Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер написали подробный гайд по сервисам цифровой дистрибуции музыки. За основу своего исследования авторы канала взяли пост из блога американского музыканта Ари Херстенда Ari’s Take, который изучил все крупные сервисы цифровой дистрибуции музыки.
Рузке Продюсер дополнили пост Ари собственным опытом и адаптировали его обзор под российские реалии. На выходе получился, пожалуй, самый полный и честный обзор подобных сервисов, который даёт исчерпывающий ответ на вопрос, как, через кого и на каких условиях можно выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки. Подписывайтесь на канал Рузке Продюсер в Телеграме — там много полезных материалов для тех, кто продвигает себя сам.
Компании по цифровой дистрибуции постепенно превращаются для DIY-музыкантов в универсальные сервисы по сбору роялти. Сервисы дистрибьюции музыки нужны вам, если вы хотите опубликовать свое творчество в iTunes/Apple Music, Spotify, Amazon, Google Play, Deezer, Napster, ВКонтакте. Они не только выложат вашу музыку, но и соберут все роялти от прослушивания мелодии и песни во всем мире — вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег. Часть из ниже перечисленных компаний подобралась к такому сценарию довольно близко. Тем не менее ещё никто не смог реализовать дистрибуцию музыки максимально простым и удобным способом.
Перед тем, как рассматривать сервисы цифровой дистрибуции музыки, отметим несколько важных моментов. Во-первых, пользоваться сразу несколькими дистрибьюторами можно, однако вы не можете отправить один и тот же релиз на одни и те же площадки через разные сервисы. Нет смысла отправлять релиз во все магазины через CD Baby и DistroKid одновременно, так как такой ход приведёт к банальному задвоению релиза на всех площадках. Вывод простой: для каждого релиза в каком-то определённом магазине нужно выбрать свой сервис.
Советовать какого-то одного дистрибьютора нет смысла. Каждый релиз, каждый артист и каждая история публикации уникальны.
Во-вторых, сервисы не получают прав на музыку. Это не музыкальные лейблы. Даже если дистрибьютор предлагает вам какие-либо «услуги лейбла» вы сохраняете 100% прав на свою музыку. Комиссия, которую удерживают сервисы, — не более, чем оплата их услуг по публикации и сбору средств. Расчёты идут строго с итоговой выручки от продаж музыки.
FreshTunes как компания работает в Москве, Дубаи и Лондоне. Штаб-квартира находится в Дубаи, 20 сотрудников работают в Москве. Чтобы лучше узнать сервис, Ари пообщался с Андреем Рудецких и Сашей Александровой из Москвы.
На выходе получается единственная компания, если не брать в расчёт Amuse, которая не берет комиссии или какие-либо иные сборы за продажи релизов. Сервис спонсируется группой инвесторов, а заработок получают от апсейлов типа обложек, маркетинга и LANDR. К слову, при такой схеме заработка у FreshTunes наблюдается полная жопа с требованиями к обложке релиза и формату названий:
- На обложке нет названия группы и релиза? Пошел нахер!
- В названии присутствуют специальные символы и скобки одновременно? Пошел нахер!
- При поиске Гуглом по обложке находятся совпадения? Пошел нахер!
Все вносимые изменения в информацию о релизе обязательно проходят повторную модерацию, о результатах которой нет никаких уведомлений — будь добр лично зайти на сайт и проверить статус своего релиза. Техподдержка практически никак не может помочь при запросе «Отсутствие названия на обложке — концепция».
Один из подписчиков нашего канала рассказывает (орфография и пунктуация сохранены):
Хочу внести свои пять копеек по фрештюнсу. Несмотря на его условную бесплатность, ходит инфа мол это невозможно и на каком-то этапе они всё-таки забирают себе процент. Сама компания возникла непонятно откуда, владелец ОАЭ. Мне как неперспективному ноунейму по**й, а вот кому-нибудь более популярному может быть неприятно. Самая большая боль в последнее время — обложки. Правила дикие, что ни загрузи — всё им не так. Разрешение минимум 3100×3100, намёк на шумы или пикселизацию (даже если это художественный приём обложкера) — по**й, отклонение.
FreshTunes предлагает бесплатную загрузку треков, что настораживает. Через сервис нельзя загрузить кавер в качестве релиза. Статистика очень мутная и непонятная. Техподдержка работает на русском языке, а сам сервис позволяет грузить треки в Яндекс.Музыку.
Если предоставить определенный пакет документов и получить статус «Trusted Partner», то можно размещать музыку в UMA и монетизировать свое творчество в ВКонтакте. FreshTunes вообще один из немногих сервисов, работающих с ВКонтакте и их платформой BOOM. Тем не менее список документов, подтверждающих исключительное право на контент и его авторство, своеобразный.
Так, авторам и исполнителям музыкального материала нужно предоставить сервису:
- Паспорт, счёт на оплату или водительские права
- Скриншот музыкального материала в секвенсоре/аудиоредакторе, но сделанный так, чтобы на компьютере была видна дата
Для артистов, исполняющих произведения сторонних авторов, список иной:
- Документы, подтверждающие передачу исключительных прав авторами музыки и/или слов загружаемых произведений
- Скриншот музыкального материала в секвенсоре/аудиоредакторе, но сделанный так, чтобы на компьютере была видна дата
- Паспорт, счёт на оплату или водительские права
Для лейблов, публикующих контент нескольких исполнителей или авторов, потребуются:
- Сканы договоров между лейблом и группами/исполнителями/авторами на предоставление исключительных прав на музыкальные произведения
- Паспорт, счёт на оплату или водительские права
Вот так всё непросто. Особое волнение вызывает финансирование извне: сервис не зарабатывает самостоятельно, а живет на чужие деньги. Скорее всего, когда инвесторам надоест вкладываться в него, FreshTunes закроется, и неясно, что станет с загруженными треками.
Плюсы FreshTunes
- Никаких платежей.
- Никаких комиссий: 100% выручки остаётся у вас (кроме клиентов из Китая).
- Дистрибуция в китайские DSP.
- В штате есть «эксперты», которые могут сделать обзор на вашу музыку за $25/песня. Может пригодиться для получения объективного фидбека.
- Если вы ИП или юр. лицо, можно выводить деньги сразу на банковский счет.
- В общей сложности для загрузки релиза доступно 22 магазина.
Минусы FreshTunes
- Сервис — новичок, который ещё не зарекомендовал себя.
- Нестабильность из-за внешнего финансирования. Релизы могут пропасть из магазинов вместе с закрытием сервиса. Несмотря на это, некоторые отечественные рэп-звезды распространяют свою музыку именно через FreshTunes.
- Нет разделения выплат.
- Очень медленная поддержка (бесплатная), но за $25 в месяц можно получить персонального ассистента, который будет всегда онлайн.
- Нововведение: если релиз не проходит модерацию несколько раз, его просто удаляют без предупреждения.
- Детализированный отчет по продажам стоит $1.
- Нет партнёра-паблишера, чтобы собирать авторские роялти.
- Нет собственных механизмов помощи артистам в продвижении (маркетинговой поддержки, связей с кураторами плейлистов).