Как и любой другой музыкальный инструмент, гитара требует собственного подхода к процессу эквализации. Эквализация позволит сделать звучание инструмента более сочным и правильным, а также исключить ситуации, когда шестиструнная подруга мешает остальным инструментам в миксе.
В большинстве случаев эквализация гитары носит лишь общий характер. Так, например, записанный звук гитары можно украсить путем поднятия диапазона от 3000 до 6000 Гц по своему вкусу, а также опусканием бубнящих деталей звука гитары где-то в районе 300 Гц. Конечно, данные советы носят общий характер и очень сильно зависят как от самого инструмента, так и от струн, которые натянуты на него.
Эквализация акустической гитары
Самая частая проблема, связанная с записанным звуком гитары, заключается в своеобразной «бочковатости» звука. Причиной такого саунда может служить множество факторов: неподходящие микрофоны, использовавшиеся для записи, неправильное положение микрофона в процессе записи гитары, акустические особенности самого помещения или, в конце концов, низкое качество самого инструмента.
Решить проблемы поможет правильная эквализация акустической гитары. Частоты, которые стоит вырезать, обычно можно обнаружить в диапазонах между 200 Гц и 500 Гц. Устраняем. Без остатка. Без сожаления.
Усиление саунда в области нижней середины скорее всего сделает звук инструмента слишком резким. Во избежание этого рекомендуется применять hi-shelf фильтр в эквалайзере, если целью эквализации ставится придание звуку яркости.
За полноту саунда отвечает диапазон в районе 80 Гц. Тело (основа) звука акустической гитары находится где-то в районе 240 Гц. Эффект присутствия (presence), скорее всего, обнаружится в районе 2-5 кГц. За атаку отвечает частота в области 3,5 кГц. В зависимости от инструмента и желаемого результата, экспериментируйте именно с этими частотами.
Эквализация электрогитары
Эквализация электрогитары мало чем отличается от эквализации акустической гитары. Самая нижняя частота у электрогитары скрывается в области 80 Гц. Для устранения той самой «бочковатости», которая имеется и у электрогитар, стоит вырезать частоту 200 Гц. Если имеется (а он наверняка имеется) неприятный резкий призвук в звучании гитары — ослабьте эквалайзером область в районе 1 кГц.
Чтобы добавить звучанию гитары некой «язвительности», сделать звук более «жалящим» (особенно в рок-музыке), стоит поэкспериментировать с областью от 1,5 кГц до 4 кГц. Поищите нужную частоту, в зависимости от самой гитары, и убирайте ее до тех пор, пока не будете удовлетворены результатом.
В дополнение можно попробовать поэкспериментировать с областью в 6-10 кГц, но сделать это с помощью колоколообразного фильтра.
За полноту звука у электрогитары отвечает область от 240 до 500 Гц. Придать теплоты звучанию можно с помощью изменения частоты 400 Гц. Изменить читаемость струн можно в районе 2,5 кГц. Для изменения эффекта присутствия (presence) стоит обратить внимание на область от 1,5 до 2,5 кГц. Также можно срезать частоту в 1 кГц, хуже не станет.
Эквализация бас-гитары
Процесс эквализации бас-гитары требует более тщательного подхода, чем эквализация электрогитары или акустической гитары. Бас-гитара, как ни крути, служит источником всех тех низких частот, которые мы стремимся минимизировать в звучании остальных инструментов.
Четкость звучания баса находится в районе 800 Гц. Слишком высокий уровень низких частот приведет к смазыванию звучания бас-гитары, сделает его похожим на бубнеж.
К созданию саунда баса зачастую применяют следующий подход: полностью вырезать все частоты ниже 150 Гц, добиться нужного тембра при помощи эквалайзера на средних частотах, а затем начать возвращать низкие частоты, срезанные до этого, пока саунд не обретет необходимую энергию и мощь.
Избыток низких частот, как и недостаток средних, приводит к тому, что звучание баса становится неопределенным. Есть хорошая аналогия для этой ситуации. Представьте себе бугор, который закрывает своей высотой все, что находится за ним. Вот точно также избыток низких частот скроет за собой все остальные.
В зависимости от модели бас-гитары, может понадобиться сделать усиление в области 2000 Гц, особенно если в композиции есть моменты, где на бас делается опора или он играет соло-фрагмент. В некоторых случаях хорошим тоном будет поднять область в районе 40 Гц — это придаст звуку баса плотную основу.
Низ звучания бас-гитары, где можно обнаружить самое-самое мясо — где-то в диапазоне от 50 до 80 Гц. Атаку баса можно усилить или ослабить в области около 700 Гц. Придать щелчок (или убрать его вовсе) можно в районе 2,5 кГц.
В общем и целом, все зависит от стиля музыки и конкретного инструмента, звук которого мы собираемся изменить с помощью эквалайзера. Советы выше стоит применять как ориентир в достижении отличного звука своего инструмента.
Удачи в вопросе эквализации гитары, ребята! Рок-н-ролл!