Музыканты и звукорежиссёры как никто другой понимают, что правила существуют для того, чтобы их нарушать, поэтому в каждой хитовой песне всегда есть нечто большее, чем простое подключение инструмента к аппаратуре. Одни меняют конструкцию оборудования, другие используют кассетные рекордеры, третьи — записываются на пиковых значениях. SAMESOUND рассказывает, какие студийные хитрости и интересные решения стоят за хитами The Beatles, Nirvana, The White Stripes, Дэвида Боуи, Эми Уайнхаус и других исполнителей.
Знаменитые музыканты зачастую скупы на подробности записи своих композиций. «Мы подключились в пульт, нажали запись и… у нас получилась песня», — примерно так звучит большинство историй о популярных композициях из уст авторов. Однако за простотой истории обычно скрываются десятки необычных и интересных решений музыкантов, звукорежиссёров и инженеров, определивших то, как именно в итоге звучит та или иная композиция.
Однако из таких, казалось бы, неважных мелочей зачастую и складывается характерное звучание всеми любимых хитов. О том, какие студийные хитрости использовались The Beatles, The Rolling Stones, Стиви Уандером, Дэвидом Боуи и другими известными исполнителями — читайте в нашем материале.
01 из 18The Beatles — Revolution
Покупатели сингла The Beatles «Hey Jude» возвращали пластинку обратно в магазины. На второй стороне винила Битлы поместили песню «Revolution» — её саунд был настолько взрывным и жгучим, что люди думали о дефекте пластинки, а не о том, что песня звучит так на самом деле.
Звукорежиссёр Джефф Эмерик подключил гитару Джорджа Харрисона напрямую к студийной консоли. Барабаны подверглись сильной компрессии и прошли через несколько лимитеров. Затем Эмерик обработал звук двумя ламповыми предусилителями, которые соединил между собой: перегруженный звук с первого преампа поступал на второй, где дополнительно обрабатывался дисторшеном.
02 из 18The Rolling Stones — Street Fighting Man
Несмотря на явное электрическое звучание композиции, единственный электроинструмент, участвовавший в записи, — это бас.
Барабанщик Rolling Stones Чарли Уоттс записал ударные на ученической установке 1930-х годов. Установка была настолько маленькой, что помещались в небольшой чемодан, который служил одновременно бас-бочкой комплекта.
Кит Ричардс писал гитару через кассетный плеер Philips, который перегружал звук без каких-либо эффектов — мощность гитары была слишком велика для аппарата без встроенного лимитера, предотвращавшего перегрузку сигнала при воспроизведении и записи. Позднее Ричардс обнаружил, что при определённом подключении акустическая гитара звучит подобно электрогитаре. Кит подключил небольшой кассетный проигрыватель к крупному внешнему динамику и играл свою партию параллельно — это придавало глубины гитарному звуку.
03 из 18Radiohead — альбом «Kid A»
При записи «Kid A» Radiohead стремились к совершенно новому звучанию, которого раньше не было ни у одной из существующих групп. В итоге альбом, получивший название в честь первого клона человека, — результат кропотливой работы в Pro Tools и Cubase.
Несмотря на то, что на пластинке встречается струнный оркестр, джазовая валторна и другие музыкальные инструменты, «Kid A» целиком построен на электрогитарах и синтезаторах. Radiohead не скрывали, что большая часть электроники на пластинке сделана с помощью синтезатора Moog Rogue.
Футуристическое звучание открывающей композиции «Everything in Its Right Place» получилось благодаря родес-пиано Fender Rhodes Mark I и синтезатора Sequential Circuits Prophet 5. Звук электропианино и синтезатора дополнили Волнами Мартено (англ. Ondes Martenot) — монофоническим электронным музыкальным инструментом, созданным в 1928 году одним из предвестников современного синтеза звука Морисом Мартено. В чём-то схожий с терменвоксом инструмент стал популярен после выхода сериала «Звездный путь», где Волны Мартено использовались при исполнении заглавной темы космической саги.
Волны Мартено можно услышать в песнях «How to Disappear Completely» (мощный синтезаторный звук, проходящий через всю песню) и «The National Anthem», где Волны дублируют басовую линию.
В основе мелодии синтезатора в «Idioteque» лежит сэмпл из песни Пола Лански «Mild Und Leise». Во время записи в 1973 году Лански использовал компьютер IBM 360/91, созданный специально для музыкантов — именно этот компьютер и генерирует почти все звуки в песне. Компьютер оснащался жестким диском на 1 МБ и дополнительными платами расширения, работавшими с языком программирования «Music 360».
04 из 18The Kinks — You Really Got Me
Гитарист The Kinks Дейв Дэвис рассказывал, что характерный звук песни получился благодаря гитаре Harmony Meteor и небольшой голове Elpico. Дэвис вспоминал, что изначально никакого Elpico не планировалось: гитара должна была записываться через усилитель Watkins Dominator, но но купить его не получилось — устройство было слишком дорогим.
Сигнал электрогитары поступал сначала на гитарную голову, а затем отправлялся на вход другого усилителя — Vox AC-30. Чтобы получить искажённый звук, Дэвис подключил к Elpico две колонки, динамики которых он проткнул спицами и подрезал бритвой.
Шел Талми, звукорежиссёр записи, снимал сигнал с Elpico и колонок двумя микрофонами. Благодаря этому он смог параллельно записать несколько дорожек гитары, чтобы в дальнейшем работать с ними независимо. В конечном миксе осталось только два гитарных трека, наложенных друг на друга: на одной дорожке звучала чистая гитара, на второй — обработанная лимитером.
05 из 18Led Zeppelin — When The Levee Breaks
Одним из ярчайших примеров необычных методов записи является композиция Led Zeppelin — «When The Levee Breaks». Запись песни проходила на студии Headley Grange, располагавшейся в заброшенном многоквартирном доме.
Барабанщик Led Zeppelin Джон Бонэм поставил установку на лестничной клетке дома. Так как над этажом находилось ещё около трёх-четырёх пролётов, у звукорежиссёров возникли проблемы с расстановкой микрофонов — некоторые из них пришлось крепить на перилах на большом удалении от барабанов. Несмотря на неудобства, такое расположение микрофонов сделало звук ударных значительно объёмнее.
Партию губной гармошки записали с эффектом обратного эхо, а остальные инструменты замедлили во время воспроизведения. Все эти приемы сделали звучание песни несколько жутким, но хорошо запоминающимся
06 из 18The Velvet Underground & Nico — альбом «The Banana Album»
Первый альбом The Velvet Underground был записан на трёх студиях в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Нью-йоркская Scepter Studio отличалась необычным устройством помещения: в полах были проделаны огромные отверстия, которые добавляли звуку объёма. Клавишник и скрипач группы Джон Кейл вспоминал, что музыкантам приходилось в буквальном смысле смотреть за каждым своим шагом, чтобы не провалиться в подвал.
Студийная комната была устроена таким образом, что звучание инструментов было слышно в каждом микрофоне. Из-за сильного проникновения и пересечения сигналов, записанные в Scepter Studio песни отличались особенной атмосферой.
Чтобы сделать саунд ещё более необычным, барабанщица Морин Такер отказалась от использования цимбал и тарелок. В свою очередь Джон Кейл поставил на скрипку струны от гитары и мандолины, что создавало эффект «реактивного двигателя», который можно услышать в песнях «Venus in Furs» и «Heroin». Лу Рид специально играл на расстроенной гитаре Gretsch Country Gentleman, а в песнях «Venus in Furs» и «All Tomorrow’s Parties» и вовсе настроил все струны на одну ноту.
Закрывающая альбом композиция «European Son» запоминается какофонией звуков, созданной при помощи ударов стулом по алюминиевым пластинам. Джон Кейл говорил, что этот пласт звуков напоминает ему разбивающиеся стёкла или челесту, и отлично контрастирует с песней «Sunday Morning», открывающей альбом.
