У треков Канье Уэста, Daft Punk и популяризатора синтвейва Kavinsky больше общего, чем кажется на первый взгляд. Музыкальная составляющая композиций этих исполнителей, конечно, разнится, но подход к обработке вокала все же роднит их творчество. Причём обработка голоса в песнях Канье и французских электронщиков не полагается на стандартные приёмы, из-за чего добиться схожих результатов довольно сложно.
Больше материалов о записи вокала смотрите здесь. Статьи об обработке вокала можно найти здесь.
Автор блога сервиса Splice Джейк Террелл вооружился вокальным синтезатором, чтобы воссоздать звучание вокала из четырёх хитов Daft Punk, Kavinsky и Канье Уэста и поделиться получившимся результатом. В работе Джейк полагался только на синтезатор iZotope VocalSynth 2 и встроенные плагины Ableton Live. К каждой итоговой попытке Террелл приложил пресеты синтезатора, чтобы вы могли применить подобные эффекты в своих треках.
01 из 04Daft Punk — Around The World
Звучание вокальных линий Daft Punk уже давно стало легендарным. Французы умело превращают человеческий голос в роботизированный, но за всей простотой описания скрывается сложная обработка вокала.
По всей видимости, для «Around The World» голос записывался через толкбокс Heil, а затем модулировался с помощью синтезатора Yamaha DX7. Добиться стопроцентной схожести плагинами очень сложно — цифровым инструментам не хватает тепла и чистоты настоящего толкбокса и винтажного синтезатора. Тем не менее подобраться максимально близко к звучанию Daft Punk можно вокальным синтезатором iZotope VocalSynth 2 и стандартными плагинами DAW.
Для начала активируем в VocalSynth 2 модуль Talkbox. Установим виртуальный толкбокс в режим Bright и выкрутим параметр Speaker на 100%. Это создаст максимальный эффект и более яркую эмуляцию работы толкбокса.
Так как мы работаем в режиме Sidechain, модуляция сигнала будет проходить сторонним плагином, а не встроенным в VocalSynth движком. Для модуляции создадим внешний сигнал, который вызовет изменения вокала. В нашем случае получится, что MIDI-паттерн отправляется на Operator для модуляции голоса, а сам патч используется как источник сигнала.
Простой патч синтезатора Operator полагается на форму звуковой волны SawD, что создаёт большое количество обертонов наверху. С помощью HP-фильтра, нацеленного на нижнюю середину, мы уберем низ из сигнала и освободим место остальным инструментам в миксе.
02 из 04Kavinsky — Nightcall
Трек Kavinsky «Nightcall» хорошо известен поклонникам фильма «Драйв» с Райаном Гослингом и фанатам Канье Уэста и его трека «Wolves». Что интересно: песня, быстро ставшая классикой синтвейва, создана при участии Ги-Мануэля де Омем-Кристо — одного из двух «роботов» в Daft Punk. Имя Ги-Мануэля указано среди участников записи, поэтому не удивимся, если яркий вокал «Nightcall» — его рук дело.
Чтобы добиться аналогичного результата, воспользуемся модулем вокодера в VocalSynth, работающем в режиме Vintage. Это придаст классический мелодический эффект произносимым словам. Чтобы сигнал стал более резким, добавим модуль Compuvox в качестве ещё одного слоя с искажениями.
Сам VocalSynth работает в MIDI-режиме, поэтому нам нужен некий исходник, на основе которого будет создан роботизированный мелодический эффект. Создадим регион с последовательностью нот из «Nightcall» — Am, G/B, F, Dm.
Модулятор в нашем случае полагается на две формы звуковой волны Square и большое количество шума — такой ход оттеняет низкие частоты в сигнале. В то же самое время две волны находятся через октаву друг от друга, что делает звук более плоским и тонким.
В модуле Compuvox используется высокочастотный фильтр, устраняющий всю нежелательную информацию в нижней части спектра. Его работу дополняет генератор белого шума, модулирующий вокал. Какая разница между регуляторами Bits, Bats и Bytes решительно непонятно, хотя регулировка параметром Bytes и Bats неплохо украшает итоговое звучание.
03 из 04Kanye West — Runaway
Можно относиться к Канье Уэсту как угодно, но его профессионализм и прокачанные навыки студийной работы не вызывают сомнений. К примеру, послушайте его трек «BLKKK SKKKNHEAD» — Канье превратил свой голос в полноценный лид, звуку которого по ревучести позавидовал бы сам Даймбэг Даррелл. В концовке песни «Runaway» Уэст создал необычную бубнящую вокальную партию, которая при совмещении со струнными и роялем звучит поистине крышесносно.
Голос в «Runaway» отличает интенсивная правка питча, совмещенная с большим количеством дисторшна. Подобного эффекта вполне можно достичь с помощью VocalSynth 2: возможностей модулей коррекции и дисторшна вполне достаточно. Тем не менее, если дополнить их толкбоксом и вокодером, то звук приобретет более синтезированный характер.
Обратите внимание, что в VocalSynth активирован субоктавный генератор, связанный с толкбоксом и вокодером. Благодаря такому решению звучание приобретает дополнительный вес и мощь. Работа с синтезатором идёт в автоматическом режиме, поэтому нам не нужны дополнительные MIDI-сигналы или сайдчейн. Вся хитрость именно в том, чтобы добавить мощную и быструю правку питча и дополнить её дисторшеном.
04 из 04Kanye West — Lost In The World / Bon Iver — Woods
Kanye West — Lost In The World
Bon Iver — Woods
Трек Bon Iver «Woods» стал заключительной песней на альбоме «Blood Bank» 2009 года. Канье сэмплировал песню и попросил вокалиста Bon Iver Джастина Вернона перезаписать некоторые вокальные партии. Итоговый результат стал вступлением к треку Уэста «Lost In The World».
Воссоздать подобный саунд для вокала с помощью VocalSynth 2 достаточно просто — понадобится только модуль Polyvox и простая коррекция высоты звука. Сложность в другом: совместить слои вокала.
Помните, что добиться стопроцентного сходства будет не просто — понадобятся серьёзные вокальные данные (у Джастина Вернона с этим полный порядок, просто оцените его вибрато). Если вы не певец, то вам потребуется не один десяток попыток, чтобы записать несколько качественных слоев чего-то похожего.
В настройке VocalSynth 2 нет ничего сложного. Аккуратно подстройте параметры High/Mid/Low на каждом слое вокала, чтобы они гармонично звучали друг с другом, несмотря на разную высоту. Для партии фальцета нет смысла рвать связки — смело орудуйте регулятором High, чтобы поднять вокал достаточно высоко.
Для низкозвучащих голосов нужно добиться практически утробного звучания, поэтому здесь не обойтись без регулятора Low. По середине сказать особо нечего — активная работа с ручкой Mid вряд ли понадобится.