Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер написали подробный гайд по сервисам цифровой дистрибуции музыки. За основу своего исследования авторы канала взяли пост из блога американского музыканта Ари Херстенда Ari’s Take, который изучил все крупные сервисы цифровой дистрибуции музыки.
Рузке Продюсер дополнили пост Ари собственным опытом и адаптировали его обзор под российские реалии. На выходе получился, пожалуй, самый полный и честный обзор подобных сервисов, который даёт исчерпывающий ответ на вопрос, как, через кого и на каких условиях можно выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки. Подписывайтесь на канал Рузке Продюсер в Телеграме — там много полезных материалов для тех, кто продвигает себя сам.
Компании по цифровой дистрибуции постепенно превращаются для DIY-музыкантов в универсальные сервисы по сбору роялти. Сервисы дистрибьюции музыки нужны вам, если вы хотите опубликовать свое творчество в iTunes/Apple Music, Spotify, Amazon, Google Play, Deezer, Napster, ВКонтакте. Они не только выложат вашу музыку, но и соберут все роялти от прослушивания мелодии и песни во всем мире — вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег. Часть из ниже перечисленных компаний подобралась к такому сценарию довольно близко. Тем не менее ещё никто не смог реализовать дистрибуцию музыки максимально простым и удобным способом.
Перед тем, как рассматривать сервисы цифровой дистрибуции музыки, отметим несколько важных моментов. Во-первых, пользоваться сразу несколькими дистрибьюторами можно, однако вы не можете отправить один и тот же релиз на одни и те же площадки через разные сервисы. Нет смысла отправлять релиз во все магазины через CD Baby и DistroKid одновременно, так как такой ход приведёт к банальному задвоению релиза на всех площадках. Вывод простой: для каждого релиза в каком-то определённом магазине нужно выбрать свой сервис.
Советовать какого-то одного дистрибьютора нет смысла. Каждый релиз, каждый артист и каждая история публикации уникальны.
Во-вторых, сервисы не получают прав на музыку. Это не музыкальные лейблы. Даже если дистрибьютор предлагает вам какие-либо «услуги лейбла» вы сохраняете 100% прав на свою музыку. Комиссия, которую удерживают сервисы, — не более, чем оплата их услуг по публикации и сбору средств. Расчёты идут строго с итоговой выручки от продаж музыки.
RouteNote работают с 2008 года, хотя такого кипиша, как CD Baby, Tunecore и DistroKid, не наводили. Но даже без этого сервис стал одним из первых партнёров SoundCloud. Компания функционирует в паре с собственным небольшим лейблом. RouteNote анализируют все размещённые треки и, если артист набирает популярность, подхватывают исполнителя, изучают его целевую аудиторию и смотрят, какие плейлисты могут подойти для размещения. По словам сервиса, обычно артисты не знают, что на самом деле тянет их вверх, поэтому они стараются выявить тот самый критерий успеха, чтобы продвинуть музыканта.
RouteNote первыми добрались до всех площадок размещения в Китае, Индии, Южной Корее, Тайване, Австралии (всего в списке локаций для размещения 193 страны). Руководство платформы хвалится тем, что покрывает 95% музыкального рынка, а также активно работает в Азии. По словам руководителя сервиса, некоторые артисты живут только на отчислениях с прослушиваний в Китае, где аудитория сопоставима со всей аудиторией YouTube.
Цены на размещение доступные:
- Бесплатно, но с вычетом 15% от выручки;
- $10 — один трек (без комиссии);
- $20 — от двух до шести треков;
- $30 — от семи до 18 треков.
Какой бы тариф вы не выбрали, поддержка отрабатывает на пять с плюсом: отвечают в течение пары рабочих дней, понимающе разделяют всю боль существования молодого исполнителя. Ко всем тарифам предлагается ряд дополнительных услуг (например, те же ISRC и UPC), при этом нет никаких подводных камней — платишь только за то, что написано, всё остальное бери за так.
По выплатам всё довольно просто: деньги посылают раз в месяц на PayPal при условии, что сумма отчислений превышает $50. При этом платежи можно настроить так, чтобы сервис автоматически делил сумму заработка на нескольких человек (например, с друзьями-музыкантами или пацанами с фита).
Из других приятных моментов — постоянная работа по удержанию клиентуры. В соцсетях сервиса стабильно появляются новости, апдейты, опросы, лайфхаки и FAQ по использованию самого сервиса, а также материалы о продвижении музыки (как работает Spotify, как продвигать музыку).
Доставка релизов на крупные платформы занимает 24-72 часа, на всякую неизвестную нам шушеру в Китае или Сингапуре — от двух до четырёх недель. При этом иногда (на бесплатном тарифе точно) какие-то из площадок для размещения пропускаются, а музыка заливается не туда. Был случай, когда название группы совпало с уже существующим исполнителем и трек был залит в другой магазин. Поддержка решила вопрос быстро, но осадочек остался.
RouteNote не даёт заливать кавера, если заблаговременно не получена лицензия от правообладателя на кавер. Финансовая отчётность по заработкам приходит с задержкой в полтора месяца — отчёт о заработках в сентябре придёт в середине ноября. Даже если трек мощно выстрелит в какой-то месяц, узнать об этом раньше времени не получится. Из других недостатков: с русскими площадками сервис не работает, хотя поддержка обещает в скором времени исправить этот момент.
RouteNote — нормальный сервис, если нет желания сильно потеть и разбираться во всяких хай-энд штуках и функциях. Хочешь тупо залить музыку во все западные магазины и получить 50 баксов без лишних проблем, вопросов и головной боли — добро пожаловать. Те, кому нужен русский рынок, маркетинговая поддержка и прочие финтифлюхи проходят мимо.
Плюсы RouteNote
- Гибкие тарифы, включая один бесплатный
- Отсутствие подводных камней: платишь только за то, что входит в тариф или услугу
- Публикация треков в течение трёх дней
Возможность начать продажи музыки по предзаказу в Google Play Music и iTunes - Большое количество магазинов по всему миру для распространения музыки (включая практически всю Азию)
- Отличная техническая и пользовательская поддержка, отвечают в течение пары рабочих дней
- Простая политика выплат с возможностью разделения выручки между несколькими пользователями
Минусы RouteNote
- Предзаказ для релиза нужно активировать за месяц до даты релиза
- Финансовая отчётность поступает с задержкой в 45 дней
- Нельзя загружать кавера без соответствующей лицензии
- Большое количество магазинов не всегда хорошо: о некоторых вы никогда не слышали и, скорее всего, не услышите
- Не работает с российскими музыкальными сервисами (Яндекс.Музыка, ВКонтакте, BOOM, Zvooq)
- Отсутствие мобильной версии сайта, десктопная в плане оптимизации также оставляет желать лучшего (к содержанию сайта претензий нет)
- Нельзя создать черновик релиза для Spotify