in

Проблемы современной музыки, или Пьеса об ушедшей форме

Фантазия в формате пьесы, посвященная одной музыкальной форме, к сожалению неминуемо уходящей в прошлое.

Проблемы современной музыки

В интервью с Александром Пушным, Александр точно подметил тот факт, что в наше время альбом, с точки зрения музыкальной формы, постепенно уходит в прошлое, уступив место более динамичному плейлисту. В частности, Александр говорил:

В современном мире, к сожалению или к счастью, напрочь исчезло понятие альбома. Раньше альбомы имели некоторую концепцию, там был строгий порядок песен, который несомненно важен для восприятия пластинки, а сейчас этого нет. Сегодня все происходит на бегу, поэтому людям некогда воспринимать альбомы. Есть понятие трек, mp3-файл, плейлист. Люди как раз и размышляют плейлистами, в которых может быть любое количество исполнителей, песен и жанров. То, насколько ты разобрался в организации плейлистов – это и есть твой альбом. Люди перестали слушать музыку альбомами, хотя мода на них потихоньку возвращается.

– Александр Пушной

Люди зачастую попросту не понимают, что альбом можно воспринимать цельной историей. Есть пара-тройка песен, которые попали в плейлисты, но воспринять работу как единое целое становится все сложнее, особенно, если песни никак не звучат в отрыве от контекста полноформатной работы. Неудивительно, что многие исполнители перешли на выпуск синглов, прикладывая все усилия для того, чтобы они взорвали чарты. Мне кажется, что это один из вопросов, который должен интересовать и волновать людей, изучающих проблемы современной музыки.

Можно долго рассуждать о причинах такого явления, пытаться искать корень этой проблемы современной музыки. С одной стороны, можно рассуждать о современном темпе жизни, в котором достаточно сложно выудить время на вдумчивое прослушивание альбома. С другой стороны, можно утверждать, что альбомы начали умирать вместе с тем, как свой век отжили компакт-диски и флэшки, не выдержав напора всевозможных онлайн-сервисов для прослушивания музыки и облачных хранилищ.

Несмотря на все это, альбом, как музыкальная форма, станет уделом ценителей музыки и меломанов, как это произошло с винилом. Вполне возможно, что это приведет к повышению качества музыкального материала, а сами альбомы будут создаваться только музыкантами, готовыми к такому серьезному объему работ. Вполне возможно, что в уход альбомов и вовсе не относится к понятию “Проблемы современной музыки”, а двадцать лет назад людей точно также волновала смерть винила.

Тем не менее, глядя на постепенное отмирание альбома, в моей голове родилась эдакая зарисовка, фантазия в виде пьесы на тему будущего отношения людей и обыкновенных слушателей к альбому, как музыкальной форме.

Пьеса об ушедшей форме

Действующие лица:

  • Автор
  • Публика
  • Ребенок

Место действия: Не определено.

Время действия: Далекое будущее. К примеру, 2150 год.


Автор (гордо): Я записал альбом!

Публика: Что записал?

Автор: Альбом. Ну, музыку… Хотите послушать?

Публика: Давай! Кинь пару песен.

Автор: Нет, вы не поняли. У меня альбом! Самый настоящий!! Концептуальный!!! Его надо слушать целиком, подряд!

Детский голос из публики: Мама, пойдем, я не хочу концептуальный. В прошлый раз нам после этого слова дохлую кошку показывали.

Мужской голос: Что он все про какой-то альбом заладил? Знает кто-нибудь, что это вообще такое?

Автор: Вы, наверное, забыли… Когда еще вся музыка не была в Интернете, людям приходилось носить ее с собой. Приспособление для того, чтобы слушать музыку называлось компакт-диск. На каждый диск влезало только 74 минуты, поэтому музыканты записывали по 8-12 песен, чтобы они помещались на такой носитель, называли это альбомом и продавали слушателям.

Публика (удивлённо): И люди сразу покупали у неизвестного человека столько песен?

Автор: Конечно! Дома у каждого стояло много полок с этими дисками. И люди слушали их.

Публика: Все подряд?

Автор: Да. Именно так. Песни с одного диска, вместе взятые, при прослушивании подряд рассказывали целую историю. Как в книге!

Публика: Где?

Автор (задумчиво чешет в затылке): Так, ладно, этот разговор мы отложим на потом.. Как в тексте. Ну… Как в посте в соцсети.

Публика: Целую историю.. Любопытно! Ну давай, включай свой альбом. Хотя нет, мы торопимся. Кинь послушать куда-нибудь, только бесплатно.

piesa-ob-ushedshem-formate-02

Проходит пара недель…

Автор: Ну как вам мой альбом?

Мужской голос: Я не понял. Два раза подряд слушал, как сказали. Там то песни, то шумы какие-то, то стихи. Все сумбурно как-то и истории никакой.

Автор: А ты на чем слушал? (смотрит) У тебя тут кнопочка есть с двумя стрелочками. Случайное воспроизведение называется. Ее отключить надо.

Мужской голос: Да? Никогда не знал о ней… (удивлённо уходит).

Женский голос: А мне вот эта песня понравилась. Я по кругу слушаю. У меня цветочки на окне даже под эту песенку лучше распускаются!

Автор: Это же интродукция! Инструментальная композиция… И она переходит в следующий номер, который… Ай, ладно!

Еще один мужской голос: А я тоже не понял. Неясно что делать-то с этим всем добром. Танцевать не выходит – ритмы меняются постоянно. Начнешь слушать слова, так там инструментальные куски по шесть минут, ни к селу, ни к городу… Фоном ставить тоже никак – грузит дичайше, в машине включил, два раза чуть в столб не въехал. Мужик, ты долго вообще это писал?

Автор: Не очень… Года два.

Все (обескураженно): Два года!

Отдельные реплики от собравшейся публики:
– У меня сосед за вечер сорок минут сводит. И ничего, людям нравится…
– Столько времени убить!
– И сэмплы у него какие-то странные…

Автор (опечаленно): Это не семплы, а живые инструменты… Так что, совсем никто ничего не понял?

Детский голос: Мне понравилось! Нам в школе на музыке говорили, что раньше композиторы писали очень длинные произведения. А люди специально ходили вечерами слушать их в исполнении оркестра. В каждой вещи было много разных тем, и они были как живые люди, могли спорить друг с другом или соглашаться… И люди, иногда, узнавали в музыке себя, свои настроения и проблемы. И тогда музыка даже могла изменить их жизнь!

Автор: Таааак! И ты…

Ребенок: Да! Твою музыку надо слушать так же! Не слушать отдельно слова или мелодию, не пытаться под нее танцевать или что-то делать, а слушать о чем она! Знаешь, у тебя получилась замечательная история! Я даже попросил маму купить мне пианино и электрогитару, чтобы научиться рассказывать такие истории самому!

Публика (притихнув): А пацан, кажется, что-то там понял. Надо же! Может ты нам объяснишь о чем там у него, все-таки?

Ребенок: Как о чем? Да обо всем! Не могу я объяснить, ведь каждый услышит здесь свое! Музыка одна, а история у каждого будет своя!

Автор: Да-да, именно так! История у каждого будет своя!! (мальчику) Когда вырастешь, будешь играть у меня в группе?

Ребенок: Конечно! Я хочу начать репетировать с тобой как можно скорее!

Публика: А нам что делать, чтобы все-таки понять?

Автор: Да ничего сложного делать не нужно! Просто слушать песни в том порядке, как предложил автор. И дать музыке говорить с вами, не пытаясь чего-то понять или для чего-то ее использовать. И все получится!

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии