Реверберация и дилэй выполняют схожую функцию — повторяют исходный сигнал несколько раз. Несмотря на смысловую близость, работают и применяются эффекты по-разному. Из этого материала вы узнаете, когда лучше использовать реверберацию, а когда — дилэй.
«Реверберация или дилэй?», — вопрос, который волнует многих. Чаще всего им задаются начинающие продюсеры и звукорежиссёры: оба эффекта выполняют схожую функцию, отчего не понятно, когда и какую обработку лучше использовать.
Прежде, чем разбираться в сценариях применения дилэя и реверберации, напомним, что это за эффекты и как они работают.
Что такое дилэй?
Эффект дилэя (англ. delay — задержка) максимально прост: процессор захватывает исходный звуковой сигнал и повторяет его один или несколько раз вслед за оригиналом. Повторения отделены и независимы друг от друга: копии воспроизводят исключительно исходный сигнал спустя определённое время и не обращают внимание на уже прозвучавшие повторы. Более того задержка работает на затухание: каждый повтор всегда звучит тише предыдущего отзвука.
Эффект задержки легко встретить в реальном мире. Каждому хорошо известно такое явление как эхо, образующееся при отражении звуковой (или электромагнитной) волны от плоскостей (естественных препятствий) на своём пути. Отражённый звук возвращается обратно, но звучит отдельно от исходного сигнала.
Обычно эхо ассоциируется с горами, но чтобы услышать задержку сигнала в реальном мире не обязательно ехать в горы. Пройдитесь в узком переулке: звук шагов всегда отражается от стен зданий и повторяется с небольшой, но хорошо различимой задержкой.
Что делает реверберация?
Когда звуковая волна (сигнал) отражается много раз от разных поверхностей, образуется реверберация. Как и в случае с дилэем, мы слышим отражения позже исходного звука. Разница в том, что при реверберации время задержки настолько мало, что исходный звук и его копии слышатся как один объёмный сигнал.
Дилэй повторяет оригинальный звук в неизменном виде несколько раз. Реверберация же может звучать по-разному.
Звучание реверберации зависит от множества факторов. Источник сигнала и его положение в пространстве, окружающие поверхности и их материалы, размер окружения — всё это влияет на характер реверберированного сигнала.
Студийный эффект реверберации воссоздаёт отражение звука в пространстве (подробнее см. «Гид по эффектам: реверберация»). Задача обработки заключается в создании у слушателя ощущения, что звук записан в естественных и богатых на отражениях условиях — в церкви, в большом зале, в комнате, а не в идеально сухой студии. Виртуальные и аппаратные эффекты реверберации воссоздают сотни мест и даже способны создавать уникальные пространства для отражения сигнала.
Когда лучше использовать реверберацию, а когда — дилэй?
Несмотря на одинаковую суть эффектов, их применение должно быть продиктовано проектом, над которым вы работаете. Одни композиции требуют реверберации, другие — дилэя, третьи — расцветут от комбинации обоих обработок. Тем не менее можно выделить несколько ситуаций, в которых лучше использовать только один из двух эффектов.
1. Используйте реверберацию, когда вы знаете, в каком пространстве мог бы звучать сигнал
Многое продюсеры и инженеры используют фразу «поместить звук в подходящее пространство». В этом и заключается суть реверберации: имитировать знакомое или совершенно новое пространство, чтобы придать звуку объём и вписывающийся в контекст песни тембр.
Благодаря реверберации сигнал можно поместить в самые разные условия: ангар и склад, ночной клуб, концертный зал или стадион. Подобрать подходящий вариант не составит труда, благо в ревербераторах хватает пресетов и настроек, чтобы накрутить желаемое окружение.
Дилэй бесполезен в ситуациях, когда вы хотите воссоздать звучание концертного зала или плотного джазового клуба. В таких случаях лучше довериться реверберации.
2. Используйте дилэй, если реверберация загрязняет микс
Распространённая ошибка — добавление реверберации на каждую дорожку. Микс становится грязным и мутным, слушателям сложно различить инструменты между собой и понять, что происходит в треке.
