То, что мы слышим, когда включаем музыку, — не какой-то конкретный записанный сигнал, а комбинация исходного звука и звучания самого помещения. Звуковые волны «отскакивают» от стен, потолка и пола, и предметов в комнате, и возвращаются к нам через ранние и поздние отражения, влияющие на то, как именно звучит музыка в пространстве. Отражения естественны, однако это не значит, что они полезны. Из этого материала вы узнаете, что именно мы слышим в своих студиях, изучим то, как ранние отражения искажают музыку и разберёмся, как создать свободную от отражений зону на своём рабочем месте.
Все поверхности отражают звук: сигнал отскакивает от стен, мебели и других объектов, и, исказившись, движется обратно к слушателю. Некоторые из этих отражений приятны на слух, в то время как другие — обманывают и сбивают нас с «верного пути», сильно искажая то, что вы слышите. При работе с миксом эти отражения рушат звуковую сцену, из-за чего вы не слышите всех деталей и не локализуете звуки (например, не понимаете стереорасположение двух гитар).
Понимая недостатки чистоты и чёткости звука в контрольной комнате, многие музыканты и начинающие звукорежиссёры, которым не хватает опыта, задумываются о покупке новых мониторов на все деньги, однако решить проблему можно значительно проще и дешевле. Речь идёт о контроле отражений путём акустического оформления помещения — избавиться от обманчивых отражений можно несколькими акустическими панелями, расположенными в правильных местах студии. С их помощью в помещении создаётся зона прослушивания без отражений, где музыка звучит точно, полно и объёмно.
Что такое ранние отражения
Когда мы слушаем музыку, мы слышим не только то, что записали музыканты в студии, но и самое помещение. Любое звучание становится смесью звука из динамиков и отклика самого пространства — стен, потолка, мебели и всего остального, что стоит в комнате.
То, что мы воспринимаем как один сигнал, на самом деле становится мешаниной компонентов. В большинстве случаев, звук объединяет:
- Прямой сигнал (англ. Direct Signal) от источника звука (акустической системы или музыкантов);
- Ранние отражения (англ. Early Reflections), отскакивающие от ближайших поверхностей (пол и потолок, стены и мебель);
- Поздние отражения (англ. Late Reflections), представляющие собой либо рыхлое эхо остальных звуков, либо некую кучу сигналов, воспринимающуюся как реверберация.
Ранние отражения — это самые первые отражения, «первоначальная реакция» помещения на сигнал. Они появляются примерно через 80 мс после того, как прямой сигнал доходит до вас из динамиков.
И хотя из текста кажется, что они исключительно негативно влияют на опыт слушателя, они особенно важны, так как дают важные подсказки о нашем местоположении в комнате относительно стен, пола и потолка. Благодаря им мы через уши понимаем и размеры помещения.
Почему нужно контролировать эти отражения?
Ранние отражения дружелюбны, но это не значит, что они не обманывают вас. Когда вы слушаете музыку, некоторые ранние отражения мешают тому, что вы пытаетесь услышать, из-за чего становится непонятно, что именно вы слышите — музыку или свою комнату.
Представьте, что вы слушаете запись двух гитаристов в аудитории с великолепной акустикой. Вы хотите воспринимать звучание оригинального помещения, в котором записывали музыкантов, и слушать запись так, чтобы вам казалось, будто вы находитесь недалеко от них. Чтобы это стало возможным, слышимые вами отражения должны соответствовать тем, которые были записаны в аудитории.
Проблема в том, что большинство помещений для записи — студийные комнаты или концертные залы — больше, чем большинство помещений для прослушивания. Контрольные комнаты и мастеринг-кабинеты, комнаты с домашними кинотеатрами и другие пространства не дают прочувствовать акустическую атмосферу, зафиксированную на записи, так как слишком сильно влияют на сигнал. Всё, что остаётся в этом случае, минимизировать влияние помещения на то, что вы слышите, заглушив точки образования ранних отражений.
