В основе музыки всегда лежит размер — система, показывающая количество сильных и слабей долей в такте. И хотя самыми популярными размерами считаются простые метры вроде 4/4 и 6/8, даже внутри них можно создавать комплексные ритмические рисунки, объединяющие элементы нескольких размеров и делающие музыку значительно интереснее. Из этого материала вы узнаете, что такое полиритмия, полиметрия и кросс-ритм, а также разберётесь в отличиях этих терминов.
Популярная музыка обычно полагается на простые музыкальные размеры — 2/2, 4/4, 3/4 и 6/8. Эти размеры строятся на общих ритмах из четвёртых, восьмых и шестнадцатых нот, которые довольно просты для исполнения. Подобная простая ритмика встречается в блюзе, роке, кантри, фолке, электронной и популярной музыке (даже несмотря на то, что некоторые размеры считаются мёртвыми для этих стилей).
Однако простыми ритмами дело не ограничивается, а в джазе, хип-хопе, метале и народной (особенно африканской и индийской) музыке всё обстоит куда интереснее. Композиции этих жанров используют более сложные и комплексные ритмы в рамках привычных музыкальных размеров, построенные на полиритмах, полиметрах и кросс-ритмах. Редакция SAMESOUND разбирается, что такое полиритмы и полиметры, чем они отличаются от кросс-ритмов и рассказывает, как распознать их и применить на практике.
Что такое полиритмия
Полиритмия — одновременное сочетание двух и более ритмических рисунков, не совпадающих по количеству временных долей в такте. Когда инструмент играет параллельно несколько отличающихся ритмических фигур, он создаёт полиритм, делающий музыку намного интереснее и придающий ей дополнительной выразительности.
Большинство полиритмов, использующихся в наше время, основаны на сложной ритмике африканской музыки. Подобная музыка обычно исполняется группой барабанщиков на традиционных ударных инструментах: один музыкант отыгрывает один ритм, второй — дополняет его ритм своим, третий — дополняет оба ритма.
Несмотря на то, что полиритмы и полиметры использовались в классической музыке с XVII-XVIII веков, а национальная музыка применяла их с начала времён, популярная музыка обратилась к сложным ритмическим рисункам значительно позднее. Одними из первых полиритмы взяли на вооружение джазовые музыканты. Позднее эстафету приняли металисты, со временем сформировавшие новые направления музыки, в основе которых лежит использование полиритмов.

Самым популярным полиритмическим мотивом в современной музыке считается гемиола, также берущая корни из африканской музыки. Гемиола представляет собой наложение простого двухдольного ритма на триольный ритм.
Повторить такой ритм просто: в размере 6/8 создайте ритмический рисунок из триолей, а затем дополните его двумя половинчатыми нотами. К примеру, если использовать ударную установку, то рабочий барабан будет отыгрывать три равных удара на такт, а бас-бочка — два.
- Гемиола 0:15
Как устроена полиритмия
Чтобы понять, как устроена полиритмия, обратимся к формуле X:Y, где:
- X — контрритм;
- Y — базовый импульс.
В упоминаемой выше гемиоле используется полиритм с формулой 3:2: на каждые два базовых импульса (удары бочки) приходятся три контрритма (удары рабочего барабана). Таким образом, гемиола совмещает ритмическое исполнение дуолей с независимым исполнением триолей.

Из-за того, что длительности нот в ритмических фигурах идентичны, первые звуки импульса и контрритма совпадают, после чего ритмы расходятся. Вторая нота импульса в схеме 3:2 звучит между вторым и третьим контрритмом. Для создания полиритма нужно поместить между вторым и третьим звуком первой партии (контрритма) второй звук второй партии (импульса).
- Полиритм на примере партии ударных 0:12
Такая схема работает только при игре восьмыми нотами. Если заменить восьмые на четверти, контрритм перестанет быть собой, а партия лишится полиритмической структуры.
Кросс-ритм как частный случай полиритма
Кросс-ритм представляет собой особую форму полиритмии, относящуюся к системным полиритмам.
Термин «кросс-ритм» придумал Артур Моррис Джонс в 1934 году. Джонс использовал его для обозначения ситуаций, когда ритмический конфликт полиритмов становится основой музыкального произведения.
В Гарвардском музыкальном словаре кросс-ритм определяется как «ритм, в котором правильная картина акцентов преобладающего метра [размера] противоречит и без того противоречивой ритмической схеме». В свою очередь словарь Musipedia описывает кросс-ритм как эффект, при котором акценты в музыкальных партиях отличаются от стандартных акцентов, принятых в музыкальном размере.
К примеру, если сместить акценты одной из партий (или её части) в размере 4/4 со стандартной схемы 2:2:2:2 с выделением каждого второго звука на 3:3:2 с выделением третьего и второго звуков, то образовавшееся сочетание акцентов создаст кросс-ритм.

Ранние исследования кросс-ритма говорили о нём, как о частном случае полиметра — считалось, что кросс-ритм возникает при соединении партий в разных размерах с несовпадающими акцентами. Теоретически, такие партии никогда не будут звучать слаженно из-за разности размеров и акцентов на сильную долю в них.
Тем не менее на практике ситуация обстоит совершенно иначе: разноразмерные партии сливаются в единую, слаженную и необычную картину. Во многом связь кросс-ритма с полиметрией была обусловлена тем, что исследователи воспринимали африканскую музыку как полиметричную, в которой партии всех инструментов композиции исполняются в разных размерах.
В качестве примера зачастую рассматривалась музыка йоруба, исполняемая на барабанах дундун. В йоруба два барабанщика играют стандартный ритм клаве с пятью акцентами в полиметрическом комбинированном размере 7/8+5/8. Партия первого барабанщика объединяет три импульса, партия второго — четыре импульса, благодаря чему акценты смещаются и образуют кросс-ритм.
С течением времени восприятие африканской музыки изменилось — исследователи стали рассматривать её как полиритмичную, в которой все партии исполняются в одном размере, но с акцентированием на разных долях. Таким образом игра с акцентами создаёт ощущение разноразмерности композиции: слушателю кажется, что все инструменты играют в разных размерах, хотя на самом деле никто не покидает первоначального метра.
В итоге кросс-ритм стали рассматривать как частный случай полиритма. В музыкальной популярной литературе и обсуждениях на форумах кросс-ритм и полиритм и вовсе становятся синонимами.

Техника кросс-ритма работает с партиями любых инструментов, достаточно противопоставить один размер в одной партии другому размеру в другой. Однако применяется он не так часто — самыми заметными поклонниками кросс-ритма оказались прогрессив-металлисты, среди которых активнее всего он применяется в творчестве Dream Theater, TOOL и Polyphia.
Пользоваться кросс-ритмом достаточно сложно: бездумное заигрывание с ожиданиями слушателя и его восприятием может разрушить целостность композиции.
Если же говорить о конкретных примерах, то среди интересных вариантов можно выделить композицию Этьена Жоме «Repeat Again After Me». Трек написан в размере 3/4, при этом на отметке около 3:40 появляется партия клаве в размере 3/8.
Другой яркий пример — трек Âme «Rej», взрывавший танцполы в конце 2000-х годов. Помимо того, что композиция считается гимном эпохи Minimal Techno, её также отличает наличие кросс-ритмов. Определить размер мелодии довольно сложно, хотя трек написан в размере 4/4.
Что такое полиметрия
Полиметрия — одновременное сочетание двух и более размеров (метров). Принцип работы полиметрии совпадает с полиритмом — здесь также применяется формула X:Y, в которой:
- X — контрметр;
- Y — базовый импульс.
Простейший пример полиметрии — формула 4:3, в которой одна партия исполняется в размере 4/4, а другая — 3/4. По такому принципу написана композиция Led Zeppelin «Kashmir»: синтезатор и электрогитара играют на три четверти, вокал и ударные — на четыре четверти.
Несмотря на различие размеров тактов у разных инструментов и смещение сильных долей относительно друг друга, общий ритм композиции остаётся единым.
Полиметрия — более сложный приём не только для исполнителя, но и для композитора, так как при написании партий нужно сохранять чёткую организацию внутри каждого используемого размера. С точки зрения композиции, при работе с полиметрией нужно внимательно следить за акцентированием сильных долей в разных партиях, и только потом смотреть на сочетание размеров между собой.
Как устроена полиметрия
Все полиметры формируются по одному принципу: одна партия играется в одном размере, вторая — в другом. Экспериментировать с разными размерами довольно просто, если запомнить, где и когда ставить акценты на сильную долю, а также не путаться в ритмике исполнения.
Базовый рифф 4/4 в размере 4/4
Простой гитарный рифф, сыгранный в размере 4/4. Используются восьмые длительности нот.
- Базовый рифф 4/4 в размере 4/4 0:25
Базовый рифф 4/4 в размере 3/4
Теперь сыграем рифф на 4/4 в размере 3/4. Обратите внимание, что количество нот остаётся прежним, но смещаются акценты.
Из-за того, что в размере 4/4 в рамках такта у нас умещается восемь восьмых нот, часть нот переезжает в следующий такт.
- Базовый рифф 4/4 в размере 3/4 0:20
Базовый рифф 3/4 в размере 4/4
Теперь сыграем рифф на 3/4 в размере 4/4. Обратите внимание, что количество нот остаётся прежним, но смещаются акценты.
Из-за того, что в размере 3/4 в рамках такта у нас умещается шесть восьмых нот, здесь часть нот переезжает в предыдущий такт.
- Базовый рифф 3/4 в размере 4/4 0:21
Полиритмия и полиметрия: так в чём же разница?
Вопрос о том, чем отличается полиритмия от полиметрии встречается довольно часто. В английской литературе оба термина зачастую объединяют понятием «Полиритмия» как наложение ритмов (собственно, полиритмию), так и объединение размеров (полиметрию).
Так, например, в Музыкальном словаре Гроува полиритм определяется как наложение различных ритмов и метров. В то же время в европейской и отечественной музыкальной теории термины принято использовать отдельно друг от друга. Тем не менее Европа, Россия и страны СНГ зачастую воспринимают полиметрию как частный случай полиритмии с той оговоркой, что чёткого разделения двух терминов не существует.
Так или иначе, но разграничивать полиритмию и полиметрию нужно — базовый принцип у терминов всё-таки разный. Повторим:
- Полиритмия — соединение двух и более совершенно разных ритмических рисунков в единое целое.
- Полиметрия — соединение двух и более разных музыкальных размеров в единое целое.
Что же касается кросс-ритма, то термин можно воспринимать как синоним полиритма. Вряд ли кто-то станет с моноклем и пеной у рта доказывать, что вы не правы, когда говорите об использовании полиритмов в своей музыке, хотя на деле у вас используется кросс-ритм.
Спасибо за статью! Сначала недопонял, потом понял. Нет функции удаления комментария. Пришлось редактировать.
Впервые авторизовался на этом сайте только ради того, чтобы сказать СПАСИБО! Отличное, понятное изложение сути! Примеры! Всё супер! Теперь всё понятно по этой теме!!! Респект авторам
Очень понятное изложение для обывателя, спасибо
В примере с гемиолой рабочий барабан отыгрывает два равных удара на такт, а бас-бочка — три. Поправьте, пожалуйста.
Спасибо. Сделали пример с тремя ударами рабочего и двумя бочки.
[wpd-giphy id=’5xaOcLGvzHxDKjufnLW’ subdomain=’media1′ width=’500′ height=’342′]
Ребята, спасибо вам за этот крутейший информационный материал.
по-моему это единственная адекватная статья на эту тему во всем музыкальном рунете
Блин, парни, это просто волшебно, что вы публикуете такие статьи на русском и бесплатно, доступно и понятно
Шикарно :)
Но всё-таки, что такое «кросс-ритм»? А то это вот «противоречие противоречивой схеме, в отличии от принципиально неоспоримого» как-то не очень понятно.
Леонид, спасибо за уточнение — дополнили текст. По факту, кросс-ритм и полиритм сейчас стали одним и тем же
Вот теперь я всё понял :) За примеры отдельное спасибо. :)