Некоторое время назад мы выпустили кавер на песню группы Кино «Мама, мы все тяжело больны». Первая цель, которую мы преследовали этим роликом, продемонстрировать, что многие отечественные песни по своей сути ничем не хуже западной музыки. Проблема здесь в том, что им не хватает более интересных аранжировок. Чтобы нагляднее донести эту мысль, мы выбрали с десяток песен и стали искать параллели: кто бы из зарубежных групп мог спеть тот или иной трек, какая стилистика подошла бы композициям?
Так собралось несколько комбинаций треков, исполнителей и жанров: например, песню «Каскадеры» группы Земляне могли бы успешно и интересно исполнить Lordi, треки популярного нынче Алексеев хорошо бы звучали в репертуаре Poets Of The Fall, а позднему Цою, времен Группы Крови, прекрасно подходит стилистика синтвейва. Собственно, на Цое и остановились для нашего эксперимента.
Вторая цель была проще: показать, что качественные треки можно записать дома на том оборудовании, что вам доступно — здесь помогут всевозможные плагины и библиотеки сэмплов. В конце концов, содержание часто побеждает качество: примеров того, когда сделанные на коленке дрова выходили в топ — масса. Чтобы донести свои идеи до слушателя не нужны дорогие студии, команда продюсеров и авторов — все можно сделать дома.
Конечно, тут мы лукавим — многое зависит от конечных целей: если вы собираетесь звучать из каждого утюга и хотите записать стопроцентный радиохит, то без хорошей студии и команды помощников и руководителей не обойтись. Но опять-таки, наша идея в другом — донести свои идеи до слушателей в максимально возможном качестве, и судя по получившемуся результату, это более чем возможно. По крайней мере звучать все будет вполне достойно.
Сразу оговоримся по самому каверу и нашей идее. Во-первых, мы не профессиональные вокалисты или звукорежиссеры уровня Криса Лорд-Элджи. Мы спродюсировали трек своими силами и сделали все на том оборудовании, что было у нас в наличии.
Собственно, во всем этом безобразии участвовала MIDI-клавиатура Arturia MiniLab mkII, аудиоинтерфейс Audient iD14, микрофон sE Electronics SE2200 и DAW Logic Pro X. Но это все не важно: примерно того же результата можно добиться в любой DAW, на любой платформе, с любой картой и почти любым микрофоном. Было бы желание.
Во-вторых, рассказывать обо всем мы будем максимально просто и даже кондово — идея в том, чтобы вы поняли зачем и что было сделано. Кидаться в нас какашками, говорить о том, что наши методы какие-то тупые кривые и тупые, а также поносить вокально-инструментальные навыки можно в комментариях. Всё равно сути идеи это не изменит — мы собираемся показать, что любой музыкант, горящий желанием высказаться и донести свою идею до публики (пусть и в жанре синтвейв или синти-поп), с любым уровнем оснащения и опыта работы и исполнения, может сесть и сделать трек.
Итак, поехали творить.
ДОПОЛНЯЕМЫЙ МАТЕРИАЛ
По мере готовности новых видеороликов, мы будем дополнять этот материал как самими видео, так и текстовыми пояснениями и скриншотами. После выхода всех видео, статья примет вид объёмного руководства по продюсированию синтвейва.
Как писать синтвейв: видеоверсия
Обзор проекта, создание кика и снейра
Хай-хэт, эффекты, тома и шина ударных
Сэмплы
кик и снейр Тома, хэт, хлопки, крэш
Бочка создана путем загрузки стороннего сэмпла в сэмплер Sonic Academy Kick 2. Стандартный пресет сэмплера не подходит под синтвейв, поэтому настройки плагина нужно изменить. Мы выключили секцию дисторшена и эквализации, а также полностью убрали субосциллятор из настроек в нижней части интерфейса плагина. После всех действий, Kick 2 воспроизводит только загруженный аудиофайл без каких-либо искажений.
[ai_playlist id=»107567″]
Проблема в том, что сэмпл записан с небольшой паузой в самом начале файла. Сама по себе бочка звучит ровно, но как только в микс добавляются другие инструменты, то кик отстает от них: бочка играет с постоянным опозданием, что рушит ровность микса.
Исправить этот дефект можно регулятором Start в настройках загруженного сэмпла в Kick 2. Чтобы добиться ровного звучания, мы сдвинули время начала сэмпла на 20%.
[ai_playlist id=»107592″]
Сигнал с дорожки бочки попадает на мастер-выход не сразу. Для начала бочка отправляется на шину Drums Bus, через которую проходят все элементы создаваемой нами драм-машины. С помощью шины происходит склейка разрозненных участников ритм-секции в единый монолитный инструмент.
Сведение бочки в синтвейве
Прописав нужную нам партию, переходим к обработке бочки. Цепочка эффектов состоит из эквалайзера FabFilter Pro-Q 2, процессора эффектов SPL Vitalizer, эмулятора ленты/сатуратора u-he Satin и эквалайзера Waves VEQ3.
Эквалайзером FabFilter Pro-Q 2 мы исправим три важных проблемы. Во-первых, уберем картонность звучания («boxiness»), возникающую в бочке в районе 200 Гц. В этой области мы сделали довольно сильное ослабление на −5 дБ с относительно узкой полосой обработки. Во-вторых, предпримем упреждающие меры для избавления от шипения бочки в миксе — для этого мы сделаем вырез в районе 3,5 кГц. Сейчас этому шипению попросту неоткуда взяться, но в дальнейшем возможна такая ситуация, что при прохождении через все эффекты и компрессор бочка приобретёт неприятный звук.
Наконец, в области 6,5-7 кГц мы сделаем подъём, который компенсирует потери высоких частот, появившиеся при ослаблении середины. Помимо этого, лёгкое усиление в этом регионе придаст бочке дополнительной сочности и панча.
[ai_playlist id=»107595″]
Процессор эффектов SPL Vitalizer нужен для того, чтобы придать бочке окончательное плотное звучание. С помощью регулятора Drive слегка повысим входной сигнал, а затем ослабим параметр Output, чтобы компенсировать громкость кика после обработки.
Регулятор Bass сдвинулся ближе к позиции Soft — так звук бочки стал объемнее, не потеряв при этом своего характера (в положении Tight саунд становится слишком плотным и теряет в целостности). Вслед за этим к сигналу был применен компрессор, но без фанатизма — слишком активная компрессия напрочь убивает кик, который превращается в плоскую скучную резину.
Эмулятор кассетной ленты u-he Satin придает винтажный эффект бочке. Ее звучание становится теплее, наполняется дисторшеном и приобретает ярко выраженный ретро-оттенок. Настройки максимально просты: регуляторы Input и Output сдвинуты примерно на 10-11 часов, чтобы понизить активность обработки, плагин переведен в режим эмуляции винтажной пленки (Tape: Vintage).
Наконец, эквалайзер Waves VEQ3 окончательно полирует звучание нашей бочки. Регулятором MF мы понизили частоты в области 7 кГц на −0,7 дБ, чтобы устранить любые итоговые проблемы в средних частотах. Вместе с тем ручка HF повышает область в 10 кГц на 0,6 дБ, чтобы компенсировать потери в высоких частотах при подрезке середины регулятором MF. В дополнение к этому обработка высоких частот улучшает эффект присутствия.
[ai_playlist id=»107598″]