Система мониторинга также важна, как и сама комната, в которой она находится. Энергия звука расходится по всей комнате, отражается от пола, стен и даже материалов отделки помещения. Все это, конечно же, влияет на конечное звучание треков, так что необходимо хорошенько подумать над тем, как расположить студийные мониторы, чтобы звук претерпевал как можно меньше искажений.
Акустические волны расходятся по помещению неравномерно: звуку требуется некоторое время, чтобы достичь, к примеру, противоположной стены и, отразившись от нее, вернуться обратно. Такое положение вещей можно смело назвать естественной реверберацией комнаты. Помимо этого, есть такое понятие, как Т60 — время, которое требуется звуковому давлению на то, чтобы упасть до значений в 60dB. Т60 будет разниться для каждого конкретного помещения и зависеть от множества внешних факторов: пропорции и размер помещения, материалы отделки и т.д.
В естественной реверберации помещения нет ничего плохого. Проблема заключается в том, что расположение студийных мониторов может быть таково, что звук начнет приобретать неприятные фазовые искажения. Необходимо «обуздать» звуковой сигнал, исходящий из мониторов, и постараться максимально поглотить нежелательные частоты и искажения. Степень необходимого поглощения, также как и Т60, будет совершенно разной для каждого конкретного места, а это значит, что частоты, которые стоит поглотить в одном помещении, могут не проявляться вовсе в другом. К примеру, низкие частоты, звучащие более равномерно (читай, на одинаковой громкости) и мощно, в отличие от высоких частот требуют больших усилий в вопросе поглощения нежелательных частот. Низкие частоты обладают еще одной неприятной характеристикой: круговой диаграммой направленности. Низы «растекаются» из мониторов во все стороны одновременно, а это значит, что поглощением нужно заниматься по всей площади комнаты.
Менее энергичные высокие частоты имеют четкую направленность, поэтому их поглощение видеться несколько более легкой задачей: достаточно озадачиться поглощением только в той части комнаты, куда «уходят» наши высокие частоты. Полезным для нас станет факт того, что звуковое давление в своем направлении всегда достигает стен, то есть мы точно знаем, где располагать изоляционные и поглощающие элементы.
В процессе поглощения энергии звука мы неизбежно будем терять и полезные частоты в нашем сигнале. Причем, потери в области высоких частот всегда будут превышать аналогичные потери в области низких частот. Таким образом, поглощение высоких частот необходимо проводить менее интенсивно, то есть верха должны иметь больше возможностей для отражения от самого помещения, благо они меньше подвержены искажениям. Стоит постараться расположить мониторы так, чтобы частоты отражались под большим углом, как бы распыляясь по помещению — это снизит слышимость отражений и искажений, а может и вовсе минимизирует их. Иными словами, отражение звука под широким углом приведет к исчезновению нежелательных искажений, которые не будут доноситься до слушателя, находящегося перед мониторами.
В вопросе поглощения и изоляции помещения помогут басовые ловушки, поглощающие экраны, диффузоры Шрёдера и т.д. Планируя собственную контрольную комнату, лучше задуматься о звукоизоляции до завершения отделки помещения. Басовые ловушки и прочие поглотительные элементы стоит расположить перед (или по бокам) от мониторов, а также, что более важно, за ними. Заднюю стену комнаты стоит также отделать более сильными поглотителями. Около задней стены можно поставить какую-либо мебель (кресла и стеллажи), между которой разместить изоляционные материалы. Боковые стены комнаты стоит оснастить диффузорами: они помогут избежать неприятных возвращений средних и высоких частот в уши слушателя.
В вопросе звукоизоляции нет каких-то конкретных строгих правил или быстрых решений. Изучайте фотографии разных студийных помещений, анализируйте увиденной и старайтесь понять, что можно сделать со своей студийной комнатой.