали хитами в своё время.
Вопрос: стали ли эти треки хитами только из-за того, что получили крутой и запоминающийся мотив?
Я думаю, что нет. Скорее всего в успехе песен немалую роль сыграл подтекст: в «Pretty Girl» в виде маленькой милой девочки, которая привлекла внимание, а в «look at me!» — в виде загадочного XXXtentacion, чья фотография гуляла в то время по сети. А вы как думаете?
Возвращаясь к музыкальному продакшену треков, который делится на техническую (звукорежиссёрскую) и мелодическую (продюсерскую) составляющие, мы слышим, что звучание этих треков «сильно не очень». В любом случае, она не настолько плоха, чтобы песни было невозможно слушать. Если бы техническая составляющая песен была совсем плоха (инструменты не попадают в ритм, голос плохо обработан и т. д.), то треки скорее всего не стали бы популярными.
В общем: качество и идея (мелодия, аранжировка, мотив) тесно связаны друг с другом. Имея прекрасную музыкальную идею нужно довести качество трека до такого уровня, чтобы все преимущества идеи воспринимались обычным слушателем в полном объёме.
От ряда блогеров-музыкантов я слышал, что в треке главное — хорошая идея, всё остальное вторично. Тот же Пушной об этом часто говорит. Меня такие слова ввели в заблуждение: мне казалось, что с точки зрения качества я могу делать очень плохой продукт, а люди сами разберутся и найдут в этом музыкальном мусоре идею, которая их зацепит.
Я думаю, что у любой песни существует своего рода качественный минимум, до которого нужно дотянуть продакшн трека. В противном случае любая идея будет нивелирована, погребена под плохим звуком.
Безусловно, каждый может считать и делать так, как ему хочется, особенно если дело касается творчества. То, что написано здесь — лишь моё мнение, которое может изменится через год-два, если не раньше. Но всё же примеры Clairo и XXXtentacion, ставшими популярными не благодаря качественным трекам, а интересным идеям, позволяют предположить, что перевернуть музыкальную индустрию и заставить говорить о себе можно только лишь с помощью компьютера и пары плагинов.
Ещё больше заметок в telegram канале или паблике VK