О выпуске большого аналитического разбора об изменениях российской музыкальной индустрии с 2022 года Институт музыкальных инициатив (ИМИ) рассказал в официальном пресс-релизе. Материал уже доступен на сайте проекта.

Как пояснили в ИМИ, авторы разбора — Карина Бычкова и Яна Циноева — выяснили, как изменилось правовое поле, стриминги, дистрибьюторы, лейблы, концерты и фестивали, а также исполнители и музыкальные тренды за последние несколько лет. Один из выводов, к которому приходят создатели, заключается в том, что российская музыкальная индустрия переживает непростой, но успешный переход от глобально интегрированной экосистемы к автономной локальной модели.

Как пишут авторы, несмотря на увеличивающуюся финансовую нагрузку и ужесточение законодательства, музыкальный рынок растёт и будет расти. В частности, по оценке Яндекс Музыки, в 2025 году рынок стримингов увеличится более чем на 20%.

Для проведения исследования авторы поговорили более чем с 60 участниками рынка. Среди спикеров и комментаторов материала — представители стримингов VK Музыка, Яндекс Музыка, Звук и МТС Музыка, билетных сервисов МТС Live и Яндекс Афиша, представители лейблов и дистрибьюторов Zvonko Digital, Gamma Music, «Первое Музыкальное», S&P Digital, МТС Лейбл, DNK Music, Koala Music, Effective Records, cplus, продюсеры и основатели фестивалей Motherland, «Дикая Мята», Stereoleto, а также основатели концертных агентств, артисты и многие другие.

По словам Бахтияра Алиева (BAHH TEE), известного исполнителя и руководителя цифрового дистрибьютора Ovokacho и лейбла Lotus Music, «количество выпускаемого контента растёт стремительно» в последние годы. При этом темпы выпуска ускоряются благодаря искусственному интеллекту: большинство артистов и лейблов делают ставку на количество, надеясь увеличить шансы попадания в тренды.

Алиев замечает, что изменения происходят на фоне снижения порога входа в индустрию и роста числа пользователей стриминговых сервисов — в музыкальном бизнесе становится больше денег, а значит, в индустрию приходит больше игроков, желающих заработать.

Увеличение числа релизов и доходов стримингов ведёт к росту нагрузки на лейблы и дистрибьюторов: приходится нанимать больше людей и вкладываться в автоматизацию процессов. Мы видим, как некоторые лейблы-клиенты нашего дистрибьютора Ovokacho увязают в конвейерном выпуске контента без заметного роста доходов. При этом есть противоположные примеры: лейбл Lotus Music сократил число артистов на контрактах, сосредоточился на развитии отдельных проектов и увеличил выручку при меньшем количестве релизов.

Бахтияр Алиев (BAHH TEE), исполнитель, основатель и руководитель цифрового дистрибьютора Ovokacho и лейбла Lotus Music

Авторы текста указывают, что сегодня рынок формирует новые подходы, а его участники пробуют разные стратегии продвижения и развития. Таким образом исследование ИМИ показывает картину музыкальной индустрии в моменте. «Кто окажется прав, а кто ошибётся — покажет 2026 год», подытоживает Алиев.

Ознакомиться с исследованием можно на сайте Института музыкальных инициатив. Там же доступны и другие аналитические справки проекта.