Звуковая сцена при прослушивании музыки зависит от того, насколько точно ваша аудиосистема воспроизводит размер, форму и акустику записанного пространства и исполнителей в нём. Сцена позволяет закрыть глаза и воспринимать источники звука ушами, определяя, кто и где находится — можно на слух локализовать сигналы в разных точках пространства. Такие локализованные «вслепую» источники ещё называют фантомными образами или фантомными источниками.
Без борьбы с ранними отражениями звучание пространства будет смешиваться со звуком аудиосистемы, вызывая акустические искажения, называемые гребенчатой фильтрацией. «Гребёнка» окрашивает звук, изменяя его спектральное содержание, маскирует детали и препятствует точной локализации.
Наш слух объединяет прямой сигнал из акустической системы с ранними отражениями и реверберацией, поэтому в помещении мы слышим единый, но смешанный сигнал. Самое неприятное состоит в том, что, в отличие от отражений, прямой сигнал вносит гораздо меньший вклад в общее звучание сигнала.
Всё это выглядит как-то так:
Плохая новость в том, что энергия отражённого звука намного сильнее, чем энергия исходного прямого сигнала, она дольше распространяется по комнате. Затухающие ранние отражения превращаются в поздние отражения и реверберацию. В итоге, характер ранних отражений оказывает огромное влияние на общее звучание и восприятие звука в пространстве.
Хорошая же новость в том, что ситуация поправима — звучание помещения можно формировать по собственному желанию. Установка нескольких акустических панелей в точках, где первоначально возникают отражения, устраняет проблемы и корректирует звучание. Благодаря этому мы можем изменить баланс сил так, чтобы прямой сигнал вносил больший вклад в общее звучание, и создать зону без отражений (англ. reflection free zone, RFZ) вокруг своей точки прослушивания.
При формировании звука комнаты важно найти правильное сочетание прямого и отражённого сигнала. Задержав отражённую энергию на достаточно долгое время, мы создаём условия, в которых отражения не вредят прямому сигналу и не портят звуковую сцену.
☝️АКУСТИЧЕСКИЕ ПАНЕЛИ ОТ SH ACOUSTICS
Для поглощения отражения в точках лучше использовать широкополосные абсорбирующие панели — например, SH STANDART PANEL. Толщина панели зависит от громкости воспроизведения. Несмотря на это, лучше использовать панели не меньше 10 см в толщину.
Для рассеивания или создания диффузного поля в ассортименте SH ACOUSTIC найдутся акустические диффузоры Скайлайн (Skyline), полуцилиндрические диффузоры Poly SH, диффузоры Шредера и клауд-панели.
Кстати, читатели сайта получают скидку 5% на все товары в каталоге — для этого нужно использовать промокод SAMESOUND при оформлении заказа.
Помните, что конфигурация, разрядность акустических материалов и другие характеристики представляют собой тонкий момент, разобраться в котором сходу не выйдет. Если вам требуется консультация по оформлению помещения, пишите нам в мессенджерах или на почту — мы ответим и подскажем, как сделать так, чтобы комната звучала лучше, чем когда-либо. Ну, а заодно заходите на наш сайт — там много всего полезного и интересного для тех, кто оформляет пространство студии.
Создание зоны без отражений вокруг точки прослушивания
Как уже отмечалось выше, акустическое оформление помещения позволяет создать вокруг точки прослушивания зону без отражений — область, в которой вы не услышите начальных отражений. Создать такую зону можно двумя способами:
- Предварительным, построив стены и потолок так, чтобы первые отражения отклонялись в сторону от места прослушивания. Такой способ распространён при проектировании профессиональных студийных комнат.
- Последующим, применяющимся в уже построенных комнатах и полагающимся на акустическую обработку точек первых отражений.
Как найти точки первых отражений с помощью зеркала
Дизайнеры и проектировщики студий звукозаписи используют различное оборудование для поиска точек отражений. С его помощью они планируют зону без отражений вокруг места прослушивания ещё до строительства самого помещения. Однако, если ваша комната уже построена, можно пойти более простым путём и использовать трюк с зеркалом.
Методика простая и потребует участия двух человек:
- Сядьте на своё рабочее место в точке прослушивания.
- Попросите друга взять небольшое зеркало и держать его на уровне монитора или колонки акустической системы. Поставьте «зеркального человека» около левой или правой стены в начале комнаты.
- Попросите друга медленно двигаться вдоль стены по направлению к концу комнаты. Смотрите в зеркало, пока он двигается.
- Когда в зеркале покажется монитор или колонка, отметьте это место на стене.
- Повторите те же действия для противоположной стены, чтобы слева и справа у вас были две отметки.
- Повторите те же действия для задней стены, находящейся за вашей спиной, когда вы сидите в точке прослушивания, и для потолка.
Именно в местах, которые вы отметите на стенах и потолке, возникают первые отражения. Их и нужно акустически оформить дополнительными аксессуарами.
Создание свободной от отражений зоны с помощью эффекта Хааса
Для поиска мест акустической обработки можно также использовать эффект Хааса или эффект предшествования. Сам эффект возникает в момент, когда вы слышите два идентичных сигнала из разных источников с небольшой задержкой между ними.
Если одинаковые звуки поступают в уши одновременно или с минимальной задержкой (в пределах 1 мс), вы слышите один и тот же звук. Если же задержка достигает или превышает 30 мс (если мы говорим о речевых сигналах), то создаётся ощущение, что вы слышите два разных звука.
Если звук из левого динамика задерживается на 15-25 мс, срабатывает эффект предшествования (Хааса). Два источника сливаются между собой так, что нам кажется, будто сигнал идёт только из права динамика. Вместо двух звуков с двух сторон мы слышим только один сигнал с одной стороны. И хотя в реальности звук поступает и справа и слева, слуховая система игнорирует копию.
Представьте, что задержанный звук, о котором мы говорим в рамках рассуждений об эффекте Хааса, — это раннее отражение от стены. Если оно приходит в точку прослушивания через 20 мс после прямого звука из динамика, нам не нужно его обрабатывать, так как слияния сигналов не происходит, восприятие не искажается. Чтобы исказить то, что мы слышим при такой маленькой задержке нужно, чтобы отражение было громче прямого сигнала на +10 дБ, но такое вряд ли возможно.
Вместе с тем ранние отражения длительностью до 15 мс способны вызвать смещение изображения и испортить акустическую сцену, поэтому здесь без дополнительной обработки не обойтись. Европейский союз радиовещания (EBU) и Союз телекоммуникаций (ITU) советуют обрабатывать эти отражения так, чтобы они были на −10 дБ тише прямого звука для всех частот в диапазоне от 1 до 8 кГц. На мой взгляд, лучше пойти ещё дальше и стремиться к уровню −15 дБ для обычных музыкальных комнат и −20 дБ для контрольных комнат и помещений для мастеринга.
Использование временной задержки
Акустическая система должна не только воспроизводить ноты, сыгранные музыкантами, но и пространственные впечатления от места, где был зафиксирован исполнитель. Передача не только инструментов, но и окружения, если позволите, можно назвать Святым Граалем прослушивания. И именно зона без отражений способна найти это сокровище.
Цель заключается в том, чтобы создать достаточно большую задержку между прямым сигналом из колонок и первыми отражениями, создаваемыми комнатой. Такая задержка называется начальной временной задержкой (англ. Initial Time Delay Gap, IDTG) или начальной задержкой сигнала (англ. Initial Sound Delay, ISD). Чтобы различать эти два понятия, я буду говорить о начальной временной задержке ITDG при разговоре о концертных залах, аудиториях и пространствах живых выступлений и о начальной задержке сигнала ISD при разговоре о студийных комнатах.
Цифровые ревербераторы используют время предварительной задержки ITDG для моделирования реальных пространств. С помощью ITDG мозг оценивает расстояние до источника звука и величину пространства, в которое он помещён. Когда мы слышим более длинный ITDG, то воспринимаем источник звука как более близкий к нам, и наоборот. В реальности ITDG зависит от расположения источника звука в пространстве, его размеров и положения самого слушателя.
Чтобы передать настоящее ощущение глубины и близости, ISD-задержка в вашей комнате прослушивания должна быть длиннее, чем ITDG в помещении, где был записан сигнал. Таким образом задержка в комнате позволит услышать первые отражения, закодированные на записи, до появления реальных первых отражений в помещении.
Большинство концертных залов мирового класса имеют значения ITDG между 12 и 25 миллисекундами, и около 20 мс в самых высококлассных залах.
При создании точки свободной от отражений в своей комнаты мы можем использовать эти знания для более эффективной организации места. Большинство контрольных комнат в студиях звукозаписи используют зону без отражений, при этом их создатели учитывают задержку ISD.
20 мс для контрольной комнаты с зоной свободной от ранних отражений — это хороший минимальный целевой показатель ISD-задержки. За 20 мс звук проходит порядка пяти метров, поэтому это значение подбирается исходя из реального размера помещения.
Таким образом, чтобы добиться хорошего звучания нужно сделать так, чтобы прошедшая мимо ваших ушей прямая звуковая волна либо была должным образом обработана, либо прошла ещё пять метров прежде, чем она вернётся к вам в уши в виде первого отражения.
Самый простой способ добиться целевого показателя — использовать звукопоглощающие панели на боковых стенах и потолке, установив их в точках первичных отражений. Поглотители лучше дополнить диффузионной задней стенкой для создания необходимой ISD-задержки. Так мы обеспечим минимальное время в пределах 20 мс на расстоянии примерно трёх метров от задней стены.
МЁРТВЫЕ КОМНАТЫ LEDE (LIVE END, DEAD END)
При проектировании студийный комнат некоторые инженеры отдают предпочтения концепции мёртвой комнаты LEDE (Live End, Dead End). В таких помещениях передняя часть комнаты делается полностью мёртвой и глухой для поглощения отражений, а задняя — диффузной. Пик популярности таких комнат пришёлся на 1980-е годы, однако постепенно проектировщики отошли от подобных пространств.
Благодаря современной технике акустических измерений, именуемой спектрометрией временной задержки (англ. Time Delay Spectrometry, TDS), проектировщики могут анализировать амплитудно-частотную характеристику комнаты, более точно определяя её сильные и слабые места, и подбирая лучшее место для зоны прослушивания. Анализ также позволяет отказаться от мёртвых частей в комнате, что значительно упрощает проектирование и улучшает общие характеристики пространства.
Таким образом, соблюдая задержку в 20 мс, мы можем слышать запись в том виде, в котором она была создана, улавливая как инструменты, так и само пространство, где исполнялась музыка. При правильной настройке акустической системы получится воспринимать все пространственные характеристики зала с потрясающей реалистичностью, правильным ощущением ширины и глубины. Вам будет казаться, что вы находитесь в том же зале, где играет музыкант на записи.
Было бы прекрасно, если бы все комнаты для прослушивания музыки или домашние студии могли достичь таких показателей, однако это далеко от реальности. Домашним помещениям зачастую не хватает места, поэтому создать в них зону без отражений по критериям EBU и ITU достаточно сложно, хотя и не невозможно.
Если вы не готовы перестраивать помещение или просто хотите улучшить характеристики своей домашней студии, стремитесь к ISD-задержке в пределах 10-12 мс. Главная цель состоит в том, чтобы качественно рассеять все первые отражения и заглушить их до того, как они попадут к вам в уши.
Реклама. ИП Шульга Артем Сергеевич
ИНН 770301861984
ERID 2VtzqvK17oL