Саунд-дизайнеры Марк Манджини и Тео Грин, работавшие над звуковым оформлением фильма «Дюна» Дени Вильнёва, создали характерный звук песчаного червя, засунув микрофон в рот и втянув много воздуха. Об этом специалисты рассказали в ходе беседы с изданием Wired.
В ходе общения с журналистами Wired, Грин и Манджини рассказали о подходе к звуковому дизайну при работе над «Дюной» Дени Вильнёва. Дизайнеры, также работавшие с режиссёром над оформлением «Бегущего по лезвию 2049», заметили, что философия их работы строится на принципе «создания звуков, которые мы могли бы встретить и узнать в нашей вселенной».
Звучание песка
Свой подход к работе дизайнеры называют FDR или Fake Documentary Realism (рус. Поддельный документальный реализм). Идея в том, чтобы «Дюна» звучала подобно документальному фильму, снятому командой, отправленной на Арракис. «Мы не хотели, чтобы звук был слишком „саунд-дизайновым“», — замечает Грин.
Вильнёв настаивал, что звучание песчаных червей должно быть таким, чтобы они ощущались «больше, чем Годзилла». Вместе с тем режиссёр подчёркивал, что Шаи Хулуд должен вызывать у зрителя не страх, а восхищение и благоговение.
По словам Грина, самым удивительным в работе с Вильнёвым оказалось то, что режиссёр не давал референсов. «Чаще он приводил другие фильмы в качестве примера того, как делать не надо», — вспоминает Тео Грин.
Чтобы воплотить видение режиссёра, Манджини и Грин создали не типичный «монстровый» звук (как в нашем примере с созданием звука Годзиллы), а стрекочущий сигнал, сообщающий о прибытии песчаного червя.
Получить нужный звук помогли подводные микрофоны — гидрофоны. Оборудование привезли в калифорнийскую Долину смерти, где устройства закопали в песок, чтобы записать его движение. Позднее сигналы объединили с хрустом коры деревьев и шелестом листьев лозы, чтобы получить звук, сопровождающий движения червя на экране.
Наконец, для озвучания сцены, в которой песчаный червь поглощает харвестер пряности, Манджини поместил микрофон себе в рот, а затем втянул большое количество воздуха. Таким образом у специалиста получилось создать сигнал, передающий состояние окружающего мира при поглощении червём гигантской машины.
Помимо Грина и Манджини над фильмом также работала Сандра Фокс — специалист по шумовым эффектам или фоли-артист. По словам девушки, работа над звуком велась в аскетичной канадской студии Footsteps. Фокс описывает рабочее пространство как «массивную звукоизолированную комнату с шестиметровыми потолками и отсутствием окон».
Фокс работает в этой студии несколько лет, ежедневно создавая тысячи звуковых эффектов для фильмов, сериалов и мультсериалов. Так, например, девушка работала над эффектами к сериалам «Викинги» и «Рассказ служанки», и фильмам «Планета обезьян: Революция» и «Робот по имени Чаппи». Однако в течение последнего года все силы Сандры были сосредоточены над звуком «Дюны».
Фоли-артисты, которых в России часто называют шумовиками, создают звуковые эффекты на основе видеоряда фильма. Задача шумовика в том, чтобы подобрать подходящие шумы, точно передающие происходящее в выдуманном мире фильма. «Я та, кто физически издаёт звуки перед микрофоном, пока звукорежиссёры записывают эти сигналы и синхронизируют их с видеорядом», — рассказывает Фокс.
Для Фокс работа над «Дюной» оказалась не самой простой. Планета Арракис, на которой разворачивается действие ленты, представляет собой огромную пустыню. Команде фоли-артистов предстояло найти звуки, делающие пустыню запоминающейся, и вписывающие её в фильм как полноценного персонажа.
Для озвучки песка команда тестировала звучание более 15 различных материалов — от семян чиа и киноа, до птичьего корма, кунжута и просеянного песка. В итоге выбор пал на звук семян чиа и риса на полу. Фокс отмечает, что комбинация этих материалов, рассыпающаяся с разной интенсивностью, озвучила весь песок в пустыне Арракиса.
В разговоре с Popular Mechanics девушка отметила, что озвучание «песчаной походки» стало «самым хитрым звуком», который ей приходилось создавать. Из-за случайности движений походка представляет собой методику передвижения, не привлекающую внимание песчаных червей. Шаги сильно отличаются друг от друга длиной и силой поступи, поэтому для записи пришлось провести множество сессий с рисом и семенами чиа.
Фокс также отметила, что работа с песком — одна из самых сложных в звуковом дизайне. «В реальности песок звучит практически одинаково с каждым нашим шагом. Не важно, как вы идёте — звук остаётся всё тем же. Поэтому по-настоящему трудно выразить все эти изменения в звуке», — рассказала Фокс.
Инструменты
Для записи шумов не требуется большое количество оборудования, а используемые инструменты меняются в зависимости от поставленной задачи. «Обычно мы используем шотган-микрофоны, самым популярным из которых в нашей работе является Sennheiser MKH 60», — рассказывает Фокс.
Тем не менее для озвучки «Дюны» был выбран Sennheiser MKH 8020. Всенаправленный микрофон безупречно улавливает любые сигналы, включая речь, благодаря чему звук сам по себе приобретает нужную глубину, замечает девушка.
Постобработка сигнала чаще всего ведётся в Pro Tools. «Можно работать в разных программах и DAW, но, в конце концов, все звуки должны быть переданы в виде синхронизированной с видеорядом сессии Pro Tools. По этой причине большинство людей в нашей области предпочитают работать в этой программе», — рассказывает Сандра.
По мнению девушки, начать свой путь в шумовом оформлении фильмов и сериалов можно с минимальным набором оборудования и бесплатными программами для записи музыки — той же Audacity. «Большая часть недорогого оборудования начального уровня вполне подходит для записи качественных шумов», — утверждает Фокс. — «К примеру, в студии мы время от времени работаем с портативным рекордером Zoom H4n, так что работать можно практически с любыми устройствами, если они могут решить поставленную задачу».
Однако даже с премиальным оборудованием бывает сложно записать некоторые распространённые и нежные звуки: например, те, которые мы слышим, когда люди потирают ладони или чешут голову. «Деликатность, необходимая для создания подобных звуков, порой заставляет шумовика задерживать дыхание на неприятно долгое время, чтобы добиться правильного звучания без дополнительного шума», — делится особенностями своей работы Фокс.
«Потребуется немало времени, чтобы научиться ходить на месте для правильной озвучки шагов на экране. Микрофон стоит на одном месте, ты стоишь строго перед ним, а персонаж на экране идёт вперёд или назад. Пройти на месте, синхронизировавшись с видеорядом, становится невероятно сложно», — продолжает девушка.
Реалистичная передача шагов сложна сама по себе, а передача шагов по песку становится ещё сложнее. Фокс отмечает, что шаги на песке отличаются большим количеством нюансов и требуют не одного десятка попыток для правильного изображения в звуке. «На экране вы видите, что при каждом открытии двери в помещение попадает немного песка — он буквально находится повсюду. Чтобы шаги в помещениях звучали аутентично, мы насыпали настоящий песок в студии и ходили по нему», — вспоминает Сандра.
Возвращаясь к истории с комбинацией риса и семян чиа, девушка вспоминает, что идея принадлежит Горо Кояме — другому фоли-артисту, работавшему над «Дюной». Объединение материалов придало нужную глубину звучания песка. «Благодаря этому мы смогли передать разную силу шага, сосредоточившись на том, как сильно ноги погружаются в песок. Более тяжёлые ступни опускаются в песок глубже и звучат ниже, более лёгкие остаются ближе к поверхности и звучат мягче», — продолжает фоли-артистка.
Другой сложностью стали стилсьюты (конденкостюмы) — экипировка, позволяющая сохранять жидкость и выживать в пустыне. «Они должны быть лёгкими и прочными, с органичным звучанием. Внутри костюма находится механизм, приводимый в движение шагами», — объясняет Сандра особенности костюмов в мире «Дюны». — «Каждый раз, когда кто-то делает шаг в костюме, жидкость циркулирует по всему костюму».
Раскрывая особенности работы шумовика, Фокс отмечает важность совместной работы с другими специалистами. Каждый человек вносит свои идеи, развивая звуковой образ на экране: так, например, Марк Манджини создал основные звуки песчаных червей, а Фокс и Кояма добавили мелкие детали — такие, как звук падающего песка с тела создания.
Вместе с тем вдохновение черпалось прямо из первоисточника — романа Фрэнка Герберта. По словам Энди Малкома, руководившего работой специалистов по шумовым эффектам, в книге содержится много звуковых описаний мира. «Мы собрали сотни открывков из книги, и ссылались на них, когда нам нужен был какой-либо новый звук», — заключает Малком.