Каждый раз, когда разговор заходит о Джими Хендриксе, на ум приходят его яркие соло и дикие выходки на сцене. Однако за этим фасадом скрывается нечто большее — уникальный подход к написанию ритмических партий, построенный на использовании непривычных для большинства вариаций обычных аккордов. О нескольких примерах такого подхода и поговорим.
Джими Хендрикс навсегда изменил рок-музыку: смелые и изобретательные эксперименты гитариста сломали устои, формировавшиеся в музыке годами. Ещё при жизни его называли феноменом и гением гитары, посмотревшим на использование этого инструмента в музыке совершенно иначе.
Хендрикс стал героем для многих поколений гитаристов, отмечавших его необычный подход к игре соло, а также довольно дикие даже по современным меркам выходки на сцене. Тем не менее за этим «фиолетовым туманом» часто упускают то, как Джими подходил к написанию гитарного аккомпанемента к песням, где его смелость была не менее велика. Придумывая партии ритм-гитары, музыкант отказывался от привычных и стандартных схем аккордов, заменяя их более сложными или интересными вариациями, что выделяло его песни на фоне всей остальной музыки.
Из этого материала вы узнаете пять интересных вариантов обычных аккордов, использовавшихся Джими Хендриксом в сольном творчестве. Используйте подобные схемы и формы, чтобы добавить в свои песни щепотку «вкусностей».
⚠️ ДИАГРАММЫ
Все диаграммы в материале созданы в нашем генераторе гитарных диаграмм. Вы тоже можете создать такую диаграмму для себя — просто заходите на сайт и «рисуйте» любые аккорды или гаммы.
ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ
Важно учесть, что всё, о чём мы говорим ниже, не учитывает то, в каком строе играл музыкант. Речь в материале идёт лишь о конкретных аккордах, которые могут пригодиться вам, как гитаристу.
E7#9
На зарубежных форумах аккорд E7#9 — Ми септаккорд с добавлением повышенной ноны — часто называют «аккордом Хендрикса» (англ. The Hendrix Chord). Музыкант использовал его достаточно часто, при этом он звучал настолько особенно, что стал визитной карточкой гитариста.
Повышенная нона (или пониженная третья ступень на октаву выше) чаще всего рассматривается как минорный звук. За счёт этого её добавление в мажорный септаккорд делает звучание более необычным, интересным и неожиданным.
За тем, чтобы услышать E7#9 в творчестве Хендрикса, ходить далеко не надо, достаточно включить знаменитую «Purple Haze». В песне аккорд играется с открытой шестой струной, благодаря чему в его звучании появляется дополнительный напор и серьёзность.
- Аккорд E7#9 0:08
C#/A
Аккорд До-диез мажор с басом Ля кажется чем-то особенным только на словах. Если посмотреть на входящие в него ноты, станет видно, что перед нами привычный Ля мажор, в котором терция До-диез перемещена вниз.
Именно такую инверсию Ля мажора Хендрикс использовал довольно часто. В качестве ярких примеров служит вступление к «All Along The Watchtower».
- Аккорд C#/A 0:10
Трезвучия с задержанием на второй ступени (sus2)
Показанная на примере аккорда Asus2 форма трезвучия с задержанием на второй ступени может использоваться по всему грифу. Обратите внимание, что основной тон аккорда находится не на пятой, а на четвёртой струне, а третья струна (Соль) в этой форме остаётся всегда приглушённой.
Трезвучия с задержанием хорошо использовать для создания дополнительного напряжения внутри последовательности аккордов. Тем не менее Хендрикс использовал целые серии однотипных аккордов такой формы для создания мелодий внутри прогрессий — в качестве примера можно привести «Little Wing», где этот приём заметен ярче всего.
- Аккорд Asus2 0:10
Баррэ как трезвучие
Хендрикс всегда играл мажорные и минорные аккорды как трезвучия, прижимая основной тон внизу большим пальцем. Таким образом он освобождал мизинец для добавления дополнительных звуков в аккорды, украшающих их звучание. Примеры таких аккордов встречаются во многих песнях Хендрикса, в том числе в «Bold As Love».
- Аккорды A и Amin 0:11