Даже при добавлении реверберации на одиночной дорожке эффект может разрушительно сказаться на треке. Хвосты реверберации могут звучать слишком долго, выбивать инструмент из общей картины и попросту звучать неестественно.
Если вы стремитесь придать больше воздушности и объёма гитарам, синтезаторам или вокалу, а ревербератор делает микс мутным и непонятным — попробуйте короткий дилэй. Задержка создаст ощущение просторности и объёма без ущерба для звуковых деталей.
3. Используйте реверберацию в медленных и слабо насыщенных инструментами композициях
Медленные и минималистичные треки с небольшим количеством инструментов — идеальный холст для применения реверберации. Благодаря малой интенсивности музыки и просторности микса слушатели смогут чётко расслышать инструменты и созданные хвосты и спады реверберации. В таких условиях можно отфильтровать реверберацию по времени и автоматизировать изменение высоты сигнала, чтобы придать дополнительной глубины звучанию.
В быстрых и насыщенных песнях долгая реверберация убивает чистоту и ясность микса. Хвосты эффекта не успевают вовремя раствориться, накладываются друг на друга и закрывают собой остальных участников аранжировки. Как итог песня звучит смазано и мутно, а ведущие элементы теряются где-то на задворках микса (более подробно об использовании реверберации без грязи уже рассказывалось в серии двухминутных советов от iZotope).
В интенсивных миксах отдайте предпочтение дилэю. Для большего удобства и точности эффект можно синхронизировать с темпом проекта, а также подстроить соотношение исходного и обработанного сигнала так, чтобы создать ощущение глубины и пространства.
4. Используйте дилэй для улучшения существующих и создания новых грувов
Дилэй творит чудеса в ситуациях, когда требуется разнообразить существующий грув или создать что-то совершенно новое из статичных звуков. Комбинация реверберации и дилэя, с упором на последний, способна создать уникальные звуки на стыке музыкальных инструментов и эффектов. Подобный подход — основа звука музыки в стиле даб, в которой комбинирование пространственных эффектов используется повсеместно для создания ритмических эффектов.
Добавление дилэя с синхронизацией времени задержки с темпом проекта улучшает звучание инструмента. Повторы синхронизируются с основным сигналом и создают более плотную и монолитную картину.
Более того эксперименты с дилэем типа «пинг-понг» зачастую приводят к появлению новых идей. В таких случаях задержка работает по принципу «вопрос-ответ», что вкупе с дополнительной обработкой, например, дисторшеном, образует совершенно новые ритмические рисунки.
5. Используйте реверберацию для создания единой атмосферы
Реверберация создаёт атмосферу в миксе, которая перемещает слушателя в новую звуковую среду. Однако перенос в некое новое пространство требует сдержанности и аккуратности в настройке ревербератора. При правильной настройке ревербератора создаётся ощущение единого пространства для всех инструментов. Всё хорошо в меру.
Использование нескольких ревербераторов с разными настройками создаёт в треке множество отличающихся друг от друга пространств. Каждый инструмент оказывается оторван от других участников микса, из-за чего слушателям трудно понять, где и что находится.
Применение двух-трёх эффектов с общим типом эффекта (например, реверберация с имитацией небольшой комнаты) связывает элементы трека между собой, помещает их в общую среду. Даже если инструменты были записаны в разных местах, одинаковая реверберация объединит их в одном пространстве.
В то же время дилэй подчёркивает звук инструмента на общем фоне. Хорошая практика — создать общее пространство для всех участников микса, но выделить кого-то одного задержкой.
Заключение
Приведённые примеры нельзя считать набором правил, когда использовать реверберацию, а когда дилэй. Всё написанное выше — не более чем варианты отправных точек при принятии решений. Как и всегда, применение тех или иных эффектов диктует художественная составляющая трека.
Помните, что использование дилэя не исключает применения реверберации, и наоборот. Во многих песнях оба эффекта используются одновременно для улучшения тех или иных звуковых характеристик. Используя дилэй и реверберацию последовательно или параллельно, вы можете придать сигналу различный оттенок — богатый и насыщенный, атмосферный и объёмный, диссонирующий и неприятный. В общем, только вам решать, что нужно треку — реверберация или дилэй.