Некоторое время назад мы выпустили кавер на песню группы Кино «Мама, мы все тяжело больны». Первая цель, которую мы преследовали этим роликом, продемонстрировать, что многие отечественные песни по своей сути ничем не хуже западной музыки. Проблема здесь в том, что им не хватает более интересных аранжировок. Чтобы нагляднее донести эту мысль, мы выбрали с десяток песен и стали искать параллели: кто бы из зарубежных групп мог спеть тот или иной трек, какая стилистика подошла бы композициям?
Так собралось несколько комбинаций треков, исполнителей и жанров: например, песню «Каскадеры» группы Земляне могли бы успешно и интересно исполнить Lordi, треки популярного нынче Алексеев хорошо бы звучали в репертуаре Poets Of The Fall, а позднему Цою, времен Группы Крови, прекрасно подходит стилистика синтвейва. Собственно, на Цое и остановились для нашего эксперимента.
Вторая цель была проще: показать, что качественные треки можно записать дома на том оборудовании, что вам доступно — здесь помогут всевозможные плагины и библиотеки сэмплов. В конце концов, содержание часто побеждает качество: примеров того, когда сделанные на коленке дрова выходили в топ — масса. Чтобы донести свои идеи до слушателя не нужны дорогие студии, команда продюсеров и авторов — все можно сделать дома.
Конечно, тут мы лукавим — многое зависит от конечных целей: если вы собираетесь звучать из каждого утюга и хотите записать стопроцентный радиохит, то без хорошей студии и команды помощников и руководителей не обойтись. Но опять-таки, наша идея в другом — донести свои идеи до слушателей в максимально возможном качестве, и судя по получившемуся результату, это более чем возможно. По крайней мере звучать все будет вполне достойно.
Сразу оговоримся по самому каверу и нашей идее. Во-первых, мы не профессиональные вокалисты или звукорежиссеры уровня Криса Лорд-Элджи. Мы спродюсировали трек своими силами и сделали все на том оборудовании, что было у нас в наличии.
Собственно, во всем этом безобразии участвовала MIDI-клавиатура Arturia MiniLab mkII, аудиоинтерфейс Audient iD14, микрофон sE Electronics SE2200 и DAW Logic Pro X. Но это все не важно: примерно того же результата можно добиться в любой DAW, на любой платформе, с любой картой и почти любым микрофоном. Было бы желание.
Во-вторых, рассказывать обо всем мы будем максимально просто и даже кондово — идея в том, чтобы вы поняли зачем и что было сделано. Кидаться в нас какашками, говорить о том, что наши методы какие-то тупые кривые и тупые, а также поносить вокально-инструментальные навыки можно в комментариях. Всё равно сути идеи это не изменит — мы собираемся показать, что любой музыкант, горящий желанием высказаться и донести свою идею до публики (пусть и в жанре синтвейв или синти-поп), с любым уровнем оснащения и опыта работы и исполнения, может сесть и сделать трек.
Итак, поехали творить.
ДОПОЛНЯЕМЫЙ МАТЕРИАЛ
По мере готовности новых видеороликов, мы будем дополнять этот материал как самими видео, так и текстовыми пояснениями и скриншотами. После выхода всех видео, статья примет вид объёмного руководства по продюсированию синтвейва.
Как писать синтвейв: видеоверсия
Обзор проекта, создание кика и снейра
Хай-хэт, эффекты, тома и шина ударных
Сэмплы
кик и снейр Тома, хэт, хлопки, крэш
В проекте используется два сэмпла снейра, звучащих одновременно. Сэмпл в дорожке Snare A фокусируется на середине и верхе рабочего барабана и придает общему звуку винтажный оттенок. В свою очередь дорожка Snare B полагается на более акустический сэмпл рабочего барабана, который фокусируется на низких частотах и служит телом звука снейра. При совместном воспроизведении обе дорожки дают полный, объёмный и самодостаточный винтажный звук.
Для наполнения обеих дорожек не применялся сэмплер — аудиофайлы просто расставлены по всему проекту внутри треков. Такой метод не очень изящен и удобен, использовать сэмплер было бы правильнее (при повторении нашего урока дома советуем работать с файлами именно через сэмплер).
[ai_playlist id=»107602″]
Дорожка Snare A
Дорожка первого снейра обработана эквалайзером Waves VEQ3, биткрашером Sonalksis Digital Grimebox и энвелопером Logic Pro X.
Настройки эквалайзера аналогичны тем, что использовались для кика, как и цель их применения: ограничить середину, минимизировав возможную резкость и шипение в центре, а также компенсировать потери в высоких частотах.
С помощью биткрашера мы искусственно «испортили» сэмпл, чтобы придать ему более старомодное звучание. Digital Grimebox переведен в режим DWNS, а основной регулятор сдвинут на отметку 1.07. Чем сильнее регулятор поворачивается влево, тем сильнее портится сигнал, но для синтвейва фанатизма не нужно — выбранных настроек вполне достаточно.