07 из 18The Strokes — Is This It
Джулиан Касабланкас хотел, чтобы вокал в «Is This It» звучал легко и расслабленно, однако добиться такого эффекта он хотел не особым звукоизвлечением, а особой записью голоса. Получить желаемое удалось с помощью двух микрофонов.
В качестве основного микрофона звукорежиссёр Гордон Рафаэль выбрал Audio-Technica 4033A, который славится точным, тёплым и бархатным звуком. Микрофон подключался к предусилителю Avalon 737 и восьмифутовому усилителю Peavey. Сигнал Audio-Technica проходил через предусилитель и попадал в консоль, в то время как сигнал с усилителя Peavey транслировался в отдельное помещение, где снимался микрофоном Neumann TLM103.
Чтобы минимизировать проникновение звуков хай-хэта и рабочего барабана в другие микрофоны, барабанщик The Strokes Фабрицио Моретти записывал рабочий барабан и хай-хэт отдельно от остальных элементов ударных. Затем дорожка ударных подмешивалась к трекам рабочего барабана и хай-хэта, что делало звучание последних более плотным, чистым и сфокусированным.
08 из 18The White Stripes — Seven Nation Army
Полуакустическая гитара KAY с полым кленовым корпусом, топом из ели и одним звукоснимателем DeArmond — главная составляющая характерного гитарного саунда «Seven Nation Army». Инструмент долго хранился в плохих условиях, а затем был подарен Джеку Уайту в знак благодарности.
При записи гитарного риффа Уайт подключил гитару к квакушке DigiTech Whammy, которую настроил таким образом, чтобы она имитировала работу октавера и добавляла ещё одну октаву снизу.
09 из 18The Cars и одноименный дебютный альбом
К записи дебютного альбома бостонского коллектива The Cars был привлечён английский продюсер Рой Томас Бэйкер, ранее работавший с Queen. Именно он научил Queen записывать хоровые партии в своих песнях, используя многодорожечный магнитофон.
Работая над бэк-вокалом, Бэйкер использовал редкий 40-дорожечный катушечный магнитофон Dolby SR. Лидер The Cars Рик Окасек вспоминал, что Бэйкер поставил музыкантов вокруг микрофона и попросил их петь одну и ту же вокальную партию в одном диапазоне, записывая по 8-10 дублей для каждого певца. Затем аналогичные действия производились для второй вокальной партии, которая могла быть идентична первой, но звучала на октаву выше. Следом продюсер записывал третий вариант партии, но на октаву ниже.
На выходе создавалось ощущение, как будто бэк-вокал записан настоящим хором. К слову, точно такой же приём Бэйкер использовал в средней части квиновской «Bohemian Rhapsody».
10 из 18David Bowie — Heroes
Вокальная партия Боуи в композиции «Heroes» — яркий пример умелого перехода от шёпота к крику. Вокал записывался в большом холле берлинской студии Hansa Studios, при этом Тони Висконти, продюсер альбома, фиксировал вокальную партию одним дублем с помощью 24-дорожечного рекордера.
Висконти вспоминал, что поставил три микрофона в разных местах:
- Напротив Боуи;
- На удалении в 4,5 м от Боуи;
- На удалении 12 м от второго микрофона.
На канал второго и третьего микрофонов Висконти добавил гейт, настроенный таким образом, чтобы микрофоны не записывали шёпот Боуи, но фиксировали отзвуки помещения во время пения. Когда Боуи начинал петь громче, к записи подключался второй микрофон, в то время как третий продолжал записывать трек комнаты. Когда же Боуи переходил на крик, в запись включались все три микрофона.
Таким образом в записи участвовали все три микрофона одновременно, а реверберация на вокале — естественное звучание помещения, а не аппаратная обработка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
11 из 18Roger McGuinn — Mr. Tambourine Man
Каждый рассказ Мак-Гинна о гитарном звуке «Mr. Tambourine Man» отличается от предыдущего. Сначала Мак-Гинн рассказывал, как умело пользовался эффектами, затем стал говорить, что не помнит, как записывалась гитара. Однако чаще всего Мак-Гинн признавался, что подключил гитару сразу в микшер, а затем сильно обработал сигнал компрессором.
В реальности цепь прохождения сигнала состояла из 12-струнной гитары Rickenbacker 360/12 и 10-дюймового усилителя Epiphone Ensign. Звук усилителя записывали микрофоном Telefunken U-47, сигнал с которого поступал на консоль студии Columbia Studios, а затем последовательно обрабатывался двумя компрессорами Teletronix LA-2A. Дополняет звучание компрессор, встроенный в гитару Мак-Гинна.
12 из 18Portishead — «Third»
Лидер Portishead Джефф Бэрроу признавался, что коллективу не нравится, что слушатели воспринимают их музыку как фон для обеденного перерыва. Разрушить стереотипы о собственном творчестве группе удалось только после выпуска альбома «Third» с его резким и брутальным звучанием.
В аранжировках песен встречаются колесная лира, укулеле, орган, баритон-саксофон, синтезаторы EMS VCS3, Korg MS20 и ARP 2600. В песне «Plastic» последние два звучат подобно вращающимся лопастям вертолёта. В качестве фленджера на альбоме используется эффект, встроенный в винтажный электроорган Orla Tiffany 4 (для примера послушайте, как обработана перкуссия в «Machine Gun»).
Бет Гиббонс записывала вокал ламповым микрофоном Rode NTK. Голос украшал эффект реверберации The Great British Spring, который, по мнению группы, делал голос более осязаемым и придавал ему налёт 1970-х годов.
Партия акустической гитары в «The Rip» сыграна на самом дешёвом китайском инструменте. Гитарист группы Эдриан Атли отмечал, что гитара должна звучать зажато и плоско, но такого саунда сложно добиться при игре на качественных и дорогих инструментах. Модель и производитель гитары остались неизвестны, но Атли рассказывал о замене грифа — на стандартном грифе не получалось исполнить партию гитары чисто и аккуратно.
13 из 18The Power Station — Some Like It Hot
Одна из отличительных особенностей музыки 1980-х — гипертрофированный и громоподобный звук ударных. Несмотря на то, что такой барабанный саунд встречался у всех исполнителей, обладателями самых мощных барабанов стоит признать коллектив Power Station, чьи ударные попросту переплюнули всех.
Запись барабанов для дебютного альбома группы проходила в лондонской студии Mason Rouge. Барабанщик Тони Томпсон признавался, что секрет такого мощного звука складывался из трёх вещей: плотного звучания самого помещения, качества барабанов Yamaha и невероятно сильной атаки. О большом количестве гейта на микрофонах Томпсон почему-то умалчивает.
Повторить что-то подобное в домашних условиях не так сложно: потребуются глухое помещение, отличные барабаны и барабанщик с силой Халка.
14 из 18Stevie Wonder — Superstition
Песня «Superstition» не только озолотила компанию Hohner с их клавинетом Hohner Clavinet, но и привела к появлению специальной дисциплины «Создай такой же звук клавинета, как у Стиви Уандера». Мы тоже принимали в ней участие в материале о создании фанкового клавинета с помощью синтезатора Native Instruments Massive.
Звук клавинета в песне строится на… игре Стиви Уандера. Чтобы получить такое же звучание, мало обзавестись Hohner Clavinet — понадобится драйвовый клавишник, чья игра «качает» на ровном месте. Поэтому секрет звучания «Superstition» состоит не в студийной работе, а в крутом исполнении.
Тем же, кто всё-таки хочет получить схожее звучание, стоит обратить внимание на это старое видео от Funkscribe. Молодой человек досконально разобрал партию Уандера и разбил её на части. Видео доказывает, что необычные методы звукозаписи здесь ни при чём, а весь секрет состоит в манере игры американского музыканта. В итоге Funkscribe смог повторить звук Уандера путем записи восьми отдельных партий клавинета. Первые шесть партий записаны в чистом звуке, в то время как две оставшиеся — с использованием эхо.
15 из 18Nirvana — Nevermind
Если и можно выделить один звук, характеризующий эру гранжа, то это — звучание ударных на альбоме Nirvana «Nevermind». Звук барабанов — заслуга продюсера Бутча Вига и звукорежиссёра Энди Уоллеса.
Для записи ударных Виг применял барабанный тоннель (англ. drum tunnel) — бас-бочка барабанов Tama Grandstar искусственно накачивалась с помощью большой двухметровой трубы из корпусов других барабанов. Бочка записывалась двумя микрофонами: AKG D12 стоял близко к колотушке, а Neumann FET 47 ловил весь звук в конце тоннеля. Neumann записывал мощное звучание, в котором преобладали низкие частоты, а сам тоннель изолировал микрофон от проникновения лишнего звука тарелок или комнаты.
Позднее Бутч и Уоллес рассказывали, что активно использовали сэмплы при работе с ударными. К примеру, все дроби бочкой на альбоме сделаны с помощью сэмплов.
16 из 18The Beatles — A Day In The Life
Как вспоминал звукоинженер Джефф Эмерик в книге Уильяма Дж. Даулдинга «Beatlesongs», эффект дилэя был получен с помощью кассетного магнитофона. Леннон записывал по несколько дублей вокала на плёнку ламповым конденсаторным микрофоном Neumann U47. Затем один дубль выбирался в качестве основного, а другой — в качестве дубля-дилэя, который воспроизводился с небольшим отставанием от основного.
Завершающий аккорд песни записан с помощью трёх разных пианино и органа — музыканты одновременно взяли Ми мажор на всех инструментах, а Эмерик записал это в четыре дорожки. При этом во время записи звукорежиссёр постоянно повышал громкость, чтобы затухающее звучание инструментов оставалось на одном и том же уровне.
Решение Эмерика добавило в композицию ещё один инструмент — скрипящий пол. Из-за постоянного повышения громкости, в какой-то момент микрофоны стали настолько чувствительными, что смогли захватить звук половиц. Чтобы услышать его, придётся прислушаться к записи получше.
17 из 18Bon Iver — Flume
«Flume» построена на фальцете Джастина Вернона, однако не малую роль в аранжировке играют одинокий женский вокал, необработанное звучание помещения и низкое звучание барабана. Дополняет и без того нестандартную картину вибрирующий звук гитары, прорезающийся через остальной микс.
Характерная особенность гитарной партии в том, что она состоит из одной ноты. Бесконечный сустейн создаётся за счёт EBow — гитарного аксессуара, образующего магнитное поле, заставляющее струну вибрировать бесконечно.
18 из 18Amy Winehouse — Rehab
Продюсированием и записью главного хита Эми Уайнхаус занимался бруклинский коллектив Dap Kings, хорошо разбирающийся в звуке и музыке 1960-х. Пианино, гитара, бас и ударные в «Rehab» записаны одним дублем на плёночный магнитофон, а затем оцифрованы. При этом ударные записаны полностью в моно — одним микрофоном в одну дорожку.
Сведением ударных занимался звукорежиссёр Том Элмхирст, который добавил дополнительные дорожки бас-бочки и снейра с помощью функции Sound Replacer в Pro Tools (см. Программы для записи музыки). Затем Элмхирст отполировал звук эквалайзером и совместил оригинальную дорожку и сэмплы так, чтобы исходная монодорожка всегда оставалась на переднем плане.
Затем сэмпл рабочего барабана и дорожку ударных пропустили через компрессор Neve 33609 с быстрым спадом и эквалайзер Prism EQ. После этого Элмхирст прибрал громкость сэмпла бочки, добавил немного реверберации и пропустил сигнал через Empirical Labs Distressor.