В музыкальной индустрии принят стандарт настройки музыкальных инструментов на ноту Ля первой октавы на частоте 440 Гц. Несмотря на существование чётко описанного стандарта ISO, музыканты часто экспериментируют с настройкой, повышая или понижая частоту эталонной Ля. Одни изменяют высоту на пару-тройку Герц, другие отклоняются от эталона более сильно. Вместе с тем в музыкальном мире существует ещё один, не признанный официально стандарт для настройки — 432 Гц, который многие музыканты и немузыканты считают более правильным и естественным. Из этого материала вы узнаете, как мы стали настраиваться по частоте 440 Гц, что особенного в 432 Гц и какая разница между 432 Гц и 440 Гц.
Почему мы настраиваем инструменты по тем частотам, по которым настраиваем? Как современное общество согласилось на частоту 440 Гц как стандарт для настройки всех музыкальных инструментов? Откуда взялась эта цифра? Из этого материала вы узнаете, почему 440 Гц стала стандартом в музыкальном мире, а также какая разница между частотами 432 Гц и 440 Гц при настройке.
Как мы стали настраиваться по 440 Гц
На протяжении нескольких веков тона и тембры в западной классической музыке постоянно менялись. Единой стандартной высоты тона для настройки других инструментов попросту не существовало — каждый композитор, музыкант и оркестр настраивал свой инструмент так, как ему считалось нужным. В XVIII веке ситуация немного изменилась: музыкальное сообщество приняло ноту Ля первой октавы (A4, Ля над До первой октавы) приняли в качестве стандарта для настройки инструментов в западном мире.
Несмотря на такое волевое решение, оркестры по-разному определяли частоту Ля первой октавы: одни опирались на 400 Гц, вторые — на 430 Гц, третьи же добирались до 480 Гц. Отсутствие единства в определении эталонного звучания ноты привело к тому, что по всему миру оркестры полагались на диапазон от 400 до 480 Гц — все были согласны на Ля первой октавы в качестве эталона, но вот высоту звука каждый определял так, как ему хотелось.
Ситуация осложнялась ещё и тем, что до XIX века такой единицы измерения как «Герц» не существовало. Генрих Герц доказал существование электромагнитных волн только в 1830 году. Тогда же появилась названная по имени учёного единица измерения, позволившая измерить высоту звука. Вместе с тем стало известно, что великие композиторы в лице Баха, Бетховена и Моцарта настраивали оркестры на разной высоте. Несмотря на существование камертона, аксессуар не давал настроить инструменты во всём мире одинаково — конечная частота эталонной ноты зависела от используемого камертона. Последний мог производить Ля первой октавы на частотах всё в тех же пределах от 400 до 480 Гц. Замкнутый круг.
Энтузиасты, композиторы, дирижёры и музыкальные деятели предприняли несколько попыток привести звучание оркестров к общему знаменателю. Опыты оказались неудачными: нивелировать разницу между музыкальными коллективами, настроенными по ноте Ля первой октавы на частотах 435, 439 и 451 Гц никак не удавалось. В итоге в дело вмешалась Международная организация по стандартизации (англ. International Organization for Standardization, ISO), которая приняла стандарт ISO 16, жёстко закрепивший частоту эталонной Ля первой октавы на отметке 440 Гц. Сама нота также получила обозначение A440.
Казалось, светлое будущее не за горами, но не тут-то было. Несмотря на существование стандарта, оркестры и исполнители продолжили настраиваться так, как им нравится — применение стандарта музыканты посчитали не обязательным. Так обстоят дела и по сей день: к примеру, Нью-Йоркский филармонический оркестр настраивается по Ля первой октавы на частоте 442 Гц, Бостонский Симфонический оркестр полагается на частоту 441 Гц, а большинство симфонических оркестров Европы предпочитают настраиваться по Ля на отметке в 443 или 444 Гц. Оценить разницу в настройке можно по онлайн-генератору, задав ему любую из вышеперечисленных частот.
Частота 432 Гц
Многие музыканты и люди, не имеющие никакого отношения к музыке, яростно выступают против «промышленного» стандарта 440 Гц в качестве эталона для настройки инструментов. Достаточно набрать в поисковике запрос «432 Гц», чтобы окунуться в целый водоворот «научно доказанных фактов» отрос, почему частота 432 Гц лучше 440 Гц. Вас ждёт незабываемое чтиво об универсальности этой частоты, её целебных свойствах, повышенной духовности, её соотношением с «сердцебиением» планеты и прочих плюсах в сравнении с раздражающими и вредными свойствами 440 Гц. Если вы думаете, что я всё это ввернул для красного словца, то изучите первые две-три страницы русской и английской поисковой выдачи — сомнения сразу же пропадут.
История частоты 432 Гц в мире настройки музыкальных инструментов корнями уходит во Францию XVIII века. В 1713 году французский математик и акустик Жозеф Совёр написал труд, посвящённый научному и философскому восприятию высоты звука. В работе учёного частоты 440 Гц не существовало — Совёр определял Ля первой октавы как звук на частоте 430,54 Гц, а До первой октавы (Middle C или C4) вообще располагал на отметке 256 Гц вместо привычных сегодня 261,63 Гц.

По мнению француза, поместив До первой октавы на отметке 256 Гц, можно создать систему, в которой каждая октава укладывается в диапазон целых чисел кратных двум. За счёт того, что каждая нота До описывается как целое число, цифровое измерение нот, звуков и октав освобождается от ужасных десятичных дробей и вписывается в чёткие, ровные рамки. Идеи Совёра прижились не сразу, но всё же заняли своё место в музыкальном мире: к примеру, итальянский композитор XIX века Джузеппе Верди всецело поддерживал предложенную французом систему настройки, как и немецкий Институт Шиллера. По их мнению такая система обеспечивает более чистую и точную настройку инструментов, которые звучат намного естественнее и живее в отличие от настройки по Ля первой октавы на частоте 440 Гц.
Нота | Обозначение | Частота, Гц | Слышимость |
---|---|---|---|
До | C−4 | 1 | |
До | C−3 | 2 | |
До | C−2 | 4 | |
До | C−1 | 8 | |
До | C0 | 16 | ✔ |
До субконтроктавы | C1 | 32 | ✔ |
До контроктавы | C2 | 64 | ✔ |
До малой октавы | C3 | 128 | ✔ |
До первой октавы | C4 | 256 | ✔ |
До второй октавы | C5 | 512 | ✔ |
До третьей октавы | C6 | 1024 | ✔ |
До четвёртой октавы | C7 | 2048 | ✔ |
До пятой октавы | C8 | 4096 | ✔ |
До | C9 | 8192 | ✔ |
До | C10 | 16 384 | ✔ |
До | C11 | 32 768 | |
До | C12 | 65 536 |
Используя систему двенадцати истинных квинт (англ. Twelve True Fifths, сокр. 12T5) Марии Ренольд, До первой октавы на частоте 256 Гц можно расположить в той же гамме, что и Ля первой октавы на частоте 432 Гц. На этом сайте подробно описываются все математические ходы и формулы, наглядно показывающие как именно далекие частоты могут оказаться рядом и как работает вся система, придуманная Софёром.
Множество источников в интернете утверждают, что 432 — универсальное число. Перестроив все инструменты и записывая творчество в настройке на Ля первой октавы на частоте 432 Гц мы получим более естественно звучащую музыку. Более того, многие музыканты и не-музыканты со всей серьёзностью рассказывают о целебных свойствах, проявляющихся в музыке, основанной на этой настройке. Тем не менее приверженцы частоты 432 Гц почему-то забывают, что единица измерения «Герц» по своей сути вещь искусственная, придуманная для того, чтобы описывать количество циклов какого-либо действия в секунду времени. К слову, секунды также искусственны и представляют собой произвольную величину, придуманную людьми для примерного измерения времени. В общем, как именно Герцы и секунды могут влиять на естественность звучания чего-либо — непонятно.

Так или иначе, но число 432 всё равно интересно. Поддерживая конспирологов и прочих приверженцев скрытого смысла, отметим, что 432 равняется сумме четырёх последовательных целых чисел: 103 + 107 + 109 + 113. Также 432 равняется трём гроссам (гросс — старая мера измерения, равная 144 или 12 дюжинам). Движемся далее: равносторонний треугольник, площадь и периметр которого равны, можно представить как квадратный корень из 432. В общем, найдётся ещё с десяток интересных фактов о цифре 432, которые заставляют многих людей распространять слово о плюсах перехода на систему 432 Гц.
Всем заинтересованным в истории 432 Гц стоит заглянуть в статью Симона Витале (на английском языке, мы когда-нибудь её переведём), который в 2016 году провёл отличное исследование всех премудростей этой частоты. В своей работе Витале рассматривает аргументы сторонников 432 Гц с объективной и непредвзятой точки зрения, и объясняет многие непонятные аспекты с научной позиции. Также можно посмотреть видеоролики Адама Нили и Пола Дэвидса, посвящённые 432 Гц — авторы видео отлично рассказывают обо всём, что связано с этой частотой, не впадая в голословные заявления о превосходстве 432 Гц над 440 Гц.
Адам Нили о ноте Ля равной 432 Гц
Пол Дэвидс про конспирологию вокруг 432 Гц
432 Гц и 440 Гц: в чём разница?
Перейдём от слов к делу. Каждый музыкант вправе самостоятельно решить, какая система настройки нравится/подходит ему больше: 432 Гц или 440 Гц. Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть и послушать видео YouTube-канала Chords Of Orion «432Hz VS 440Hz — An Ambient Guitar Shootout!». В видео автор настроил гитару в двух вариантах и предложил зрителям сравнить, какое звучание инструмента им нравится больше (первые две минуты ролика дядька вводит в курс дела, музицирование начинается с отметки 1:55).
Другое заслуживающее внимание видео вышло на канале гитариста Роджера Дейла. В нём Роджер исполняет инструментальную версию трека Procol Harum «A Winter Shade Of Pale» на гитаре, настроенной по 432 и 440 Гц. Причём видео нарезано так, что сравнение идёт практически параллельно — вы не успеете забыть, как звучит гитара в той или иной настройке. Играет Роджер, конечно, так себе, но разницу в настройке не заметить трудно.
https://www.youtube.com/watch?v=74JzBgm9Mz4
На мой слух, настройка по Ля на 432 Гц звучит не так чисто и ясно — хочется немного подкрутить колки, чтобы вернуться к привычным 440 Гц. Тем не менее некоторым моим знакомым такой строй нравится больше. Так или иначе, но разные варианты настройки могут пригодиться в самый неожиданный момент — вполне возможно, что строй от 432 Гц поможет написать необычную аранжировку или нестандартно звучащий трек.
А вы что думаете? Звучание какого строя вам нравится больше?
Читайте также
Полиритмия, полиметрия, кросс-ритм: что это такое и какая между ними разница
Евклидов ритм: когда музыка работает по законам математики
Не сложилось: почему саксофона нет в оркестре?
Музыканты и социальные науки: зона белых и чёрных лебедей
Кофейная кантата Баха: как Иоганн Себастьян Бах первым написал оду любви к кофе
В аблетоне можно задать частоту для Ля, попробовал сначала 440, потом выставил 432, поиграл пару аккордов туда-сюда, поначалу звучало непривычно, но в мозгу потом как перещелкнуло, так звучит живее, как бы естественней. Переключил обратно на 440, музыка как будто более застывшая получается что ли, формальная
Обнаружил занятное чтение «Биорезонансные частоты Р.Р. Райфа.» (http://electroherbalism.com/) Оказалось можно так попробовать будить флору разнообразную. 435 Гц вообще интересно, более 40 прямых показаний. Да и звучит в моей базе намного интересней.
Да,разница звучания почти не отличается. Однако влияние на сознание оказывает другое. 440 более деструктивная частота. Вопрос,зачем было переходить на эту частоту? Причём методично лоббируя? А Pink Floyd настраивались на 432,когда все использовали уже 440 и каков результат? Более 300 миллионов проданных пластинок.
В древнем Египте,а за тем и в Греции использовались музыкальные инструменты для настройки физического и энергетического тела. То есть все семь энергетических центров(чакр). Информация заложенная в музыке напрямую проникает в подсознание,так что частота очень важна. Геббельс в свое время тоже лоббировал частоту 440,чтобы затуманить сознание огромной массе людей.
Никому не показалось странным в статье, что Герц предложил свою единицу частоты в 1830г., а Совер уже в 1713г. определил для С4 частоту в 256 Гц?
Сильно заблуждаются те, кто считает секунду случайным отрезком. На секунды чисто делятся сутки, и чисто делится год. Секунда, как эталон для меры времени использовалась с незапамятных времен. Кто сомневается, интернет в помощь. Хотя не смог ощутить комфорт или дискомфорт от звучания в роликах, но интуитивно понимаю, что 432 правильно. Тем более, что нет никаких внятных доводов, по какой причине принят 440, а не 432.
Вот совсем и нет
Учебник физики вам в помощь, за седьмой класс, в сутках не ровно 24 часа, и естественно секунд. Отсюда високосные года, да ещё разные индикции или как их там ,раз в пол тыщи и сколько то лет ещё день набегает. А периодически ученые корректирует время на хрен знает какие, нано пико итд, части секунды.
https://youtu.be/C9BiVzdUsQg
440, 432 итд это всего лишь частоты. Частота это количество колебаний в СЕКУНДУ. А что такое «секунда»? Ее придумали люде, привязав время распада стронция, потому, что не нашли ничего более точного, к чему можно привязать время. Потому никаких реальных доказательств про божественную природу частоты 432 нет и быть не может. (хотя как музыкант я подтверждаю, что на слух разница есть и 432 приятней звучит) Древние индусы считали наименьшей единицей времени тот интервал, за который «квант энергии переносится на расстояние собственной длины». На сегодняшний день такая точность измерения не достигнута, но только она имеет право считаться эталоном времени ,т.к является наименьшим строительнвм кирпичиком мироздания. «Герцы» привязанные к индийской «секунде» показали бы совершенно иные значения для частот. Вероятней всего это были бы целые числа (по своей длине упирающиеся в бесконечность))). Вывод: остается экспериментальным путем, методом древних- (киматики как заметил ВАсилий) искать наиболее правильные геометрические структуры и фиксировать частоты, которые их формируют. Это и будет оптимальный (доступный нам) метод поиска правильного звукоряда.
Есть такой эксперимент. Берут колонку, поворачивают диффузором вверх, на нее ставят металлическую пластину, на пластину сыпят песок. На колонку подают звук разной тональности/герцовости. Песок на пластине образует узоры. 432 Гц образует геометрический узор, а на частоте 440 — узор уже не такой геометрический, разрушенный. Ну и так далее, повышая или понижая герцы можно увидеть устойчивые геометрические узоры и разоушенные/переходные их состояния. Рискну предположить что тональности/герцовости что образуют устойчивые узоры и являются наиболее гармоничными для слуха, восприятия организмом.
Люди) в статье ни слова нет о самом главном, как будто и не существует вовсе киматики, визуализации звуковых волн. автор не нашел самых главных ютуб видео, на которых видно как песочек выстраивается в красивую картинку на 432 и в расплывчатое на 440. кто что скажет?
Смешно, если честно. Даже сама чистота 440 меняется внутри нашего мозга в зависимости от температуры окружающей среды и артериального давления. Бессмыслица какая-то. Нет тут единого восприятия ни 440 ни 432
так это не для тебя, остынь
Звучит это всё конечно интересно, но мне кажется разница не так уж велика что бы прям устраивать такие монументальные баталии, просто слегка оттенок меняется. Чисто дело вкуса, как по мне.
В том-то и соль, что дело вкуса) но этот самый вкус приводит к удивительным спорам))
вот это вообще моё любимое доказательство превосходства 432 Гц:
ну и успокойся, слушай как было, а мы на 432)
С недавних пор использую 432 Hz, для меня звучит приятнее, остальное не важно!
Музыканты 60-70 годов пользовались этим много лет! На электрогитарах понижали строй, особенно в блюзе на пол тона ниже звучит нежно и сочно. Не зря Хендрикс ее так настраивал.Да и в современном роке много где именно на пол тона понижают. Это конечно не совсем то но звук инстумента изменяет в лучшую сторону.
А если настроить всё от Ля на 432 Гц и ещё на полтона от этого понизить, то звук будет совсем хороший
ты прям дохтер наук
440
440 тебе щелбанов