Встроенным в Logic Pro X плагином Envelope мы отредактируем звучание сэмпла, слегка обрезав его хвост. Это нужно для того, чтобы при последующей отправке на шину реверберации, верх снейра не становился слишком расплывчатым и размазанным. В нашем случае мы обрезали хвост на 16%, что сделало звук более сфокусированным. Тем, кто работает в других DAW, советуем сделать то же самое любым редактором транзиентов (Transient Shaper).
[ai_playlist id=»107605″]
Дорожка Snare B
С дорожкой Snare B дело обстоит максимально просто: для ее обработки использовался только эквалайзер. Цель эквализации — сфокусировать звучание сэмпла на низких и средних частотах, устранив весь верх (эти частоты заполнит трек Snare A).
Эквалайзером FabFilter Pro-Q 2 мы отфильтровали все частоты до 35 Гц, чтобы снейр не занимал в миксе области, отведенные басу и бочке. В противном случае частоты снейра и других низких инструментов будут сталкиваться и образовывать в миксе ненужную грязь. Вслед за этим мы сделали вырез в районе 200 Гц, чтобы устранить картонность и коробковатый эффект (ту самую «boxiness»). После этого сигнал снейра был отфильтрован выше 4 кГц, что сильно прижало в сигнале высокие частоты.
[ai_playlist id=»107610″]
Благодаря всем этим действиям трек Snare B стал полноценным телом рабочего барабана: при совместном воспроизведении дорожек Snare A и Snare B звук рабочего становится единым, наполненным по всему спектру частот.
[ai_playlist id=»107613″]
Шины и посылы
Сигнал с двух дорожек снейра собирается на специальной шине Snare Bus для последующей обработки. Помимо этого, сигнал самой шины посылается на два посыла: Snare Reverb и Drums Reverb. Первый посыл предназначен для очень легкой реверберации обоих снейров, которая склеивает звук двух дорожек. Второй посыл является общим треком реверберации для всех инструментов и дорожек создаваемой нами драм-машины — здесь происходит склейка всех ударных треков в единое полотно. В качестве выхода для Snare Bus используется общая шина ритм-секции Drums Bus, через которую проходят все элементы ударных.
На шине Snare Bus сигнал рабочих барабанов ждет бесплатный плагин TDR Nova. Инструмент представляет собой динамический эквалайзер и компрессор, в котором можно независимо обрабатывать и компрессировать разные частотные диапазоны. В нашем случае мы активировали третью полосу обработки, нацелили ее на область в 5 кГц и включили компрессор с быстрой атакой и медленным спадом. Суть в том, чтобы контролировать средние частоты кастом-снейра — компрессор будет следить, чтобы середина не шипела и не выбивалась из микса.
Так как компрессор настроен на широкую полосу обработки, нужно слегка приподнять высокие частоты в районе 9 кГц. Таким образом, когда компрессор будет размашисто подавлять середину, задевая в том числе и верх, мы компенсируем просадки в сигнале в области высоких частот. В качестве меры дополнительной безопасности, активируем в плагине LF-фильтрацию. Фильтром мы отрежем все сигналы выше 19 кГц.
[ai_playlist id=»107616″]
Опережая вопросы и комментарии о том, что диапазон в 19 кГц не воспринимается человеческим слухом, отметим, что так мы очистим верх микса. Несмотря на то, что уши не могут нормально разобрать настолько высокие сигналы, мозг воспринимает их как обыкновенный шум. Его наличие создаст в миксе ощущение его загрязненности, чего нам точно не нужно.
Сигнал шины Snare Bus отправляется в небольшом количестве на посыл с реверберацией для малого барабана. На посыле активирован встроенный в Logic Pro X ревербератор ChromaVerb со стандартным пресетом Collins Gate, вдохновленным звучанием снейра в треке Фила Коллинза «In The Air Tonight».
Сразу за ревербератором на дорожке помещен эквалайзер Waves REQ 2, в котором ослаблена все та же область в 5-6 кГц — реверберация может навредить нашим барабанам, вернув грязь и резкость середины, от которой мы избавились раньше.
[ai_playlist id=»107618″]
Трек реверберации Snare Reverb практически незаметен в общем миксе — его уровень находится на низких значениях, как и количество поступающего сюда сигнала. Тем не менее легкий ревер склеивает две дорожки снейра между собой, создавая ощущение одного инструмента. Основная обработка реверберацией происходит в другом месте — на шине Drums Reverb.
Общая реверберация драм-машины полагается на плагин ValhallaDSP ValhallaVerb. За основу ревера взят пресет Fat Snare Room, в котором дополнительной настройке подверглось количество предилэя, спад эффекта, нацеленность реверберации на конкретные частоты и ее форма. Так для более объемного и живого звука мы увеличили время спада сигнала до 1 секунды и уменьшили время предзадержки. Форма реверберации также была уменьшена, чтобы эффект не размазывал звучание драм-машины по всему полотну композиции.
[ai_playlist id=»107622″]