in

По ту сторону музыки: студийные хитрости популярных песен и альбомов

Что стоит за характерным звучанием хитов The Beatles, Rolling Stones, Portishead и других исполнителей.

студийные секреты известных исполнителей, студийные секреты дэвида боуи the beatles rolling stones the cars portishead radiohead

В каждой хитовой песне всегда есть что-то большее, чем простое подключение инструмента к аппаратуре. Музыканты как никто другой понимают, что правила существуют для того, чтобы их нарушать. Желая сделать свою музыку ярче и интереснее, одни изменяют конструкцию гитарных усилителей, другие используют кассетные рекордеры, а третьи без зазрений совести записываются на пиковых значениях.

SAMESOUND.RU рассказывает о неизвестных подробностях и особенностях записи хитов The Beatles, Nirvana, The White Stripes, Дэвида Боуи, Эми Уайнхаус и других исполнителей.


The Beatles — Revolution

Покупатели сингла The Beatles «Hey Jude» возвращали пластинку обратно в магазины. На второй стороне винила Битлы поместили песню «Revolution» — ее саунд был настолько взрывным и жгучим, что люди думали о дефекте пластинки, хотя на самом деле так в песне звучала гитара и ударные.

Звукорежиссер Джефф Эмерик подключил гитару Джорджа Харрисона напрямую к звукозаписывающей консоли. Барабаны подверглись сильной компрессии и прошли через несколько лимитеров. Затем Эмерик обработал звук двумя ламповыми предусилителями, которые соединил между собой: перегруженный звук с первого преампа поступал на второй, где дополнительно обрабатывался дисторшном.

Rolling Stones — Street Fighting Man

https://www.youtube.com/watch?v=muJCXvvdlBU

Несмотря на явное электрическое звучание композиции, единственный электроинструмент, участвовавший в записи, — это бас.

Барабанщик Rolling Stones Чарли Уоттс записал ударные на ученической установке 1930-х годов. Ударные были настолько малы, что помещались в специальный чемодан, который служил одновременно бас-бочкой комплекта.

Кит Ричардс писал гитару через кассетный плеер Philips, который перегружал звук без каких-либо эффектов — мощность гитары была слишком велика для этого аппарата, который не имел встроенного лимитера, предотвращавшего перегрузку сигнала при воспроизведении и записи. Позднее Ричардс обнаружил, что при определенном подключении акустическая гитара звучит подобно электрогитаре. Кит подключил небольшой кассетный проигрыватель к крупному внешнему динамику и играл свою партию параллельно — это придавало глубины гитарному звуку.

Radiohead — альбом «Kid A»

Альбом «Kid A», получивший свое название в честь первого клона человека, — результат кропотливой работы в Pro Tools и Cubase. Radiohead хотели добиться нового звучания, какого не было ни у одной группы ранее. Несмотря на то, что на пластинке встречается струнный оркестр, джазовая валторна и другие необычные музыкальные инструменты, саунд композиций «Kid A» целиком построен на электрогитарах и синтезаторах. Radiohead не скрывали, что большая часть электронного саунда сделана с помощью синтезатора Moog Rogue.

Футуристическое звучание открывающей композиции «Everything in Its Right Place» получилось благодаря родес-пиано Fender Rhodes Mark I и синтезатора Sequential Circuits Prophet 5. Звук электропианино и синтезатора дополнили Волнами Мартено (англ. Ondes Martenot) — монофоническим электронным музыкальным инструментом, созданным в 1928 году одним из предвестников современного синтеза звука Морисом Мартено. Инструмент чем-то схож с терменвоксом и получил большую популярность после выхода сериала «Звездный путь», где Волны Мартено использовались при исполнении заглавной темы космической саги.

Помимо роли вокодера в «Everything in Its Right Place», Волны Мартено можно услышать в песнях «How to Disappear Completely» (мощный синтезаторный звук, проходящий через всю песню) и «The National Anthem», где Волны дублируют басовую линию.

В основе мелодии синтезатора в «Idioteque» лежит сэмпл из песни Пола Лански «Mild Und Leise». Во время записи в 1973 году, Лански использовал компьютер IBM 360/91, созданный специально для музыкантов — именно этот компьютер и генерирует почти все звуки в песне. Компьютер оснащался жестким диском на 1 Мб и специальными платами расширения, работавшими с языком программирования «Music 360».

The Kinks — You Really Got Me

Гитарист The Kinks Дейв Дэвис рассказывал, что характерный звук композиции придают гитара Harmony Meteor и небольшая голова Elpico. Дэвис вспоминал, что хотел записывать песню на усилителе Watkins Dominator, но не мог его купить — устройство было слишком дорогим.

Сигнал электрогитары поступал сначала на гитарную голову Elpico, а затем отправлялся на вход другого усилителя — Vox AC-30. Чтобы получить искаженный звук, Дэвис подключил к Elpico две колонки, динамики которых он проткнул спицами и подрезал бритвой.

студийные секреты известных исполнителей, студийные секреты дэвида боуи the beatles rolling stones the cars portishead radiohead
Усилитель Elpico (Elpico Amp).

Шел Талми, звукорежиссер сессии записи, снимал сигнал с Elpico и колонок двумя микрофонами. Благодаря этому он смог параллельно записать несколько дорожек гитары, чтобы в дальнейшем обрабатывать их независимо друг от друга. В конечном миксе осталось только два гитарных трека, наложенных друг на друга: на одной дорожке звучала чистая гитара, а на другой — обработанная лимитером.

Led Zeppelin — When The Levee Breaks

Одним из ярчайших примеров необычных методов записи является композиция Led Zeppelin — «When The Levee Breaks». Запись песни проходила на студии Headley Grange, которая находилась в заброшенном многоквартирном доме.

Барабанщик Led Zeppelin, Джон Бонэм поставил установку на лестничной клетке дома. Так как над этажом находилось еще около трех-четырех пролетов, у звукорежиссеров возникли проблемы с расстановкой микрофонов — некоторые из них пришлось крепить на лестничных перилах на большом удалении от барабанов. Несмотря на неудобства, такое расположение микрофонов сделало звук барабанов объемнее.

Партия губной гармошки записали с эффектом обратного эхо, а остальные инструменты специально замедлили во время воспроизведения. Все эти приемы сделали звучание песни жутким и пространственным.


ГАЛЕРЕЯ: Что находится по ту сторону обложки альбома «Led Zepellin IV»

The Velvet Underground & Nico — альбом «The Banana Album»

Первый альбом The Velvet Underground был записан на трех студиях в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. При этом нью-йоркская студия Scepter Studio отличалась необычным устройством помещения: в полах были проделаны огромные отверстия, которые добавляли звуку объема. Клавишник и скрипач группы Джон Кейл вспоминал, что музыкантам приходилось в буквальном смысле смотреть за каждым своим шагом, чтобы не провалиться в подвал.

Помимо этого, студийная комната была устроена таким образом, что звучание инструментов было слышно в каждом микрофоне. Из-за сильного проникновения и пересечения сигналов, записанные в Scepter Studio песни отличались особенной атмосферой.

Студийное оборудование известных групп
The Velvet Underground в нью-йоркской студии Scepter Studio на записи песни «Heroin«.

Чтобы сделать саунд еще более необычным, барабанщица Морин Такер отказалась от использования цимбал и тарелок. В свою очередь, Джон Кейл поставил на скрипку струны от гитары и мандолины, что создавало эффект «реактивного двигателя», который можно услышать в песнях «Venus in Furs» и «Heroin». Лу Рид специально играл на не настроенной гитаре Gretsch Country Gentleman, а в песнях «Venus in Furs» и «All Tomorrow’s Parties» и вовсе настроил все струны на одну ноту.

Закрывающая альбом композиция «European Son» запоминается какофонией звуков, созданной при помощи ударов стулом по алюминиевым пластинам. Джон Кейл говорил, что этот пласт звуков напоминает ему звук разбитого стекла или челесту, и отлично контрастирует с песней «Sunday Morning», открывающей альбом.

The Strokes — Is This It

Джулиан Касабланкас хотел, чтобы вокал в «Is This It» звучал легко и раслабленно, причем эти ощущения должны возникать из-за особенностей звуковоспроизведения, а не звукоизвлечения. Добиться искомого звука удалось с помощью двух разных микрофонов.

Звукорежиссер Гордон Рафаэль в качестве основного микрофона использовал Audio-Technica 4033A, который славится точным, теплым и бархатным звуком. Микрофон подключался к предусилителю Avalon 737 и восьмифутовому усилителю Peavey. Сигнал Audio-Technica проходил через предусилитель и попадал на консоль звукорежиссера, а сигнал с усилителя Peavey транслировался в отдельное помещение, где снимался микрофоном Neumann TLM103.

Чтобы минимизировать проникновения звуков хай-хэта и рабочего барабана в другие микрофоны записывающие ударные, барабанщик The Strokes Фабрицио Моретти записывал рабочий барабан и хай-хэт отдельно от остальных элементов ударных. Дорожка ударных затем совмещалась с треками хай-хэта и рабочего барабана, что делало звучание снэйра и хэта более плотным, чистым и сфокусированным.


ГАЛЕРЕЯ: Что находится по ту сторону обложки альбома «Is This It»

The White Stripes — Seven Nation Army

Полуакустическая гитара Kay с полым кленовым корпусом, топом из ели и одним звукоснимателем DeArmond — главная составляющая характерного гитарного саунда «Seven Nation Army». Инструмент долго хранился в плохих условиях, а затем был подарен Джеку Уайту в знак благодарности.

студийные хитрости
Jack White 1950s KAY Hollowbody Guitar

При записи гитарного риффа, Уайт подключил гитару к квакушке DigiTech Whammy, которую настроил таким образом, чтобы она имитировала работу октавера и добавляла еще одну октаву снизу.


Джек Уайт рассказал, что не придавал особого значения «Seven Nation Army», считая песню экспериментом

The Cars и одноименный дебютный альбом

К записи дебютного альбома бостонского коллектива The Cars был привлечен английский продюсер Рой Томас Бэйкер, ранее работавший с Queen. Именно Бэйкер научил Queen записывать хоровые партии в своих песнях, используя многодорожечный магнитофон.

Работая над бэк-вокалом, Бэйкер использовал редкий 40-дорожечный катушечный магнитофон Dolby SR. Лидер The Cars Рик Окасек вспоминал, что Бэйкер поставил музыкантов вокруг микрофона и попросил их петь одну и ту же вокальную партию в одном диапазоне, записывая по 8-10 дублей для каждого певца. Затем аналогичные действия производились для второй вокальной партии, которая могла быть идентична первой, но звучала на октаву выше. Затем продюсер записывал третий вариант партии, но на октаву ниже.

На выходе создавалось ощущение, как будто бэк-вокал записан настоящим хором. Точно такой же прием Бэйкер использовал в средней части квиновской «Bohemian Rhapsody».

David Bowie — Heroes

https://www.youtube.com/watch?v=Tgcc5V9Hu3g

Вокальная партия Боуи в композиции «Heroes» — яркий пример умелого перехода от шепота к крику. Вокальная партия записывалась в большом холле берлинской студии Hansa Studios, при этом Тони Висконти, продюсер альбома, записал вокальную партию одним дублем с помощью 24-дорожечного рекордера.

Висконти вспоминал, что поставил три микрофона в разных местах:

  1. Напротив Боуи;
  2. На удалении в 4,5 м от Боуи;
  3. На удалении 12 м от второго микрофона.

На канал второго и третьего микрофонов Висконти добавил гейт, настроенный таким образом, чтобы микрофоны не записывали шепот Боуи, снимая в такие моменты только отзвуки помещения. Когда Боуи начинал петь громче, второй микрофон включался в запись, а третий микрофон продолжал записывать трек комнаты. Когда же Боуи начинал орать, в запись включались все три микрофона.

Таким образом в записи участвовали все три микрофона одновременно, а реверберация на вокале — естественное звучание помещения, а не аппаратная обработка.


ГАЛЕРЕЯ: Что находится по ту сторону обложки Дэвида Боуи альбома «Aladdin Sane»

Запись вокала дома: 7 советов для достижения лучшего результата

Roger McGuinn — Mr. Tambourine Man

Каждый рассказ Мак-Гинна о гитарном звуке «Mr. Tambourine Man» отличается от предыдущего. Сначала Мак-Гинн рассказывал о том, как умело пользовался эффектами, затем стал говорить, что не помнит, как записывалась гитара. Несмотря на это, чаще всего Мак-Гинн признавался, что подключил гитару сразу в микшер, а затем сильно обработал сигнал компрессором.

В реальности цепь прохождения сигнала состояла из 12-струнной гитары Rickenbacker 360/12 и 10-дюймового усилителя Epiphone Ensign. Звук усилителя записывали микрофоном Telefunken U-47, сигнал с которого поступал на консоль студии Columbia Studios, а затем последовательно обрабатывался двумя компрессорами Teletronix LA-2A. Дополняет звучание компрессор, встроенный в гитару Мак-Гинна.

Portishead — «Third»

Лидер Portishead Джефф Бэрроу признавался, что коллективу не нравится, что слушатели воспринимают их музыку, как фон для обеденного перерыва. Разрушить стереотипы о собственном творчестве группе удалось после выпуска альбома «Third». Звучание альбома получилось резким и брутальным.

В аранжировках песен встречаются колесная лира, укулеле, орган, баритон-саксофон, синтезаторы EMS VCS3, Korg MS20 и ARP 2600, чье звучание в песне «Plastic» напоминает звук вращающихся лопастей вертолета. В качестве флэнджера на всем альбоме используется эффект, встроенный в винтажный электроорган Orla Tiffany 4 (для примера послушайте, как обработана перкуссия в «Machine Gun»).

студийные секреты известных исполнителей, студийные секреты дэвида боуи the beatles rolling stones the cars portishead radiohead
Orla Tiffany 4.

Бет Гиббонс записывала вокал ламповым микрофоном Rode NTK. Голос украшал эффект реверберации The Great British Spring, который, по мнению группы, делал вокал более осязаемым и придавал ему налет 1970-х годов.

Партия акустической гитары в «The Rip» сыграна на самом дешевом китайском инструменте. Гитарист группы Эдриан Атли отмечал, что гитара должна звучать зажато и плоско, но такого саунда сложно добиться при игре на качественных и дорогих инструментах. Модель и производитель гитары остались неизвестны, но Атли рассказывал о замене грифа — на стандартном грифе не получалось исполнить партию гитары чисто и аккуратно.

The Power Station — Some Like It Hot

Одна из отличительных особенностей музыки 1980-х — гипертрофированный и громоподобный звук ударных. Несмотря на то, что такой барабанный саунд встречался у всех исполнителей, обладателями самых мощных ударных нужно признать коллектив Power Station, чьи барабаны переплюнули всех.

Запись ударных для дебютного альбома группы проходила в лондонской студии Mason Rouge. Барабанщик группы Тони Томпсон признавался, что секрет такого ударного звука состоит из трех вещей: плотное звучание самого помещения, качество барабанов Yamaha и невероятно сильная атака. О большом количестве гейта на микрофонах Томпсон почему-то умалчивает.

Повторить что-то подобное в домашних условиях не так сложно: потребуются глухое помещение, отличные барабаны и барабанщик с силой Халка.

Stevie Wonder — Superstition

Песня «Superstition» не только озолотила компанию Hohner с их клавинетом Hohner Clavinet, но и привела к появлению специальной дисциплины «Создай такой же звук клавинета, как у Стиви Уандера». Мы тоже принимали в ней участие в материале о создании фанкового клавинета с помощью синтезатора Native Instruments Massive.

Запоминающееся звучание клавинета во многом построено на игре самого Стиви Уандера. Для того, чтобы добиться такого звука, мало обзавестись Hohner Clavinet — понадобится драйвовый клавишник, который может давать кач на ровном месте. Поэтому секрет звучания «Superstition» состоит не в студийной работе, а в крутом исполнении.

Тем же, кто все-таки хочет получить схожее звучание, стоит обратить внимание на это старое видео от Funkscribe. Молодой человек досконально разобрал партию Уандера и разбил ее на части. Видео доказывает, что необычные методы звукозаписи здесь ни при чем, все дело в манере игры американского музыканта. В итоге Funkscribe смог повторить звук Уандера путем записи 8 отдельных партий клавинета. Первые 6 партий записаны в чистом звуке, в то время как 2 оставшиеся — с использованием эхо.

Nirvana — Nevermind

Если и можно выделить один звук, характеризующий эру гранджа, то это звучание ударных на альбоме Nirvana «Nevermind». Звук барабанов — заслуга продюсера Бутча Вига и звукорежиссера Энди Уоллеса.

Для записи ударных Виг применял барабанный тоннель (англ. drum tunnel). Бас-бочка барабанов Tama Grandstar искусственно накачивалась с помощью большой двухметровой трубы из корпусов других барабанов. Бочка записывалась двумя микрофонами: AKG D12 стоял близко к колотушке, а Neumann FET 47 ловил весь звук в конце тоннеля. Neumann записывал мощное звучание, в котором преобладали низкие частоты, а сам тоннель изолировал микрофон от проникновения лишнего звука тарелок или комнаты.

студийные секреты известных исполнителей, студийные секреты дэвида боуи the beatles rolling stones the cars portishead radiohead
Барабанный тоннель.

Позднее Бутч и Уоллес рассказывали, что активно использовали сэмплы при работе с ударными. К примеру, все дроби бочкой на альбоме сделаны с помощью сэмплов.


ГАЛЕРЕЯ: Что находится по ту сторону обложки альбома «Nevermind»

Лучшие каверы Nirvana: 10 необычных и интересных интерпретаций песен Курта Кобейна, которые стоит услышать

Дэйв Грол никогда не предлагал идей для новых песен Nirvana, опасаясь, что его выгонят из группы

The Beatles — A Day In The Life

Как вспоминал звукоинженер Джефф Эмерик в книге Уильяма Дж. Даулдинга «Beatlesongs», эффект дилэя был получен с помощью кассетного магнитофона. Леннон записывал по несколько дублей вокала на пленку ламповым конденсаторным микрофоном Neumann U47. Затем один дубль выбирался в качестве основного, а другой — в качестве дубля-дилэя, который воспроизводился с небольшим отставанием от основного.

Завершающий аккорд песни записан с помощью трех разных пианино и органа — музыканты одновременно взяли Ми мажор на всех инструментах, а Эмерик записал это в четыре дорожки. При этом во время записи Эмерик постоянно повышал громкость, чтобы затухающее звучание инструментов оставалось на одном и том же уровне. Если прислушаться к записи, то можно услышать легкие поскрипывания пола.


Знакомьтесь: критик, разгромивший «Сержанта Пеппера», а позже выяснивший, что слушал альбом на сломанной стереосистеме

Bon Iver — Flume

«Flume» построена на фальцете Джастина Вернона, низкий барабан, одинокий женский вокал и необработанное звучание помещения, в котором велась запись. Дополняет картину вибрирующий звук гитары, прорезающийся через остальной микс.

Характерная особенность гитарной партии в том, что она состоит из одной ноты. Бесконечный сустейн создается за счет EBow — специального гитарного аксессуара, образующего магнитное поле, заставляющее струну вибрировать бесконечно.

Amy Winehouse — Rehab

Записью главного хита Эми Уайнхаус занимался бруклинский коллектив Dap Kings, хорошо разбирающийся в звуке и музыке 1960-х. Пианино, гитара, бас и ударные в «Rehab» записаны одним дублем на пленочный магнитофон, а затем оцифрованы. При этом ударные записаны только одним микрофоном в одну дорожку.

Сведением ударных занимался звукорежиссер Том Элмхирст, который добавил дополнительные дорожки бас-бочки и снэйра с помощью функции Sound Replacer в Pro Tools (см. Программы для записи музыки). Затем Элмхирст отполировал звук эквалайзером и совместил оригинальную дорожку и сэмплы так, чтобы исходная дорожка всегда оставалась на переднем плане.

Затем сэмпл рабочего барабана и дорожку ударных пропустили через компрессор Neve 33609 с быстрым спадом и эквалайзер Prism EQ. После этого Элмхирст прибрал громкость сэмпла бочки, добавил немного реверберации и пропустил сигнал через Empirical Labs Distressor.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
4 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии