in

Форматы плагинов для обработки звука: гид для начинающего музыканта

Виды и форматы плагинов, отличия VST/AU/AAX/RTAS/DXi, и поддержка форматов разными DAW.

Виды и форматы плагинов для обработки звука

В 1996 году Steinberg, после долгого внутреннего тестирования и разработки, представила формат VST. Это событие навсегда изменило музыкальную индустрию и методики создания музыки на компьютере. Вместе с этим двери в мир творчества открылись всем и каждому, ведь теперь любой человек мог создать собственную студию дома, чтобы писать музыку. Технология VST перенесла студийные аналоговые эффекты в цифровую среду — компьютер смог заменить огромный парк профессионального оборудования.

В 1999 году Steinberg произвела вторую революцию в музыкальном мире, опубликовав формат VST2. Новая версия позволила перенести в цифровую среду не только эффекты, но и музыкальные инструменты. Благодаря этому пользователи смогли использовать виртуальные версии реальных гитар, синтезаторов и барабанов как отдельные программы. Теперь компьютер мог заменить не только профессиональное оборудование, но и живых музыкантов.

Популярность VST привела к появлению ряда конкурирующих форматов. Так, оценившая перспективы технологии Apple адаптировала VST под macOS, создав новый формат AU. Видя это, в дело включилась Digidesign, разрабатывавшая Pro Tools, — так появился конкурирующий формат RTAS. Билл Гейтс и Microsoft также не стали отставать и выпустили собственный формат DX, основанный на популярной технологии DirectX.

Виды и форматы плагинов для обработки звука

В конце 1990-х музыканты разделяли форматы, но сегодня термин «VST-плагины» стал именем нарицательным — этим термином в разговорной речи обозначают любые виртуальные инструменты и эффекты, вне зависимости от их настоящего формата. Проблема в том, что такое обобщение вызывает множество вопросов у начинающих музыкантов: не понятно, какие форматы плагинов для обработки звука поддерживают разные DAW, а также в чем между ними разница.

Специально для начинающих музыкантов редакция SAMESOUND.RU подготовила гид по форматам плагинов и их совместимости с DAW. Этот материал ответит на все вопросы, связанные с плагинами и волнующие новичков.

Основные форматы музыкальных плагинов

Популярность VST постепенна привела к появлению нескольких новых форматов плагинов. Несмотря на отличия в названии, с точки зрения конечного пользователя форматы не отличаются друг от друга. Основные различия заключаются в том, с каким из видов плагинов работает программа для записи музыки.

Сегодня в музыкальной индустрии существует шесть основных форматов:

  • VST, включая родственный ему VSTi;
  • AU;
  • AAX;
  • RTAS;
  • DXi;
  • ReFill.

VST (Virtual Studio Technology)

Виды и форматы плагинов для обработки звука
Логотип VST. Наличие такой иконки говорит о выпуске плагина в VST-формате.

VST (англ. Virtual Studio Technology — технология виртуальной студии) — самый популярный формат плагинов, работающий в Windows, macOS и Linux. Формат изначально разрабатывался совместными силами Steinberg и Propellerhead, но спустя некоторое время Propellerhead покинула проект.

Формат изначально создавался для переноса аналоговых аудиоэффектов (компрессоров, эквалайзеров, ревербераторов) в цифровую среду. Сегодня под термином «VST-плагин» понимаются любые виртуальные инструменты и эффекты.

VST-плагины напрямую зависят от ресурсов компьютера — это нативные приложения, которые подключаются к музыкальным программам. Плагины функционируют в режиме реального времени, производя обработку звука за счет ресурсов компьютера (в основном, процессора).

В 1999 году Steinberg представила обновленную версию технологии VST2, которая ввела такое понятие как VSTi (англ. Virtual Studio Technology instrument — инструмент технологии виртуальной студии). В отличие от VST, VSTi-плагины представляют собой приложение, умеющее генерировать звуковой сигнал. VSTi создан специально для переноса реальных инструментов в цифровое окружение, а все виртуальные библиотеки, программные синтезаторы и сэмплеры работают на его основе.

Поддержка VST2 прекратилась в мае 2018, актуальная версия формата VST на сегодняшний день — VST3 (представлен в 2008, обновлен в 2011 году). Основные отличия формата VST3 от VST2 и VST заключаются в следующем:

  • VST3-инструменты и эффекты существуют только в 64-битном формате;
  • VST3 поддерживают большее количество виртуальных аудиовходов, а также MIDI-входов и выходов, что позволяет создавать инструменты, генерирующие более сложный звук;
  • VST3 предлагает улучшенную работа с MIDI-событиями, отвечающими за артикуляцию, силу извлечения звука и динамику воспроизводимых звуков (см. Что такое MIDI-события и зачем они нужны);
  • VST3 лучше оптимизирован и менее требователен к ресурсам компьютера.

Несмотря на прекращение поддержки VST2 и плюсы третьей версии, многие плагины до сих пор выпускаются только в виде VST2-приложений. Для обеспечения максимальной совместимости DAW поддерживают все три формата.

AU (Audio Units)

Виды и форматы плагинов для обработки звука
Логотип AU. Таким изображением помечают плагины, выпускающиеся в этом формате.

Формат Audio Units разработан компанией Apple. Формат представляет собой набор API или инструкций, позволяющих операционным системам macOS и iOS генерировать, обрабатывать, воспроизводить и всячески манипулировать звуковым сигналом с минимальным уровнем задержки.

Несмотря на это, отличий между AU, VST и VSTi нет, если не брать в расчет тот факт, что AU-плагины могут функционировать как в роли виртуальных эффектов, так и инструментов. Сходство с VST позволяет конвертировать VST-плагины в AU с помощью сторонних программ (см. FXpansion VST to AU Adapter V2 и Symbiosis).

По мере развития смартфонов и планшетов, Apple представила специальную версию формата, получившую название AUv3. Версия представляет собой набор API для iOS, позволяющий создавать плагины для смартфонов и планшетов.

RTAS (Real Time AudioSuite)

RTAS был разработан компанией Digidesign (ныне — Avid Technology) специально для цифровой рабочей станции Pro Tools и поддерживался вплоть до выхода Pro Tools 10. Отличий от VST и AU у формата нет — RTAS также полагается на вычислительные мощности процессора и обладает теми же функциями, что родственные форматы.

AAX (Avid Audio eXtensions)

Виды и форматы плагинов для обработки звука
Специальными пометками логотип AAX сообщит о том, работает ли плагин с DSP-процессорами или только в виде нативного приложения.

Вместе с выходом Pro Tools 11 в 2013 году, компания Avid отказалась от дальнейшей поддержки RTAS и представила новый формат AAX. Решение о выпуске нового формата плагинов было принято из-за закрытости VST и AU для сторонних разработчиков — вносить изменения в принципы работы этих двух форматов могут только Steinberg и Apple.

Помимо этого Avid не устраивала нативность VST и AU — форматы зависят от ресурсов компьютера и не могут работать с внешними DSP-процессорами, требующими специальных версий плагинов. По этой причине пользователям нужно устанавливать две версии одного приложения, чтобы иметь возможность работать как с DSP-компонентами, так и с компонентами компьютера. Так как Pro Tools одинаково хорошо работает как с ресурсами компьютера, так и с внешними DSP-процессорами, разработчики инвестировали средства в создание собственного формата виртуальных плагинов.

Основное отличие AAX-плагинов заключается в возможности работать в двух режимах. Это избавляет конечного пользователя от необходимости установки двух версий одного плагина и позволяет работать в любых студийных условиях.

DXi (DirectX plugin)

Формат плагинов, созданный Microsoft совместно с Cakewalk и построенный на технологии DirectX. По принципам работы DXi ничем не отличается от VST и AU.

Использование DirectX позволяет плагинам взаимодействовать в Windows не только с DAW, но и с любыми звуковыми программами. Эта особенность распространяется не только на аудио или видеоплееры, но и на DAW, которые официально поддерживают только формат VST, для которых DXi-плагин выглядит как VST-приложение.

Как и в случае с форматом VST, DX-плагины делятся на два вида:

  1. DX — плагины эффектов;
  2. DXi — виртуальные инструменты.

ReFill

Отделившись от проекта по созданию VST, компания Propellerhead создала формат ReFill. По своим принципам формат отличается от VST и представляет собой специальную звуковую библиотеку, объединяющую высококачественные сэмплы, MIDI-файлы, грувы, патчи и даже целые проекты композиций.

Формат предназначен только для работы с DAW Propellerhead Reason и не подходит для использования в других программах для записи музыки.

А как же NKI?

NKI (Native Instruments Kontakt Instrument) — еще один популярный формат для работы со звуками в DAW. Формат создан компанией Native Instruments специально для сэмплера Native Instruments Kontakt и представляет собой специальный архив с сэмплами и звуками. Открыть подобный архив может только NI Kontakt, выпускающийся в виде VST/AU/AAX-плагина и воспринимающий NKI как самостоятельный виртуальный инструмент.

Использовать NKI-архив как виртуальный инструмент в DAW можно только через прослойку в виде сэмплера Kontakt. Так как без соответствующего сэмплера NKI-архивы бесполезны (рабочая станция их попросту не откроет), NKI нельзя считать отдельным и самостоятельным форматом плагинов.

Поддержка форматов в популярных цифровых рабочих станциях

ПрограммаVSTAUAAX/RTASDXiReFill32-бит
Ableton Live
Acoustica Mixcraft
Adobe Audition
Audacity
Bitwig Studio
Cakewalk SONAR
Image-Line FL Studio
GarageBand
Logic Pro
MAGIX Samplitude
MAGIX Music Maker
PreSonus Studio One
Pro Tools
Propellerhead Reason
(с версии 9.5)
REAPER
Steinberg Cubase
(до версии 8)
Steinberg Nuendo
Tracktion Waveform

В чем отличия между разными форматами плагинов?

С точки зрения практического использования отличий между форматами плагинов нет. Разница заключается в технических моментах, которые не влияют на работу конечного пользователя, — особенностях разработки, разрядности плагина и методах его поставки. С первым моментом все предельно просто — разработчики создают плагины как умеют, в то время как второй и третий требуют дополнительного пояснения.

Методы поставки

95% плагинов и виртуальных инструментов поставляются в виде загружаемого установщика, хотя некоторые производители продолжают выпускать коробочные версии собственных разработок (см. Native Instruments Komplete, Mixosaurus).

Виды и форматы плагинов для обработки звука

В зависимости от операционной системы, после покупки плагина пользователю открывается доступ к файлу в формате EXE, DMG или PKG, который устанавливает плагин в систему. Некоторые виртуальные инструменты и плагины распространяются ZIP-архивом, содержащим файл плагина в формате DLL, Component или VST. В таком случае установка производится в ручном режиме путем обыкновенного копирования и вставки файла в папку с плагинами.

Разрядность

32-битные плагины не могут использовать более 4 ГБ оперативной памяти, в то время как 64-битные такого ограничения не имеют. Достижение предела выделяемой памяти приведет к нестабильной работе плагина.

Чтобы плагин мог использовать всю доступную операционной системе оперативную память, он должен быть написан специально под 64-битную систему. При работе с такими плагинами операционная система будет более гибко расходовать ресурсы, аккуратно распределяя их между всеми используемыми в проекте инструментами и эффектами по принципу «каждому по потребностям». При этом те плагины, которые не используются в конкретный момент времени, ОС переводит в своего рода режим ожидания, освобождая ресурсы для других процессов.

Плагины в форматах VST3, AU и AAX практически всегда оставляются в 64-битном виде, VST2, RTAS и DXi — в 32-битном. Чтобы обойти ограничения 32-битного формата, DAW оснащаются специальными конвертерами, которые заставляют ОС думать, что она работает с 64-битным приложением, хотя на самом деле это не так.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
2 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии