in

Оборудование Kraftwerk: 7 устройств, доказывающих технологическую инновационность немецких электронщиков

Оркестровый синтезатор, металлические пэды и другие самодельные и коммерческие инструменты, сформировавшие звучание легендарной группы.

Оборудование Kraftwerk, музыкальные инструменты kraftwerk, инструменты kraftwerk

Kraftwerk по праву считаются пионерами электроники, своим творчеством повлиявшие на синти-поп, техно и всю электронную музыку. Желая максимально точно отразить свои задумки, немецкая группа создала множество новых и модифицировала десятки уже существующих музыкальных и электронных инструментов, заслужив статус технологических инноваторов. Участники Kraftwerk всегда делают все возможное, чтобы с помощью технологий вывести свою музыку на новый уровень и достичь новых технологических высот своим творчеством.

Основанная в 1969 году Ральфом Хюттером и Флорианом Шнайдером, группа за почти 50 лет своего существования прошла через десятки внутренних изменений, но всегда оставалась на острие прогресса. Вышедший в 1974 году альбом Kraftwerk «Autobahn» считается одной из величайших и важнейших записей в истории мировой музыки. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть живое исполнение заглавного трека пластинки: ода путешествию по скоростным автобанам Германии до сих пор звучит мощно и свежо, ничуть не уступая по оригинальности любой современной композиции.

Все эксперименты Хюттер и Шнайдер проводили в собственной студии Kling Klang Studio — полностью изолированной от средств связи и отрезанной от мира звуковой лаборатории, помогавшей коллективу создавать шедевры, не отвлекаясь на окружающие события. Самое интересное в том, что для записи музыки группа не только покупала самое новое и технологически продвинутое оборудование, но и создавала абсолютно уникальные инструменты: барабанные пэды, голосовые синтезаторы, секвенсоры и многие другие вещи, которые удивляли слушателей не меньше самого творчества.

Редакция SAMESOUND.RU рассказывает про самые интересное и инновационное оборудование Kraftwerk, благодаря которому группа создала собственное неповторимое звучание.

Moog Minimoog

Оборудование Kraftwerk, музыкальные инструменты kraftwerk, инструменты kraftwerk

К моменту выпуска четвёртого альбома Kraftwerk «Autobahn» басовый синтезатор Moog Minimoog уже не был чем-то новым и инновационным. Тем не менее то, как группа использовала его, удивило многих. Пульсирующая басовая линия заглавного трека появилась за три года до композиции Донны Саммер «I Feel Love» с аналогичным приемом и оставила неизгладимый след на всей электронной музыке 1980-х.

Музыка Kraftwerk вдохновила Хуана Аткинса на создание техно. Аткинс, считающийся одним из отцов жанра, в конце 1970-х постоянно слушал детройтскую радиостанцию The Elecifying Mojo, но из всех электронных экспериментаторов именно Kraftwerk произвели на него впечатление.

«Mojo частенько ставили в эфир „Trans-Europa Express“ и „We Are The Robots“. Когда я впервые услышал „We Are The Robots“, то попросту оцепенел. У меня отпала челюсть!», — вспоминал в интервью EB Хуан Аткинс. — «Их музыка звучала так свежо и по-новому. К тому моменту я уже занимался электроникой, но результаты и близко не были похожи на Kraftwerk — у них компьютеры как будто разговаривали друг с другом».

Сегодня Kraftwerk не используют аналоговой оборудование, которое уступило место цифровым технологиям. В одном из видео 2015 года, немецкая группа показала стафф, которым пользуется сейчас и большая часть устройств представляла собой софтовые синтезаторы, MIDI-контроллеры и прочие устройства, управляющие цифровыми инструментами. Несмотря на это, незабываемый звук Moog Minimoog до сих пор играет важную роль в саунде группы: как минимум один из участников Kraftwerk пользуется Creamware Minimax ASB — точной цифровой копией оригинального Minimoog.

Самодельные барабанные пэды

Оборудование Kraftwerk, музыкальные инструменты kraftwerk, инструменты kraftwerk

С самого начала своей карьеры Kraftwerk активно пользовались драм-машинами. К середине 1970-х группа стала искать новые пути создания электронных ритмов. В 1975 году коллектив появился на научном и технологическом шоу Tomorrow’s World, организованном BBC, вместе с набором самодельных ударных, на которых играл Вольфганг Флюр. Комплект состоял из шести металлических пэдов, генерирующих звук при ударе металлической палочкой.

Сами по себе пэды не издавали звуков и работали в связке с драм-машиной Maestro Rhythm King. Инструмент 1960-х годов умел воспроизводить только заранее запрограммированные ритмы, но Kraftwerk это не остановило: группа модифицировала драм-машину таким образом, чтобы она реагировала на прикосновения к пэдам. В одном из интервью 1981 года Хюттер рассказывал, что пэды не были чувствительны к силе нажатия, поэтому динамика, тембр и высота звука управляли набором напольных педалей.

Изменённая драм-машина была не единственным ритмическим инструментом, созданным Kraftwerk. Для тура 1976 года Вольфганг Флюр специальную лазерную клетку: стоя внутри неё, Флюр преломлял лазерные лучи собственным телом, тем самым запуская проигрывание барабанных звуков. Несмотря на крутизну, от устройства быстро отказались ввиду его ненадежности. По словам Вольфганга, после неудачного концерта с использованием клетки в Ливерпуле, критики сравнили его с регулировщиком дорожного движения, намекая на безуспешность размахиваний руками в сломанной клетке.

В наши дни Kraftwerk полагаются на программные драм-машины. В туре 2015 группа полагалась на популярный контроллер Native Instruments Maschine, запуская с него сэмплы.

Секвенсор Synthanorma Sequenzer

Оборудование Kraftwerk, музыкальные инструменты kraftwerk, инструменты kraftwerk

Музыка Kraftwerk создавалась задолго до появления MIDI, контроллеров, DAW, автоматизации и других удобств от мира музыкальных технологий. Немецкой группе приходилось играть на всех инструментах самостоятельно или пользоваться аналоговыми секвенсорами, которые передавали по специальным кабеля CV-сигналы — сигналы контрольного напряжения, приводившие электронные музыкальные инструменты в действие.

В 1976 Хюттер и Шнайдер приехали в студию Matten & Wiechers в немецком Бонне, чтобы создать 16-шаговый секвенсор, который помог бы группе автоматизировать работу с лупами. Получившийся инструмент назвали Synthanorma Sequenzer и впервые применили при записи «Trans-Europa Express». По-настоящему секвенсор раскрылся в 1978 во время записи «The Man-Machine», где секвенсор усиливал и ослаблял, ускорял и замедлял партии ударных.

В 1993 году Kraftwerk объединились с создателем Eurorack Дитером Допфером. Результатом совместной работы стал MAQ 16/3 — гибридный аналоговый и MIDI-секвенсор, производство которого было прекращено несколько лет назад.

Vako Orchestron

Оборудование Kraftwerk, музыкальные инструменты kraftwerk, инструменты kraftwerk

Одним из самых запоминающихся звуков на альбоме Kraftwerk «Radio-Activity» 1975 года стал искусственный хор, звучащие на заднем плане. В наши дни для получения подобного саунда музыканты используют меллотрон, но в 1970-х Kraftwerk пользовались малоизвестным клавишных инструментом Vako Orchestron.

До изобретения цифровых синтезаторов, генерирующих реалистичные звуки, музыканты по всему миру использовали девайсы наподобие Mellotron и Orchestron, работающие вместе с заранее записанными сэмплами других инструментов. Меллотрон хранил образцы звуков на магнитной плёнке и воспроизводит их на разной высоте в зависимости от нажатой на клавиатуре клавиши. В свою очередь оркестрон хранил не сам звук, а форму звуковой волны, используя для этого одну из ранних версий оптических дисков.

Оркестрон был профессиональной версией оптигана — инструмента, созданного американским производителем игрушек Mattel. Kraftwerk купили одну из первых версий необычного музыкального инструмента, оснащенного 8 звуками: хором, флейтой, саксофоном, органом, рожком, скрипкой, виолончелью и органом Хаммонда. В том или ином виде оркестрон активно применялся при записи «Trans-Europa Express» (1977) и «The Man-Machine» (1978).

Doepfer MOGLI MIDI-Glove

Оборудование Kraftwerk, музыкальные инструменты kraftwerk, инструменты kraftwerk

На протяжении всей карьеры Kraftwerk поддерживали дружеские отношения с Дитером Допфером, который помог группе создать множество уникальных инструментов. Одним из ярких примеров совместных актов инженерии считается MIDI-контроллер Doepfer MOGLI, появившийся в 1993 году и позволявший управлять музыкальным оборудованием движениями рук.

Взломом контроллеров Nintendo Wii и Microsoft Kinect для превращения их в инструмент управления студией посредством жестов сегодня никого не удивишь, но Дитер Допфер смог добиться аналогичных результатов намного раньше и на более архаичном оборудовании. Взяв за основу контроллер Nintendo Power Glove (который, кстати, был жутким коммерческим провалом), Допфер создал MOGLI (MIDI Output Glove Interface) — MIDI-перчатку, которая преобразовывала движения рук в MIDI-данные.

Kraftwerk использовали MOGLI во время концерта на фестивале ARS Electronica Festival for Art, Technology and Society, прошедшем в 1993 в Австрии. С помощью перчатки группа исполнила треки «Pocket Calculator» и «Musique Non Stop». Что же касается MOGLI, то контроллер поступил в продажу очень ограниченным тиражом — всего 350 штук.

Robovox

Оборудование Kraftwerk, музыкальные инструменты kraftwerk, инструменты kraftwerk

За последние 50 лет синтетическое и электронное звучание Kraftwerk вдохновило тысячи исполнителей и музыкантов по всему миру. Многие смогли приблизиться по звучанию к знаменитой немецкой группе, но в точности повторить роботизированную речь, использовавшуюся Kraftwerk в своих треках, не смог никто. Для создания подобного голоса группа использовала множество различного оборудования: вокодеры Roland, Sennheiser и EMS, синтезаторы Synclavier и речевой транслятор Texas Instruments Language Translator. Особняком в этом списке стоит инструмент Robovox, история появления которого практически неизвестна.

В 1990 году Флориан Шнайдер запатентовал «систему и метод синтезирования пения в реальном времени», на которой основывался Robovox. Считается, что впервые инструмент использовался в 1991 году в перезаписанной версии трека «The Robots». По имеющейся информации, специальный голосовой чип робовокса управляется двумя клавиатурами: одна изменяет длину и высоту нот, другая контролирует фонемы — десятки тысяч звуков, которые вместе превращаются в слова.

3D-очки

Оборудование Kraftwerk, музыкальные инструменты kraftwerk, инструменты kraftwerk

В 2009 Kraftwerk добавили дополнительное измерение к своим выступлением через использование 3D. Каждый зритель в зале получил пару 3D-очков, которые дали им возможность наблюдать за объемными проекциями за спинами музыкантов. Видеоряд включал различные абстрактные образы в стиле Баухауса, путешествие по немецкому автобану с видом из глаз и другие подобные вещи.

Концерты в 3D вполне привычная вещь: можно посмотреть десятки выступлений в трёхмерном формате, сидя у себя дома. Использование 3D на живом выступлении — явление редкое. Тем удивительные факт того, что трёхмерный опыт своим слушателям предложили именно Kraftwerk, чьи концерты довольно статичные. Сегодня, когда в Kraftwerk остался только один оригинальный участник, Ральф Хюттер, 3D-концерты подтверждают тот факт, что Kraftwerk — это нечто большее, чем музыканты в студии и на сцене.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии