Далеко не всегда популярные песни следуют в звуковом мейнстриме. Вспомните громкие хиты последних лет: несмотря на то, что треки сочинены сейчас, их саунд характеризуется налётом ретро. Из этого текста вы узнаете о трёх элементах, которые придают песне явный ретро-настрой, но не старят аранжировку.
Универсальные вневременные звуки
Все треки с налетом ретро всегда полагаются на звуки, описать которые можно словосочетанием «вневременные». Точного определения таких звуков ещё не придумано, но вы сразу узнаете их, когда услышите — они всегда в тему.
Электрогитара — один из примеров таких вневременных универсальных звуков. Услышать этот инструмент можно в музыке любого времени и жанра: электрогитара живёт в софт-роковых треках The Beach Boys конца 1950-х, соул и поп-композициях Майкла Джексона начала 1980-х, в электропоп и танцевальных хитах Кэти Перри начала-середины 2010-х. Конечно, каждому конкретному треку нужен собственный гитарный саунд, но это не отменяет главного: электрогитара идеально вписывается в любой трек и служит связующим звеном для остальных инструментов аранжировки.
Послушайте песню Рианны «Love On The Brain». На поверхности трека лежат старомодный мягкий звук бочки и как бы «оркестровая» подложка на органе Хаммонда с редкими вкраплениями других инструментов — эти элементы привлекают к себе внимание, поскольку редко встречаются в поп-хитах. Но если прислушаться внимательнее, то в самой середине слышится чистая и современная электрогитара. При всей современности звука, инструмент идеально вписывается в аранжировку и выполняет две роли:
- Служит для слушателя современным маркером не выбиваясь из винтажной стилистики
- Подобно канату удерживает все элементы микса вокруг себя: оркестр, ударные и другие инструменты будто бы насажены на этот прочный штырь, который не даёт инструментам расползтись, а песне стать бесформенной
Поняв, какие звуки относятся к вневременным сигналам и научившись использовать их в аранжировках, вы добьетесь более сфокусированного звучания вне зависимости от остальных инструментов в миксе. Слушатели воспринимают такие звуки как мост между разными эпохами и положительно реагируют на них: все эти отзывы «прикольный олдскульный, но актуальный саунд» появляются благодаря таким вневременным элементам.
Аранжировка
Анатомия аранжировки: типовая структура песни в популярной и электронной музыке
10 коротких советов начинающим музыкантам о работе с аранжировкой
Современные методики продакшена
Когда вы продюсируете трек с ретро-звучанием, ваша задача заключается в том, чтобы соблюсти идеальный баланс между узнаваемым саундом прошлой эпохи и современными элементами. Чтобы найти такие «островки свежести», выберите несколько старых песен и подумайте, как бы звучали отдельные элементы аранжировки в наше время. Послушайте хай-хэт, партию баса или гитары и представьте их современное звучание.
Всегда ищите способы добавить в аранжировку какие-то современные элементы, но не фокусируйте всё внимание слушателя на них. Не забывайте, что вы пишете ретро-трек.
Трек Меган Трейнор «All About That Bass» звучит свежо и современно, хотя его саунд очень и очень винтажный. Такой эффект достигнут небольшими брейками в разных местах песни, а также современным подходом к партиям ударных и остальных инструментов.
Хит Бруно Марса «That’s What I Like» — квинтэссенция популярной музыки конца 1970-х годов. Пока фанковые синтезаторы и бас задают ретро-настрой, неожиданная партия хай-хэта прямиком из музыки в стиле трэп связывает музыку с нашим временем.
Разбираемся в хитах
Из чего состоит хит: разбираем популярные песни последних лет
Сведение музыки: 5 примеров качественных миксов от iZotope
По ту сторону музыки: студийные хитрости популярных песен и альбомов
Отличный вокал
Вне зависимости от стилистики трека, продакшн вокала должен быть максимально качественным. В любой музыкальной эпохе продюсеры и звукорежиссёры ответственно подходили к записи вокала и делали всё возможное, чтобы он звучал выше всяких похвал. Всё дело в том, что слушатели обращают больше всего внимания именно на вокал, поэтому от его качества зависит успех всей песни.
Грамотно спродюсированный вокал отличает четыре элемента:
- Отличное исполнение. Даже если дорожка вокала представляет собой склейку из десятка дублей, в каждом отрезке вокалист должен выложиться на максимум. Этот момент основной: сегодня в вокале больше спокойствия, чем двадцать лет назад.
- Великолепное звучание в рамках микса. С помощью компрессии и автоматизации громкости вокал должен занять своё место в аранжировке, не теряться на фоне других инструментов, но и не вылезать вперёд.
- Баланс. Голос вокалиста должен быть сбалансирован по всему частотному спектру, без преобладания в сигнале каких-либо определенных частот. При этом обработка эквалайзером и другими процессорами не должна быть излишней — вокал не должен терять естественности звучания.
- Единство. Никто не хочет слышать склейки, щелчки и места подрезок. Сделайте все, чтобы дорожка вокала звучала как единое исполнение.
Голос — ключевой элемент любой песни, на который люди обращают внимание в первую очередь. Необычная аранжировка или музыка для бытового слушателя вторичны. Всегда помните об этом.
Да уж. Чувствуется махровый «профессионализм» автора, который звук Хаммонда называет «богатой оркестровой подложкой».)))
Скрипочки появляются на несколько секунд, безусловно, но они — небогатые. А сплошняком по песне играет (кроме гитар) только орган.
Да уж, формулировка вышла не очень удачной)) Исправили. Благодарю за ваше махровое «профессиональное» уточнение.