Очевидный и всем известный факт: гитара — один из самых популярных и универсальных инструментов. Этот инструмент без проблем вписывается в любые музыкальные стили, вне зависимости от их особенностей, тяжести звучания и смысловой нагрузки — любая музыка становится лучше благодаря качественной и кайфовой гитарной партии.
Из этого материала вы узнаете, на какие частоты нужно обратить внимание при сведении гитары, как управлять атакой инструмента, устранять нежелательные звуки и реверберацию, а также бороться с рядом других популярных проблем.
Гитара невероятно универсальный инструмент, который без проблем вписывается в любой стиль музыки, будь то фанк, поп, трэп, джаз или даже эмбиент. Кайфовая качающая партия зачастую похожа не некий незаметный элемент успеха: с ней песня радует слух, без неё — моментально становится безжизненной, хотя изначально так не кажется. Суть в том, что такие характеристики гитарной партии как «кайфовая», «качественная» и «качающая» говорят не столько о самой игре, сколько о звучании гитары в миксе. В первой части советов по обработке популярных инструментов мы говорили о вокале, вторая пригодится тем, кто взялся за сведение гитары.
Дисклеймер
Так как серия советов создана на основе материалов iZotope об использовании плагина iZotope Neutron 2, в качестве иллюстраций используются скриншоты именно этого виртуального инструмента. Тем не менее советы вполне универсальны, поэтому воспользоваться ими можно при работе с любыми плагинами.
Другие материалы серии
Сведение ударных: 7 советов для чистого и сбалансированного звучания барабанов
Сведение вокала: 9 советов для отличного звучания голоса в ваших миксах
1 Частотные диапазоны электрогитары
Сведение гитары и её эквализация, как и работа с любым другим инструментом, требует. Хорошая новость: сформировать желаемый гитарный саунд и исправить большинство проблем обычно можно одним лишь эквалайзером. Тем не менее перед любым усилением или ослаблением сигнала, нужно найти все проблемные места в гитарном звуке.
Упростить поиск проблемных зон реально, если знать, в каких частотных диапазонах живет гитара (см. Таблица звуковых частот и частотных диапазонов для эквализации) и что с ними нужно делать. Зная эти зоны, вы быстрее найдете проблемы в звуке, а сведение гитары станет намного проще.
ВАЖНО!
Слишком многое зависит от самой гитары. Представленные ниже диапазоны нужно воспринимать только как отправные точки, которые нужно обязательно проверить. Единого рецепта для того, чтобы «сделать отлично» не существует (полагайтесь только на свой слух), а то, что хорошо для Gibson Les Paul, может совершенно не помочь какому-нибудь Fender Stratocaster или ESP Eclipse.
Противный низ
Начать эквализацию электрогитары стоит с фильтрации частот в районе нижнего низа. Возьмите за правило: смело отсекайте все, что ниже 100 Гц. Главное здесь — вовремя остановиться. Отрезайте низ до тех пор, пока сигнал не станет тонким и плоским, после чего открутите фильтр слегка назад.
Акустическим гитарам нужно чуть больше низких частот, особенно если в треке нет баса или гитара долгое время играет одна. Порогом здесь станет отметка до 80 Гц. При этом, в зависимости от саунда гитары и преследуемых целей, частоту в 80 Гц можно усилить, чтобы слегка подчеркнуть басовую составляющую акустики и придать ей больше веса.
Делаем звук мощнее
Придать больше мощи гитаре поможет зона в районе 150 Гц. Эквализация этой области должна быть аккуратной, так как усиление может слишком задрать частоты в районе среднего низа. Работать с диапазоном 150-200 Гц стоит только в том случае, если сигнал звучит слишком тонко и плоско, а от гитары хочется более плотного, басовитого и мощного звука.
Фундаментальная частота
Усиление в районе 500 Гц может привести к неприятным столкновениям сигналов электрогитары и рабочего барабана. Делая сведение гитары, убедитесь, что звуки этих двух инструментов не мешают друг другу.
Присутствие
Если звук становится слишком плоским, подрезка в районе 1-2 кГц может вернуть ему округлость. Тем не менее, если звук теряет в присутствии, стоит усилить частоты в районе 3 кГц, чтобы немного выдвинуть гитару на передний план.
Высокочастотное шипение
Гитары с большим количеством дисторшна могут добавить в микс определенное количество шипения и других шумов в районе высоких частот. Следите за этим и будьте аккуратны, когда эквализация гитары идет в районе верхней середины (см. Таблица звуковых частот и частотных диапазонов для эквализации). Слишком сильное усиление сделает шипение более заметным и неприятным.
Отношения с вокалом
Если гитара мешает вокалу, то исправить ситуацию поможет широкое ослабление в районе 3-5 кГц. Такой прием освободит место вокалу, особенно в плотном миксе.
Ясность
Освобождение пространства для вокала может сделать звучание гитары несколько туповатым. Чтобы компенсировать ранее вырезанные частоты, добавьте небольшие усиления в районе 8 кГц — это придаст звуку больше ясности.
Подобный ход лучше всего сработает для акустической гитары или электрогитар на чистом звуке. Легкое усиление в зоне 8 кГц вместе с ослаблением в районе 3-5 кГц не только прорежет вокал сквозь микс, но и сохранит характер звучания электрогитары.
Ещё об эквализации гитар
Эквализация гитар. Общие советы
Основы эквализации: когда нужно усилить частоты, а когда ослабить
2 Расширяем стереополе для более объёмного звука
Порой нам хочется, чтобы гитары звучали широко, объёмно и даже размашисто, но по ряду причин такой результат недостижим сам по себе. Иногда гитара записывается одним микрофоном, иногда двумя, но все равно звучит узко и дабл-трек здесь не спасает.
В зависимости от исходного материала и желаемого результата, быстро исправить ситуацию можно стереорасширителем. К примеру, такой функционал присутствует в iZotope Neutron 2 в виде слайдера Width.
На изображении Neutron 2 активирован на шине, куда поступает сигнал нескольких дорожек мандолины. Если посмотреть на настройки плагина, то можно заметить, что все модули деактивированы, а Neutron будто бы работает вхолостую. Это не так: рядом с монитором входного сигнала размещён слайдер Width, сдвинутый вправо. Чем правее положение регулятора, тем шире и объёмнее становятся гитары.
3 Использование Neutron 2 Track Assistant на шинах
Использование гитарных шин обычно сопровождается кропотливой работой с частотами, позиционированием в миксе и динамикой. Самая большая сложность в том, что непонятно, с чего начать сведение электрогитары. Здесь-то и пригодится умный помощник Track Assistant, входящий в большинство разработок iZotope.
Поместите Neutron 2 на шину или дорожку и запустите ассистента. Алгоритм спросит, к чему вы готовите трек, а затем проанализирует контент дорожки по мере её воспроизведения. После анализа Track Assistant активирует модули и подберёт их настройки на основе сигнала. Если результат работы ассистента вас устроит — оставьте все как есть, если не устроит — вы хотя бы будете знать, на какие проблемы сигнала обратил внимание алгоритм.
4 Управляем атакой
Одной из основных проблем музыкантов, выполняющих сведение гитары, становится атака. Мы знаем, что хорошая атака — залог ярко и чётко звучащей гитарной партии. Слишком сильная атака моментально перегрузит сигнал при дальнейшей обработке, слишком слабая сделает гитару тихой и неубедительной.
Беда в том, что понятие «хорошая атака» — очень субъективное, у каждого из нас свои представления об атаке. Учитывая то, что она зависит от десятка факторов (используемого медиатора, калибра, возраста, материала и марки струн, конфигурации звукоснимателей, особенностей партии и игры, подхода к записи, используемого оборудования), гитарному треку может потребоваться ослабить или усилить атаку. Помочь в этом вопросе сможет редактор транзиентов или плагин типа Transient Shaper.
В отличие от большинства подобных плагинов, транзиент-шейпер в составе Neutron 2 — многополосный. Мы знаем, что атака датчиков живёт в районе средних и высоких частот, поэтому наличие нескольких полос обработки тут как нельзя кстати — можно изменить атаку, не затронув нижний и средненижний диапазон.
На изображении выше видно, что в плагине активированы первая и третья полосы. Первая работает в байпас-режиме. В качестве точки пересечения выбран регион в районе 2,6 кГц — именно здесь третья полоса изменяет атаку.
К примеру, чтобы исправить атаку и сделать её мягче, форму контура (опция Countour) лучше установить в значение Medium. Режим огибающей должен быть сбалансированный, так как два других режима работы ослабят атаку слишком сильно или, наоборот, слабо. Параметр Attack Gain, отвечающий за усиление атаки, установлен на −7 дБ, чтобы сделать резкую атаку мягче (для обратного эффекта нужно повысить этот параметр).
Следить за изменением атаки можно прямо в интерфейсе плагина. Обратите внимание на цветную линию поверх формы звуковой волны: она отражает все изменения гейна, которые вносятся в сигнал шейпером.
5 Выравниваем частотную картину, устраняем проблемный резонанс
Гитаристы носятся по грифу так, будто он сделан из лавы: никто не задерживается на одном месте надолго, даже если партия проще некуда. Беда в том, что звучание гитар отличается в разных положениях, и речь здесь не о том, что на 12-15 ладу струны дают высокий звук, а на 1-3 — низкий. У каждого инструмента существует зона в пару ладов, где звук получается значительно громче, с нежелательным и неестественным преобладанием нижнего низа.
Управлять низкими резонансными частотами можно динамическим эквалайзером. С его помощью нужно определить проблемную область гитары и вырезать на ней весь резонанс, не затронув оставшуюся часть сигнала. Активируйте на дорожке или гитарной шине динамический эквалайзер и установите одну из полос так, чтобы она фильтровала сигнал в районе 100 Гц — обычно резонанс в нижних частотах появляется именно здесь. Вырез должен быть точечным и узким, чтобы не навредить остальным частотам.
6 Добавляем тела и присутствия расширителем
Скудный и плоский звук электрогитары начисто убивает даже самый крутой и мощный рифф. Именно по этой причине гитаристы и звукорежиссеры так ценят лампу и аналоговую плёнку, и не любят запись в линию. Придаваемая аналоговым стаффом окраска в среднечастотном диапазоне считается настоящей «магией», тем самым теплом, ламповостью и прочим.
Так как доступ к лампе и плёнке — вопрос бюджета, гармонически окрасить сигнал гитары можно эксайтером (специальным возбудителем, синтезирующим гармоническую составляющую звука). Желательно, чтобы он оснащался несколькими режимами обработки, предлагая эмуляции плёнки, лампы и прочего аналогового добра. К примеру, эксайтер в Neutron 2 не только может имитировать влияние ламп и плёнки, но и делать это независимо для разных диапазонов частот. Благодаря этому можно сатурировать низкие частоты до 126 Гц на 4,4 дБ эмуляцией плёнки, а середину окрасить на 3,3 дБ ламповый эмуляцией.
7 Фильтруем сигнал для смягчения шипящих высоких частот
В мире записи в линию и гитарных эмуляторов электрогитары и акустика зачастую неестественно шипит в районе верхнего верха. Логично, что верх можно подрезать эквалайзером, но такое решение обычно делает звук скучным и даже тупым. Чтобы избежать такого преображения звука, высокие частоты нужно аккуратно отфильтровать и компенсировать отсеченную информацию эксайтером.
Настройте эквалайзер так, чтобы он работал в качестве лоу-пасс фильтра, выборочно отрезая высокие частоты. После эквалайзера поместите эксайтер, с помощью которого восстановите гармоническую составляющую верхнего диапазона. На изображении выше используется Neutron 2, но аналогичного эффекта можно добиться и плагинами других разработчиков.
8 Устраняем слишком большое количество окружения в сигнале
Записанная в неподготовленном помещении через усилитель гитара зачастую звучит не так круто, как нам хотелось бы. Столкновения частот и активный резонанс делает отзвук комнаты слишком ярким, а гитару раздражающей. Делая сведение гитары, вы можете снизить количество комнаты в итоговом сигнале многополосным гейтом.
С помощью гейта нужно ограничить уровень верхней середины и высоких частот. Причина такого хода проста — частоты в этих диапазонах быстрее распространяются по комнате, чем низкие звуки. На изображении выше модуль гейта Neutron 2 работает с двумя полосами. Полоса 3 настроена на ограничение высоких частот, Полоса 2 — средних. Ограничение реверберации помещения происходит без участия эквалайзера, что сохраняет характер звучания самого инструмента: мы ничего не вырезали и не усилили в самом звуке, поэтому при игре гитара будет звучать точно так же, только с меньшей реверберацией.