Улучшение качества записи неудачных дублей и скудно звучащих инструментов за 5 минут.
Давайте представим простую ситуацию: вы закончили сессию звукозаписи, музыкант ушел домой, но записанный материал получился… совсем не таким хорошим, каким казался немного ранее. Что можно сделать для исправления такой ситуации? Как произвести улучшение качества записи неудачных и откровенно плохих дублей гитариста, вокалиста, клавишника, трубача и т.д.?
Раньше, до развития компьютерных технологий, у звукорежиссера были бы связаны руки. Фактически, единственным выходом из данной ситуации была еще одна сессия звукозаписи с музыкантом. Если связаться с музыкантом не удавалось или перезапись была невозможно по каким-либо еще причинам, некоторые звукорежиссеры нарезали пленку таким образом, чтобы собрать один качественный дубль из множества кусочков. В то же самое время какие-либо недочеты пытались скрыть при помощи эффектов, что получалось с разной степенью успешности.
В наши дни, к превеликому счастью, у нас нет необходимости в нарезке пленки, да и количество действий, которые можно сделать с записанным материалом уже после студийной сессии, расширилось в несколько раз. Давайте посмотрим на 7 инструментов и методик, которые помогут произвести улучшение качества записи проблемных дублей, что называется, на скорую руку.
Комбинирование дублей
В английском языке этот прием именуют «Comping» (от англ. «Composite» — сборный, составной, комбинированный). Суть комбинирования дублей заключается в том, чтобы собрать целиковую партию из множества дублей, оставляя только самые лучшие части из разных аудиофайлов. Подобный прием иногда используется даже с теми записями, в которых все в порядке. Ну а для испорченных дублей он и вовсе является настоящим спасением.
Так или иначе, в тех случаях, когда дубли содержат хотя бы одну хорошо прописанную часть, звукорежиссер может совместить все удачные отрезки в единый файл. При этом, чем аккуратнее будет сделано объединение, тем более правдоподобно будет звучать итоговый аудиофайл. Собственно, главная цель объединения, помимо устранения недостатков, собрать дорожку таким образом, чтобы она звучала как один полноценный дубль.
Когда стоит производить улучшение качества записи таким методом? К примеру, в тех ситуациях, когда музыкант по ряду причин не может записать целиком хороший дубль, но в его предыдущих 3-4 попытках есть достойные отрезки, которые можно объединить между собой. Зачем переписывать всю партию, если музыкант «залажал» только в одном кусочке? Просто возьмите эту часть из другого дубля и дело в шляпе!
Благодаря различным функциям встроенным в современные рабочие станции, комбинирование дублей становится проще. К примеру, в Logic Pro есть функция «Quick-Swipe», позволяющая в редакторе быстро выбрать необходимые участки и собрать из них итоговую дорожку в несколько кликов на каждом желаемом отрезке дубля. Никаких копипастов и прочих дополнительных манипуляций не потребуется.
Авто-тюн и квантование
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что когда вокалу или какому-либо инструменту требуется улучшение качества записи ввиду банального не попадания в ноты, то первое, что приходит на ум — это авто-тюн.
Современные DAW предлагают инструменты для автоматической корректировки не попаданий в ритм или в тональность композиции. Тем, у кого подобных инструментов нет в любимой DAW, на помощь придут плагины от сторонних производителей.
Все, что работает аналогично Auto-Tune и может с успехом выполнять коррекцию высоты поможет в исправлении неудачных дублей. Там же, где имеются проблемы с точностью попаданий в ритм трека, стоит воспользоваться квантованием, благо оно предназначено не только для работы с MIDI.
В дополнение к вышесказанному, любая современная рабочая станция имеет ряд инструментов для работы со временем (функции по типу Elastic Audio или Flex Time). Главное помнить, что любое автоматическое корректирование высоты и тайминга требует ручной настройки в контексте открытого проекта. В любом случае, эти инструменты позволят сэкономить огромное количество времени.
Исправление неправильных или плохих аккордов
Одной из самых трудноустранимых проблем является исправление плохих нот в аккордах, особенно в партиях фортепиано или гитары. К примеру, бывают случаи, когда гитарные струны перестают строить в самый ответственный момент, что несомненно слышно на записи.
В то время как изменение высоты одиночного звука за счет авто-тюна сделать достаточно просто, работа с полифоническими частями композиции становится более трудной задачей. К счастью и здесь есть программное обеспечение, которое поможет произвести улучшение качества записи.
В небезызвестном редакторе Melodyne имеется функция DNA (Direct Note Access). DNA позволяет настраивать высоту нот по отдельности в рамках конкретных аккордов. Другими словами, при помощи DNA звукорежиссер может «разобрать» аккорд на составные части и исправить только тот звук, который является источником проблемы. Естественно, высота остальных звуков в аккорде останется неизменной.
Кстати говоря, DNA можно использовать и более креативно. Например, в тех случаях, когда хочется получить другой аккорд: минор вместо мажора и т.д.
Пример 1. Аудиозапись с несколькими неудачными одиночными звуками; исправлением таких звуков при помощи Melodyne DNA; исправленные аккорды с мажора на минор при помощи DNA:
Реампинг
Если записанная партия электрогитары звучит слабо, слишком плоско, страдает от бубнежа или просто бедного звучания, есть множество вариантов того, как исправить сложившееся положение. Конечно же, самым очевидным решением станет использование эквалайзера, но есть и другие методики для того, чтобы произвести улучшение качества записи.
Речь идет о реампинге. Что такое реампинг? Говоря простыми словами, это практика пропускания записанной дорожки гитары через усилитель. То есть, звукорежиссер берет записанную партию гитары и отправляет ее на обработку через реальный усилитель или педаль эффектов, чтобы на выходе получить еще одну дорожку гитары, но уже обработанную.
Для выполнения реампинга могут потребоваться дополнительные устройства. Многие компании (Radial, Behringer и др.) продают специальные реампы, что позволит добиться правильного уровня громкости и давления в сигнале, идущем от DAW к усилителю и обратно. В то же самое время, современные эмуляторы гитарных кабинетов и усилителей (AmpliTube, BIAS, Guitar Rig) позволяют делать реампинг в цифровом виде, то есть без использования дополнительных устройств.
Саунд гитары с усилителем будет намного глубже, интереснее, богаче и комплекснее. Плюс ко всему усилитель добавит дополнительного драйва звуку. Все это, естественно, без использования возможностей эквалайзера.
Напоследок отметим, что наилучших результатов при реампинге можно добиться при работе с абсолютно «сухой» партией гитары, записанной напрямую через аудиоинтерфейс. Благодаря такому подходу у звукорежиссера открываются поистине неограниченные возможности по окрашиванию гитарного звука.
Дублирование или замена при помощи Audio-To-MIDI
Бывает и так, что хорошее исполнение страдает от небогатого звучания инструмента. Вроде бы и ноты те, и сыграно отлично и с драйвом, но… партия все равно не звучит из-за скудного тембрального окраса музыкального инструмента (гитары, баса, фортепиано и т.д.).
Еще хуже, когда звучание инструмента не хочет поддаваться привычным техникам улучшения звука (эквализации, компрессии, дилэю, реверберации). Иногда и вовсе бывают такие случаи, когда хочется, чтобы какая-либо партия была сыграна на другом инструменте (вместо гитары — синтезатор, вместо классического фортепиано — арфа и т.д.).
В общем, в наше время нет ничего невозможного. Рабочие станции и соответствующие плагины имеют не только возможность настройки высоты звуков (Melodyne, Logic Pro Flex Pitch), но и преобразования аудиосигнала в MIDI-данные. Фактически, именно в этом и кроется секрет работы таких инструментов как авто-тюн.
Преобразование в MIDI дает возможность не только использовать другой инструмент для партии, но и позволяет изменять отдельные звуки и аккорды в сыгранном дубле. При этом конвертирование в MIDI старается максимально сохранить такие особенности исполнения, как громкость и динамику отдельных звуков, их точность и тайминг и т.д.
Опять-таки, нет нужды полностью заменять исходную партию виртуальным инструментом. Вполне возможно, что будет достаточно продублировать ее виртуальным аналогом, чтобы достичь желаемых результатов. К примеру, некоторые звукорежиссеры дублируют партии электрогитары жестко звучащими синтезаторами, чтобы сделать общую картину гитарной музыки более мощной.
Пример 2. Партия баса (4 такта) и сконвертированный MIDI-трек с разными виртуальными басовыми инструментами (по 4 такта):
Дополнительные вокальные гармонии
Слабое вокальное исполнение (даже при хорошем голосе) можно исправить за счет дублирования оригинальной дорожки. Тот же Джон Леннон ненавидел слушать свой голос без обработки дублирующим эффектом Abbey Road ADT.
В общем-то, проделать дублирование голоса можно в реальном времени при помощи дилэя (с легким случайным режимом работы, как у того же Abbey Road ADT). С другой стороны, современные редакторы питча предлагают более широкие инструменты в вопросе улучшения записанного аудио.
К примеру, корректоры высоты звука позволяют обогатить сигнал дополнительными гармониями уже по факту записи. Создание дополнительных гармоний может вернуть даже самую плохо записанную вокальную дорожку к жизни. Все, что требуется от звукорежиссера — это продублировать оригинальную партию вокала и транспонировать ее на терцию/квинту/октаву выше или ниже, в зависимости от контекста.
Ну и опять-таки не стоит забывать о ручной подстройке подобных инструментов под тональность оригинальной композиции.
Пример 3. Выборочное добавление дополнительных вокальных гармоний для усиления и улучшения основной вокальной партии:
Изменение темпа всей песни
Временами проблемы возникают не только с отдельными дорожками инструментов, а со всей композицией. К примеру, после того как коллектив провел вроде бы успешную сессию звукозаписи и укатил в тур, звукорежиссер и продюсер понимают, что композиция должна быть чуть медленнее или, наоборот, чуть быстрее. Снова привезти коллектив в студию не предоставляется возможным (они же укатили в тур и им явно не до записи!).
Лет 30-40 назад у звукорежиссера был только один выход: ускорить или замедлить проигрывание пленки и надеяться, что получившийся результат не будет слишком сильно страдать от «эффекта хомячка». В наши дни, снова благодаря питч-шифтингу, мы можем без лишних проблем изменить темп всего проекта, а хомячковый эффект исправить при помощи редактирования высоты аудиосигнала.
Единственная сложность заключается в том, что каждый инструмент требует индивидуального подхода при обработке. То есть, для каждого инструмента необходимо найти оптимальный алгоритм тайм-шифтинга (временного сдвига), который не только не разрушит записанное в одной дорожке, но и не испортит общую картину песни.
Возьмите за основу оригинальную запись (слишком быструю или медленную) и, подбирая алгоритмы тайм-шифтинга, постарайтесь добиться такого результата, когда оригинальная и исправленная записи звучат абсолютно идентично по своим тембрам.
С одной стороны это может показаться рутинным занятием (в принципе, так оно и есть). Но в тех случаях, когда возможность очередного возврата группы в студию в ближайшее время крайне маловероятна, а сроки горят, заказчики уже ругаются — станет отличным подспорьем.