in

VariAudio 3: обзор основных возможностей корректора питча в Steinberg Cubase

Смотрим на умные инструменты редактирования аудио, облегчающие жизнь музыкантам и продюсерам.

VariAudio 3: обзор основных возможностей корректора питча в Steinberg Cubase

Steinberg Cubase 10 принёс многочисленные улучшения функций коррекции питча VariAudio. При этом основные изменения коснулись самого рабочего процесса — работа с VariAudio стала эффективнее. Из этого материала вы узнаете, какие полезные возможности предлагает встроенный в Cubase 10 корректор питча VariAudio 3.


Чтобы после коррекции вокал звучал естественно, а правки были незаметны, требуется огромный объём ручной работы, а также марафон «послушать-исправить-послушать-исправить». VariAudio 3 в Cubase 10 упрощает жизнь продюсеров благодаря умным инструментам редактирования аудио. К тому же корректор работает быстро, что значительно сокращает путь к идеально настроенному вокалу.

Работа с VariAudio 3 начинается с нажатия кнопки Edit, которая запускает анализ высоты сигнала на дорожке. Отрезок делится на сегменты для обработки и дополняется специальной кривой высоты звука. При наведении указателем на отрезок Cubase активирует меню Smart Controls, состоящее из более десяти различных инструментов для обработки. Функции применяются только к выбранному отрезку, либо всем выделенным отрезкам.

Steinberg Cubase 10 VariAudio 3
Схема элементов управления VariAudio 3

Начало работы

Первое, что должен сделать любой корректор высоты звука — определить участки для дальнейшей работы. VariAudio делит сегменты на основе кривой высоты тона, выделяя при этом участки, где рядом стоит несколько нот. Чем больше нот окажется в одном сегменте, тем лучше — мы получим больше контроля над высотой звука на дорожке и сможем править трек более точечно.

Наведя курсор на горизонтальную линию в начале аудиофрагмента, Cubase и VariAudio предложат инструмент «Ножницы». Теперь достаточно переместить курсор по отрезку и нажать там, где вы собрались поделить аудио — программа разрежет отрезок точно в указанном месте. Самое интересное в том, что если сделать те же действия с зажатым Shift, то VariAudio склеит соседние отрезки.

Обычно коррекция высоты начинается с обработки отрезков, которые нуждаются в подтягивании относительно тональности трека — тех мест, где вокалист спел совсем мимо нот, а не “слегка не попал”. Методика работы проста: определить такие места и поправить их высоту.

В VariAudio 3 для таких манипуляций существуют две крутые фишки. Во-первых, зажатие Shift при перетаскивании сегмента выше или ниже переопределяет режим привязки. Во-вторых, в нижней части выбранного фрагмента присутствует секция управления, отвечающая за квантование высоты тона. Так можно подтянуть центральную ноту сегмента к ближайшей ноте гаммы или тональности.

Обработка кривой питча

Интеллектуальный элемент управления Straighten Pitch Curve доступен как на панели VariAudio, так и на отдельно выделенном фрагменте (квадратный узел, вверху по центру). С его помощью регулируется интенсивность изменения высоты звука внутри каждого отдельного фрагмента. Так можно ослабить колебания высоты тона или усилить вибрато в голосе.

В сочетании с другими доступными элементами управления Smart Controls, можно формировать кривую тогда ещё точнее. К примеру, два треугольника в верхних левом и правом углах свободно перемещаются по фрагменту и задают точный временной отрезок для работы функции Straighten Pitch Curve.

Бывает так, что внутри отрезка присутствуют резкие начала и обрывы звуков, содержащие важную информацию о высоте звука и переходе к следующим нотам. Слишком активное исправление высоты таких моментов сделает звучание вокала неестественным.

Steinberg Cubase 10 VariAudio 3
Работа с кривой высоты звука

Разместить интеллектуальные инструменты управления диапазоном можно даже в начале и конце звучания ноты. Так получится управлять всеми переходами из ноты в ноту. Более того, в рамках отрезка VariAudio умеет работать с любым количеством областей: задаёте одну, исправляете её, определяете другую и правите. Никаких ограничений.

Корректор высоты питча также оснащается точной настройкой вибраций ноты. Например, можно убрать вибрато в начале ноты и усилить его в конце. Такая возможность даёт точный контроль над качеством, количеством и расположением вибрато. Круто? Очень.

Сдвиг высоты тона

Одна из распространённых проблем живого исполнения — дрейф высоты тона. Во время пения с вибрато или без него вокалист может случайно сместиться выше или ниже устойчивой ноты. Такие моменты не заметны при исполнении, но хорошо слышны в общем миксе. Умные элементы Tilt и Tilt Anchor (верхний левый и правый квадраты и ромб) регулируют этот момент, которые указывают на высотность устойчивой ноты и выравнивают все микросдвиги.

Если смещение распространяется по всему фрагменту, зажатие Opt/Alt во время выравнивания мышкой поправит весь фрагмент или выделенный участок относительно якоря. Если же смещение проявляется только в определенном моменте, удерживать клавиши нет смысла.

Растягивание по времени

На панели инструментов VariAudio присутствует опция «Показать все интеллектуальные элементы управления». Активация этого пункта отобразит полный список возможностей корректора питча. Среди интересных пунктов здесь — Warp Start и Warp End Smart Controls, отвечающие за разметку отрезка для его последующей деформации.

Функция Warp растягивает или сжимает звуковую волну в заданном отрезке. Аудио становится длиннее или короче, но его высота звучания не изменяется. При сдвиге границ деформации VariAudio также слегка изменяет примыкающие к изменяемому отрезку соседние сигналы. Такое поведение позволяет более точно вписать деформированный кусочек в общую линию, исключив резкие переходы, расставив акценты и отполировав фразировку слов.

Steinberg Cubase 10 VariAudio 3
Оригинальное аудио
Steinberg Cubase 10 VariAudio 3
Уменьшенная по времени нота

Экстремальные изменения по времени пригодятся в креативной обработке вокала. Тем не менее слишком сильная деформация сигнала приведёт к появлению различных артефактов, убивающих естественную фразировку. Прежде чем сжимать или растягивать дорожку вокала, разделите её на несколько отрезков и обработайте их по отдельности.

Референс-треки

При написании музыки многие продюсеры записывают прописывают мелодию вокала в дорожке фортепиано в качестве своего рода дорожной карты для вокалиста. VariAudio в курсе этого факта: корректор выравнивать записанный вокал на основе уже написанной MIDI-партии. Специальный MIDI-помощник использует партию как шаблон, подстраивая под него тайминг и высоту звуков в аудиофайле.

VariAudio 3
Работа с референс-треками

Вызов помощника происходит на вкладке Inspector. После этого нужно указать VariAudio референс-трек с MIDI-партией (пункт Reference Track). Программа наложит MIDI-ноты на форму звуковой волны. На скриншоте ниже MIDI-трек «Piano Melody» накладывается поверх записанной дорожки вокала.

Более того, VariAudio 3 умеет извлекать MIDI-данные из реального аудио — корректор анализирует всю дорожку или её отдельные участки и конвертирует информацию в MIDI. Такая возможность пригодится для создания даблтрека вокала или гармонизации партии. К примеру, можно извлечь MIDI-данные, исправить высоту и длительность нот и на основе этого скорректировать вокальную партию. Процесс довольно простой, хотя и подразумевает поиск подходящих настроек Pitch/Bend для более точного определения высоты звуков.

Единый уровень

Каждый слог в вокале должен быть хорошо различим. В VariAudio существует специальный регулятор громкости, управляющий уровнем каждого отрезка аудиофайла. Регулятор находится в правой нижней части каждого отрезка. Перетаскивание вверх и вниз меняет громкость сегмента: сдвиг вверх делает файл громче, вниз — тише. Информация об изменении гейна всегда сохраняется на виду.

Steinberg Cubase 10 VariAudio 3

Сдвиг формант

Любителям ванильного поп-вокала нужно заценить опцию Shift Formant Smart Control. Специальный регулятор в нижней части файла меняет звучание формантов — гармонических элементов, созданных речевым трактом певца. Работа регулятора подобна удлинению или укорачиванию всего голосового аппарата человека. С его помощью меняется характер голоса: подъём регулятора делает голос более мужественным, спуск — женственным. Такая возможность пригодится для бэк-вокала, если его записывал один и тот же человек: достаточно слегка изменить характер голоса, чтобы создать ощущение, будто на бэк-вокале поёт кто-то другой.

Steinberg Cubase 10 VariAudio 3
Оригинальное аудио до применения сдвига формант

Помимо этого опцию Shift Formant можно использовать для придания ванильного эффекта. Допустим, у вас в треке присутствует фраза с несколькими короткими слогами. Если такой фразы нет, можно нарезать дорожку самостоятельно, разделив устойчивую ноту на несколько коротких сегментов, чётко попадающих в сетку.

Steinberg Cubase 10 VariAudio 3
Сдвиг формант разделил одну ноту на несколько

Сдвиг регулятора на такой фразе на отметку 50% создаёт характерный искусственный эффект. Дополнительно применив опцию Extreme Pitch Quantizing звук вообще станет похожим на синтезатор (не вокодер, но что-то электронное).

На первый взгляд VariAudio 3 выглядит как обычный корректор питча, но его возможности значительно шире. Инструмент прекрасно справляется с креативной обработкой аудиосигнала, что делает его особенно полезным для всех современных продюсеров. Имея всего один вокальный трек можно наполнить песню насыщенным бэк-вокалом и различными эффектами, что сделает ваше творчество значительно интереснее.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
3 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии