Самым популярным аккордом в музыке можно считать Соль мажор (G), а сама музыка стала проще за последние 90 лет. К таким выводам пришёл американский музыкант Крис Далла Рива, работающий аналитиком в стриминговом сервисе Audiomack.
Для изучения состава современной музыки Крис Далла Рива воспользовался набором данных с последовательностями аккордов 680 000 музыкальных композиций. Датасет с ярким названием «Аккордономикон» (англ. Chordonomicon) был собран в 2024 году на основе данных сайта с аккордами и табулатурами Ultimate Guitar. Изначальный набор содержал сведение о 666 000 композиций, однако Далла Рива актуализировал сведения и дополнил датасет ещё несколькими тысячами композиций.
В рамках своего исследования популярной музыки, Далла Рива изучил, какие аккорды чаще всего используются в различных жанрах и какие типы аккордов чаще применялись в разные десятилетия. Вместе с тем исследователь постарался ответить на вопрос, стала ли музыка проще за последние 90 лет, или нет.
Для определения популярности аккордов Далла Рива подсчитал общее количество трезвучий во всех композициях датасета, а затем выделил доли для каждого из них. Отмечается, что итоговый подсчёт делался на основе данных об около 52 млн аккордов — именно столько трезвучий встречается в композициях датасета.
Самым популярными аккордами за всё время стали Соль мажор (G) и До мажор (C), чья совокупная доля среди 680 000 композиций составляет 24%. Замыкает тройку лидеров аккорд Ре мажор (D), на который приходится доля почти 10%. В первую пятёрку также входят аккорды Ля мажор (A) и Фа мажор (F), благодаря чему она полностью состоит из трезвучий, которые изучаются музыкантами одними из первых.

Тем не менее выборка аккордов сильно отличается по жанрам. Так, например, мажорные аккорды Соль, До, Ре, Ля и Фа в музыке кантри составляют 61% от всех сыгранных аккордов, в то время как в джазе на них приходится только 39% от общего числа трезвучий.
В первую очередь, отличия в процентах объясняются разным количеством композиций в датасете, замечает Далла Рива. Так, например, количество произведений в джазе и кантри сильно разнится в пользу последнего, что влияет на общие доли аккордов. При уравнивании количество песен проценты должны измениться, однако исследователь не стал проводить подобное сравнение.
Другим важным фактором отличия процентов выступает состав инструментов, свойственный тем или иным жанрам. Так, например, в джазе часто используется труба, настроенная в Си-бемоль (Bb), из-за чего большинство композиций так или иначе подстраиваются под неё. В то же время в кантри основными инструментами выступают банджо и гитара, настроенные в Соль и Ми, соответственно.

Для структурирования информации исследователь объединил аккорды по типу и сравнил их между жанрами. Такое решение показало, что если обычные мажорные трезвучия популярны во всех жанрах, то остальные аккорды более явно соотносятся к конкретными музыкальными направлениями. К примеру, электронная музыка часто полагается на минорные аккорды, септаккорды характерны для джаза, а квинтаккорды (пауэр-аккорды) популярны, что очевидно, в панке. Любопытно, что аккорды с задержанием (sus), уменьшенные (dim) и увеличенные (aug) трезвучия вообще не используются в рэпе.

Далла Рива также сравнил, какие типы аккордов были популярны в разные десятилетия. К примеру, популярность септаккордов постоянно снижалась: если в 1940-е годы их доля составляла 27,7%, то в наши дни — едва достигла 8,25%. По мнению исследователя, такое положение обусловлено спадом популярности джаза, где септаккорды применяются особенно часто.

На основе исходных данных энтузиаст попытался разобраться, стала ли музыка за прошедшие годы менее простой. Для этого Далла Рива придумал следующую методику: если песня состоит из четырёх аккордов, повторяющихся пять раз, то в общей сложности в композиции используются 20 аккордов, 4 из которых — уникальные. В таком случае коэффициент уникальности составит 4/20 или 20%. Чем выше этот показатель, тем меньше повторений аккордов и тем больше гармоническое разнообразие аранжировки.

Насколько такой подход оправдан, сказать трудно. Тем не менее, по данным Криса Далла Рива, с 1930-х годов сложность музыки снижается — уникальных аккордов в музыке становится меньше, а вот их повторений — намного больше. Данные исследователя отчасти перекликаются с недавним отчётом учёных, в котором доказывается, что за последние 70 лет мелодии в музыке стали значительно проще.