О, великая эпоха диско! Эти яркие наряды, световые перфомансы, заводные ритмы… Кстати, о ритмах. Не будет преувеличением сказать, что благодаря барабанщикам музыка в стиле диско обладает этой невероятной энергией. Не верите? Вот вам несколько примеров барабанщиков, от игры которых невозможно усидеть на месте.
Эрл Янг (The Trammps)
Эрл Янг ворвался в мир диско во время записи классической песни в стиле Philly Soul «The Love I Lost» в исполнении Гарольда Мелвина. Его частое повторяющееся использование хай-хэта для придания более драйвового ритма и поддержания общего настроения трека похоже на работу диджея. Как диджеи выкрикивают какие-то слова в нужные моменты микса для поднятия настроения, так и хэт Янга качает толпу.
Эрл Янг был студийным барабанщиком на легендарном диско-лейбле Salsoul. Помимо этого он был лидером коллектива The Trammps, записавшего нетленку Disco Inferno. Также Эрл известен за способность играть настолько точно, что ему не требуется метроном — у этого парня идеальное чувство ритма.
https://www.youtube.com/watch?v=IQbZ9gjRCTw
Деннис Брайон (Bee Gees)
Барабанщик Bee Gees Деннис Брайон вспоминал: «На самом деле наша музыка не было диско. Скорее всего, мы просто написали несколько ужасных диско песен. Так или иначе, Bee Gees иногда писали песни с четким ровным ритмом на 4/4, и эти песни были реально классными. Но не могу сказать, что это было диско.»
Может и так, но после своего выступления на Saturday Night Fever Bee Gees стали настоящим синонимом диско. Все благодаря отменной игре Брайона — грувы на 4/4, паттерны по хэту, в общем все, что определило жанр.
Рассказывая о том, как была написана Jive Talkin’, Деннис говорил: «Я помню, как распахнулись двери студии — это зашли Барри, Робин и Морис, полностью обалдевшие от песни, которая пришла им на ум по дороге в студию. Дело было в Майами, где просто несчетное количество стальных мостов через каналы. Пока парни ехали, они слышали, как ветер завывает между балок мостов и именно это натолкнуло их на написание песни.
Мы постарались быть настолько, в хорошем смысле, черными и фанковыми, насколько могли, но ничего не получалось. Ариф Мардин, наш продюсер, записывал все, что мы играли во время репетиций и прослушивал это раз за разом. Слушая нас, он сказал, что мы играем ровно около четырех тактов, но потом начинается полнейший хаос. Короче, он нашел запись, где я сыграл четыре такта своего ритма из Jive Talkin’ и попросил послушать их. А потом мы вернулись в студию, скопировали и зациклили эти четыре такта — так получилась Jive Talkin’.»
Тони Томпсон (Chic)
В дни, когда диско правил миром, одна группа — Chic — командовала всем парадом благодаря безумной мелодичности музыкантов: невероятная гитара Нила Роджерса вкупе с ритм-секцией Бернарда Эдвардса и Тони Томпсона, играющих на бас-гитаре и ударных, соответственно.
Ориентируясь на глубокий, фанковый и невероятно плотный бас Эдвардса, Томпсон выдавал удивительные драйвовые и сочные биты, забыть которые попросту нельзя. Томпсон был приглашен в коллектив, когда Роджерс и Эдвардс увидели выступление коллектива LaBelle, где Тони был барабанщиком. В итоге Томпосон стал настоящей иконой среди диско-барабанщиков, а также принял непосредственное участие в успехе таких шлягеров, как Good Times, I Want Your Love и Le Freak. А когда группа Sister Sledge пригласила Chic продюсировать их альбом We Are Family, Томпсон записал все партии ударных для него.
https://www.youtube.com/watch?v=eKl6EZShaaw
Со смертью диско, биты и грувы Chic обрели вторую жизнь, будучи неоднократно семплируемы различными хип-хоп артистами. Ритм-секция Good Times была использована в таких треках, как Adventures On The Wheels of Steel за авторством Grandmaster Flash, Rapper’s Delight в исполнении Sugarhill Gang, а также сымитирована небезызвестными Blondie в треке Rapture.
Клем Берк (Blondie)
«Движение диско было таким же возмутительным, как панк-рок движение», говорил Клем — человек, который смешал панк и диско грувы в творчестве Blondie.
«Одной из вещей, послуживших толчком к созданию Heart Of Glass было шоу Saturday Night Fever. Это было шоу, где только настоящие музыканты играли великолепные грувы. ABBA была одной из моих любимых групп: их концерт на New York Radio City, пожалуй, одно из величайших выступлений за всю историю музыки. В общем, как я и говорил — великолепные музыканты играли великолепную музыку. Мы все любили такую танцевальную музыку, поэтому творчество Chic сильно повлияло на звучание Rapture.»
Клем взял за основу настойчивый и напористый пульс диско, добавил чуть больше хай-хэта и получил то великолепное звучание, которое мы слышим в композициях Call Me, Rapture, Atomic и, конечно же, Heart Of Glass.
«Когда мы сочиняли Heart Of Glass, никто не пытался сделать коммерчески успешную танцевальную песню, мы просто экспериментировали с разными грувами, синтезаторами и эффектами», — говорит Клем — «Собственно, слушатели оценили наши эксперименты. Так у нас появилась песня, по которой нас знали в широких кругах и то звучание, которое полюбили люди.»
Эрнест «Бильбо» Бергер (Heatwave)
Коллектив Heatwave известен по песне Boogie Nights, хотя и после смерти диско группа выпустила несколько успешных записей.
Британский композитор Род Темпертон был одним из тех, кто стоял у истоков многих хитовых диско-треков, но наибольшую известность ему принесла работа с Майклом Джексоном и Квинси Джонсом над альбомом Off The Wall.
Но, что самое интересное, все грувы в композициях Темпертона принадлежат музыкальному таланту чешского барабанщика Эрнеста «Бильбо» Бергера. Его неповторимая манера игры вкупе с умелым использованием хай-хэта и синкопированных ритмов сделала его обязательным участником практически всех хитов 1970-х годов.