За последние 70 лет мелодии в популярной музыке стали намного проще. К такому выводу пришли исследователи Лондонского университета королевы Марии, изучившие состав мелодий популярных песен, входивших в чарты. Результаты исследования опубликованы в издании Scentific Reports.
Для изучения мелодий его авторы — аспиранты Мадлен Гамильтон и Маркус Пирс — проанализировали песни, попадавшие в чарт Billboard с 1950 по 2020 годы. Отмечается, что в выборку включались только первые пять композиций из сводного чарта по итогам каждого года, при этом основное внимание уделялось ритмической структуре и самому содержимому мелодии.
После составления списка из 375 композиций авторы вручную записали мелодии песен и сохранили их в виде MIDI-файлов для дальнейшего изучения. Полученная информация анализировалась сторонними приложениями на предмет количества нот, ритмической сложности мелодий и их содержания.
Исследование показало, что за последние 70 лет мелодии в популярной музыке стали значительно проще, в то время как сами аранжировки — сложнее. Авторы также выделили «две великие революции» в написании музыки — в 1975 и 2000 годах, и одну «небольшую революцию» в 1996 году, каждая из которых характеризовалась «значительным снижением сложности» мелодий. При этом, как отметили исследователи, если после первой революции изменения были не так сильно видны, то после второй стали очевидными для многих слушателей.
Первую революцию в популярной музыке учёные объясняют появлением большого количества новых жанров в середине 1970-х годов. В дополнение к привычным рок-н-роллу, року и популярной музыке добавились диско, нью-вейв, стадионный рок, хип-хоп и другие жанры, отличающиеся более простыми, но приставучими мелодиями и повышенной динамикой самой музыки. Постепенно эти стили стали всё более популярными у слушателей, что отразилось на результатах исследования.

«Небольшую революцию» середины 1990-х годов исследователи связывают с популяризацией компьютерных технологий и появлением цифровых рабочий станций. По мнению учёных, программное обеспечение, предполагающее активное использование лупов и сэмплов, поощряет повторение уже существующих мелодий вместо сочинения новых линий. Заметный сдвиг плавно перешёл в большую революцию 2000 года, связанную с укоренением компьютеров в индустрии.
Несмотря на то, что результаты исследования легко связать с утверждением, что «раньше музыка была лучше», Мадлен Гамильтон не разделяет эту позицию. По мнению девушки, речь идёт о привычном балансе вещей: пока одни аспекты музыки усложнялись с течением времени, другие, напротив, упрощались. Таким образом, чтобы компенсировать усложнённые аранжировки, сведение и прочие моменты, индустрия упростила мелодии.
Исследователи отметили, что огромную роль в изменениях сыграли компьютерные технологии. Если раньше аранжировки строились вокруг трёх-пяти инструментов, а музыканты должны были вкладываться в написание интересной мелодии, то сегодня авторам не нужен отдельный коллектив, так как DAW открывает доступ к практически бесконечному количеству звуков и технических приёмов, из-за чего вокальная мелодия больше не служит основным «магнитом» песен.
Подводя итог своему исследованию, учёные отметили, что говорить о том, что музыка стала лучше или хуже, на основании этих данных некорректно. Музыка просто стала другой, однако не изменила качественного содержания.
- Напомним, что ранее стало известно, аккорды чьих песен гитаристы разных стран ищут чаще всего в Интернете.
Я бы добавил. Благодаря синтезаторам и семплерам (во всех разновидностях) появилась возможность создания невиданных ранее тембров, причем разброс огромный, такого раньше не было. В результате, чтобы увлечь слушателя, сейчас нет такой же нужды в мелодии и гармонии, как раньше. Представим композитора, который сочиняет для фортепиано. Выбор выразительных средств небольшой: артикуляции, громкость, педаль, плотность текстуры. Весь груз падает именно на гармонию и мелодику. То же самое с любым традиционным составом. Сейчас иначе: достаточно создать необычный патч, смешивать разные звуки и т. д. Добавим к этому дешевые и не очень приемчики создания возрастающей динамики (простое увеличение громкости, фильтрация) или какие-нибудь другие эффекты.
Максим Фадеев как-то ныл, что современная музыка — это не музыка, в саунд-дизайн, нет мелодий, гармонии и т. д. Он в принципе был прав. Сейчас все активно работают с тембрами. Их так много, что это своего рода травма. Мы не можем с этим справиться, упорядочить и т. д. Я бы только не стал жаловаться, что это плохо. Просто музыка изменилась в принципе. Когда-то развивали гармонию, что привело к додекафонии, теперь внимание на тембрах, а гармоническая составляющая и мелодика упрощаются.
Только что слушал неизвестную музыку и как человек не плохо считывающий ноты ничего не понял. Там нет работы композитора, там поработал звукорежиссер.
Еще в 90-е у меня был разговор с одним композитором. Я пришел к нему в гости и он включил одну из своих недавних халтурок, я и говорю — что то я не слышу гармонии а он отвечает «а ее тут и нет». Симфонические оркестры были вершиной музыкальной мысли, дальше по наклонной вниз до ритма на одном аккорде с речитативом и дронов с природными шумами…
Важно, что дронов и природными шумами в симфонической музыке в принципе не было. И много чего еще в ней не было. В некотором смысле изначально бедная звуковая палитра. Развитие современной музыки в открытии и освоении новых возможностей. А это совсем другие принципы. И это отнюдь не примитив. Не обязательно. Просто, возможно, люди пока не научились использовать это виртуозно, потому что это новое. В принципе, симфоническая музыка не всегда была такой сложной и изощренной, как в 19 или 20 веке. Начинали с очень простого, постепенно усложняя.
С другой стороны, делать выводы на основании чартов… Популярная музыка никогда не была сложной. Она и не должна сложной быть.
Ошибка считать, что музыка качественно не изменилась, потому что там не просто звуки — а целиком спектр частот, который раньше даже не могли представить — как этим управлять. А сейчас звук настолько плотный и сложный по частотам, что его просто сложно воспринимать, а если ещё сложнее менять, то это слушать уже будет невозможно как целостное произведение.
В звучании симфонического оркестра те же самые частоты задействованы, что и в любой современной музыке.
в принципе да, но для этого нужно 20-40-100 человек или 1 сэмплер